УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ВУЗА НА ОСНОВЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

 

 
   
 

Бондарь В.А., д.т.н., профессор; Жуков В.К., к.п.н., доцент;

Воронин А.И., к.т.н., доцент; Кручинин В.В., к.т.н., доцент.

 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР, Томск)

 E-mail: vai@ie.tusur.ru

тел/факс (382 2) 41-39-46; 41-38-93  

 Для построения единого, информационного пространства следует реализовать следующие принципы работы с информационными ресур­сами: 

1. Обеспечить максимально комфортный доступ к основным информационным ресурсам вуза.

 Реализация этого принципа требует создания технологии реализации практического доступа к вузовским информационным ресурсам - оперативное и достаточное предоставление требуемой информации в понятной форме для любого типа ресурса. Предоставить условия для создания, обновления, дополнения ресурсов, технологий и методов работы с ними.

 2. Обеспечить защиту информационных ресурсов.

 Все программные продукты, работающие с информационными ресурсами, должны быть защищены от несанкционированных действий. Хранение и доступ к информации должны удовлетворят всем требова­ниям безопасности при работе в сети.

 3. Интегрируемость информационных ресурсов.

 Не имеет смысла говорить о создании единого информационного пространства, основываясь на работе с независимыми и разъединен­ными типами информационных ресурсов. Будет нарушена основная цель информационного пространства - приблизить уровень образова­ния к максимально возможному. Должны быть заложены механизмы для интеграции всех типов ресурсообеспечивающих технологий.

 4. Открытость информационных pecypcoв.

 Информационное пространство должно иметь связи и контакты с внешними источниками информации. Внутренние ресурсы должны постоянно пополняться внешними данными, знания, опыт и умения должны приобретать более высокий статус, выходя за университетские рамки. Необходимы возможности для обмена информацией и знания­ми между вузами, с целью пополнения и обновления ресурсов. Для написания научных работ, эффективного образовательного процесса, активной студенческой жизни, функционирования делопроизводства необходим обмен опытом и знаниями с другими учебными заведения­ми и организациями.

 Первым шагам с целью дальнейшей работы по организации едино­го информационного пространства нужно предоставить условия для создания информационных ресурсов:

 1. Создать среду общения для работы с неформализованными ти­пами информационных ресурсов

 Создать электронную вузовскую «доску объявлений» с двумя раз­делами:

bullet

научная и образовательная информация;     

bullet

прочая.

 В одном из разделов «доски объявлений» следует организовать электронные службы для эффективной работы с внутривузовскими информационными ресурсами - социологическая, психологическая, юридическая и т.д. Для работы в этих службах следует привлечь сту­дентов и преподавателей, работающих в этих научных направлениях. Данные службы могли бы успешно работать в режиме «вопрос-ответ».

 Организовать списки рассылки:

bullet

в рамках организационной структуры вуза:
bullet

для студентов - по факультетам, курсам, группам;

bullet

для аспирантов - по факультетам;

bullet

для преподавателей -по факультетам, кафедрам; для сотрудников - по подразделениям, отделам.

bullet

 по интересам.

 Создать внутривузовскую почтовую систему и интерактивные сис­темы обмена информацией.

 2. Создать или реорганизовать информационные ресурсы, которые могут быть формализованы: 

На базе факультетских серверов создать единую систему Web-серверов, с одинаковым дизайном и структурой;

 Реализовать безбумажную технологию управления вузом

Документооборот вуза нуждается в единой автоматизированной комплексной системе обслуживания. Предполагается создать систему из нескольких, различающихся по функциям и предоставляемым воз­можностям программных приложений, которые бы отвечали за работу:

bullet

финансовое управление - бухгалтерия, планово-экономический отдел, сектор управления имуществом;

bullet

 управление делами - отдел кадров, общий отдел;

bullet

учебно-методическое управление - бюро расписаний, приемная комиссия;

bullet

управление научных исследований. Каждое программное приложение выполняет свою задачу, но при этом является составным звеном в системе обслуживания документо­оборота, следовательно, имеют общий базовый программный блок и специализированный функциональный. Системы обеспечения доку­ментооборота вуза может быть реализована в среде Lotus Notes, кото­рая предоставляет инструментарий для интеграции с другими видами информационных ресурсов, через Web - сервер, списки рассылки, электронную почту. С помощью программной реализации системы, обслуживания документооборота на Lotus Notes можно будет выполнять основной блок работы с документами в системе управления.