"Информатизация - необходимое условие модернизации
образования"
Уважаемые коллеги!
Мы с Вами вновь начинаем интересную и увлекательную работу в Пермском августовском
виртуальном педагогическом совете 2002 г. (@ПП-2002). В этом году его задачей
с одной стороны является усиление (в первую очередь за счет технических возможностей)
мероприятий "реального" августовского педагогического совета, и с другой стороны
- стимулирование процесса создания единого информационно-методического пространства
городской системы образования.
"Кто владеет информацией, тот владеет миром..." - справедливость этого утверждения
трудно отрицать. Поэтому практически все руководители современных образовательных
учреждений (ОУ) стремятся приблизить к совершенству процесс хранения информации
и облегчить доступ к ней. Выпускники наших учебных заведений уже относятся к поколению,
в чьем сознании закладывается необходимость применения глобальной информационной
сети - Интернет во всех сферах человеческой жизни (в образовании, науке, культуре,
общении со сверстниками, отдыхе и т.д.).
Если в учебном заведении, как говорится, "дела в порядке", то ни у кого из сотрудников
или педагогов не возникает проблем с поиском нужного пособия, учебника или электронного
файла, а, значит, они всегда могут обратиться к той информации, которая им необходима
для решения текущей задачи.
Однако действительность, как это нередко бывает, далека от идеала. Во многих ОУ,
к сожалению, дела обстоят совсем не так, как этого хотелось бы их руководителям.
Документы хранятся, где и как попало, а нужный учебный материал не найдешь "днем
с огнем"... А ведь уже сегодня будущее любого ОУ во многом, если не во всем, зависит
от его способности своевременно реагировать на постоянно возникающие изменения
ситуации в социальной сфере. Поэтому, не смотря на трудности с финансированием
в этом учебном году, мы, как и прежде, будем уделять пристальное внимание процессу
информатизации городской системы образования, т.к. видим неоспоримые плюсы этого
процесса. С этой целью с 2001 г. в рамках Программы развития системы образования
до 2005 г., принятой городской Думой (решение № 141 от 2 декабря 2000 г.) на городском
уровне образования реализуется Проект создания системы
управления знаниями (zip - 21Кб), основным рабочим звеном которой
является информационная служба ОУ. Можно выделить, чем отличается г. Пермь в положительную
сторону от других регионов России в сфере информатизации.
1. С 1998 г. проведено законодательно решение о создании и финансировании из городского
бюджета школьных информационных служб (медиацентров), которые сейчас функционируют
не только в школах, но и в учреждениях дополнительного и дошкольного образования
(См. Типовое положение о школьной информационной службе
(zip-54 Кб)).
2. Наш город является тем редким местом на карте России, где любая школа, оснащенная
соответствующим оборудованием и укомплектованная техническим персоналом, имеет
бесплатный доступ в Интернет (в этом учебном году в объеме 30 часов в месяц).
У нас на сегодняшний день таких учреждений - 100. Естественно финансирование этого
ресурса так же ведется из городского бюджета.
3. Сегодня мы видим, что из регионов России только в Перми 2-й раз подряд существует
свой сайт виртуального педагогического совета. Надеюсь, через год поучаствовать
в @ПП-2003.
4. На протяжении нескольких лет информационные службы ОУ г. Перми, объединив усилия,
ведут целенаправленную работу по организации школьного Интернет-сообщества через
систему городских конкурсов, научно-практических конференций для учащихся и педагогов,
проводимых под руководством Комитета по образованию и науке городской Администрации
и Центра развития образования. В результате этой работы создан Пермский
Интернет Клуб - объединение образовательных учреждений города Перми,
которые на добровольной и безвозмездной основе помогают друг другу осваивать Интернет
и работать в глобальной сети. Этот клуб - активный и постоянный участник всех
конкурсов социально значимых проектов, проводимых в нашем регионе (включая конкурсы
Приволжского федерального округа), получил ряд грандов для реализации этих проектов.
В данный момент Клуб выполняет проект по развитию дистанционного обучения, имеющего
важное значение для системы образования Пермской области.
5. Система образования г. Перми единственная в России (по крайне мере, о других
примерах нам неизвестно) ежегодно выпускает компакт-диск "Пермское школьное Интернет-сообщество",
содержащий мультимедийные презентации школ и справочную информацию об образовательных
Интернет-ресурсах города. Как мы и предполагали, данный диск стал мощным стимулирующим
фактором для внедрения в школах г. Перми информационных технологий и хорошим учебным
пособием для начинающих. Сейчас на диске содержится информация о 22-х образовательных
учреждениях, отражающая ход выполнения образовательных проектов. Ожидаем резкого
увеличения числа учреждений, представивших о себе информацию в следующей версии.
В этом году диск будет посвящен юбилею Перми и будет дополнен краеведческими данными
о Прикамье.
6. В нашем городе ежегодно на базе Дворца творчества юных проходит городская научно-практическая
конференция учащихся и учителей "Интернет
и общество", которая посвящена гуманитарным аспектам развития глобальной
сети. Впервые на этой конференции применен инновационный подход - сочетание "реальных"
и "виртуальных" мероприятий, которые друг друга взаимно усиливают. Впоследствии
такой подход стал применяться на областной выставке "Образование и карьера", других
конференциях и форумах, в частности, на областной конференции по краеведению в
гимназии № 4, городской научно-творческой конференции "200-летие В.И.Даля. Предки.
Современники. Потомки" в школе № 68, молодежной культуроведческой конференции
"Родовое сознание
и духовное предпринимательство" в гимназии № 11 им. С.П.Дягилева,
фестивале школьной прессы в лицее № 3.
7. В последние годы заметны достижения Пермских школьников на Всероссийской олимпиаде
по информатике. Так, в прошедшем учебном году ученики школы № 9 г. Перми заняли
1-е место, так же дипломом отмечено участие областной физико-математической школы
№ 146 в этом мероприятии. Хорошую тренировку получают будущие победители олимпиад
на наших конкурсах "Информашка" и городской заочно-очной олимпиаде по базовому
курсу информатики. Безусловно, достигнутые результаты нужно закрепить в следующем
году.
8. С каждым годом увеличивается число ОУ г. Перми, принимающих участие различных
телекоммуникационных проектах, проводимых федерацией Интернет-образования, институтом
"Открытое общество" и т.д. Традиционно здесь показывают хорошие результаты гимназия
№ 4, Лицей № 3 и школа № 136. В прошедшем учебном году гимназией № 2 был организован
наш городской телекоммуникационный проект "Виртуальный ботанический сад".
9. Радует то, что начался процесс создания сайтов районных управлений образования
г. Перми. Так, сейчас в Интернете находятся сайты Орджоникидзевского
районного отдела образования и Мотовилихинского
комитета по образованию. Мы ждем появления сайтов у других районов.
10. Нельзя не сказать о постоянно увеличивающемся количестве Web-страниц школ
г. Перми на сайте Центра развития образования,
которые создаются при активном участии учащихся. В данный момент их 43. Хочется
отметить хороший дизайн и большую информативность Web-страниц гимназии
№ 11 им. С.П.Дягилева, гимназии
№ 4 им. Братьев Каменских, Лицея
№ 3, гимназии
№ 2, школы № 136
и многих других.
11. Стоит отметить, что ряд ОУ г. Перми активно используют дистанционные формы
обучения школьников, применяют Интернет для общения со своими зарубежными сверстниками.
К ним относятся гимназия № 11 им. С.П.Дягилева, школа № 22, школа
№ 136, лицей № 1 при ПГТУ и др.
Очень важно, чтобы в процесс модернизации образования были вовлечены все ОУ Перми.
Городской комитет по образованию и науке ведет в этом направлении постоянную работу,
уделяя пристальное внимание развитию информационных служб ОУ. Это утверждение
отражается в цифрах следующим образом (данные на 2002/2003 учебный год являются
планируемыми):
|
Создание школьных информационных служб (медиацентров):
1997/98 уч. г. - 5
1998/99 уч. г - 27
1999/00 уч. г. - 32
2000/01 уч. г. - 42
2001/02 уч. г. - 61
2002/03 уч. г. - 70 |
|
Оборудование постов электронной почты в образовательных учреждениях:
1997/98 уч. г. - 48
1998/99 уч. г. - 54
1999/00 уч. г. - 68
2000/01 уч. г. - 70
2001/02 уч. г. - 100
2002/03 уч. г. - 130
|
|
Размещение в Интернет Web-страниц образовательных учреждений:
1997/98 уч. г. - 2
1998/99 уч. г. - 5
1999/00 уч. г. - 17
2000/01 уч. г. - 23
2001/02 уч. г. - 43
2002/03 уч. г. - 50
|
Конечно, этот рост является заслугой в первую очередь руководителей информационных
служб, ответственных за информатизацию в каждом районе. Выделим некоторых из них:
Ленинский район - руководитель школьной информационной службы гимназии № 11 Димов
В.А., руководитель школьной информационной службы гимназии № 17 Конюхов М.И.;
Индустриальный район - заместитель директора лицея № 3 Былинкина В.Г., руководитель
школьной информационной службы школы № 136 Самосущев В.Л.; Дзержинский район -
заместитель директора гимназии № 4 Нефедова Л.В., руководитель методобъединения
учителей информатики Олейник Л.Н.; Мотовилихинский район - директор информационно-аналитического
центра - Шаврин В.И., заместитель директора гимназии № 7 Балахнина Е.А.; Кировский
район - учитель информатики школы № 68 Воронина Т.А., руководитель школьной информационной
службы школы № 87 Павлова Н.А.; Орджоникидзевский район - руководитель школьной
информационной службы школы № 45 Арланова Т.Н., учитель информатики лицея № 5
Петрова Т.М.; Свердловский район - руководитель школьной информационной службы
школы № 96 Гаврилов А.В., заместитель директора профессионального лицея № 1 Аспидов
В.В.; городское подчинение - директор школьной информационной службы школы № 22
Балонов И.М., учитель информатики школы № 9 Шульгина Г.М.
Хотелось также отразить, что на сайте @ПП-2002 в этом году размещено много материалов
от учителей-предметников, к их вовлечению в процесс информатизации мы очень стремились
в последние годы. Надеюсь, что этот сайт, находясь в Интернет в течение всего
учебного года, будет пополняться их работами и станет важным элементом системы
управления знаниями образования города*. Я лично попытаюсь изучить все информационные
материалы, помещенные на сайте @ПП-2002. Наиболее интересные из них будут рекомендованы
для изучения другим образовательным учреждениям.
В заключении, уважаемые коллеги, позвольте поздравить Вас с Днем знаний, пожелать
творческих успехов, осуществления замыслов, интересных уроков и талантливых учеников!
Большое спасибо Вам за работу!
_______________________
*Краткая справка о количественном составе городской системы образования:
- 165 общеобразовательных учреждений (школы, лицеи, гимназии);
- 209 дошкольных образовательных учреждений;
- 48 учреждений дополнительного образования (дома творчества юных, станции юных
техников, спортивные школы, оздоровительные центры и пр.);
- 10 учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- 2 профессиональных училища;
- 2 учреждения дополнительного образования для взрослых.
Мне интересно узнать ваше
мнение.
|