Интернет-сообщества в системе образования
г. Перми
Пигилев О.А., начальник отдела информатизации ЦРО, педагог-исследователь дополнительного
образования
Время, в которое мы живем, является началом века и тысячелетия, оно (как и в предыдущем
веке) наполнено вихрями социальных явлений, открытиями новых информационных пространств
и постоянными испытаниями на выживание. Смена поколения исчисляется уже не двадцатилетиями,
а потребностями и тенденциями реальной жизни, подчиняются скорости современного
прогресса. Современные старшеклассники уже относятся к поколению, в чьем сознании
закладывается необходимость применения глобальной информационной сети - Интернет
во всех сферах человеческой жизни (в образовании, науке, культуре, общении со
сверстниками, отдыхе и т.д.). Таким образом, идет формирование качественно нового
этапа развития нашей цивилизации, которая будет представлена интеллектуально развитыми
индивидами, объединенными друг с другом различными информационными связями. Однако,
не все моменты в развитии и внедрении "глобальной паутины" являются позитивными.
Так, становление современных СМИ, которые в ближайшее время неизбежно будут поглощены
сетью Интернет, породило новые противоречия, связанные с процессами манипуляции
массовым сознанием, формированием институтов контроля коллективной психики. Остро
стоит проблема музыкальной культуры, видеокультуры и современного образования
и воспитания. В этих условиях возрастает роль гуманитарных дисциплин в формировании
ориентиров молодого человека, в использовании новых возможностей информационной
культуры. Эти проблемы обостряются тем, что в ближайшие десятилетия для человечества
будут очень трудными - скажутся грядущее перенаселение земли, вызывающее уже сейчас
религиозные и национальные распри, экологический кризис, а самое главное будет
предпринята попытка контроля общественного сознания через Интернет, в которую
сольются компьютерные сети, телевидение и радио.
Решение перечисленных проблем будет осуществляться нынешними учащимися в XXI-веке.
Поэтому очень важно подготовить будущих исследователей к решению надвигающих проблем
еще в школьном возрасте. И, безусловно, такая подготовка должна вестись
по новым технология, в которых критерием качества обучения будет считаться не
объем усвоенных знаний, а развитие способности самостоятельно получать нужные
знания.
Наступающее тысячелетие называют "информационной эпохой" в противовес уходящей
"индустриальной эпохе". Информация становится важнее всего. Мировыми лидерами
будут не те государства, которые добыли больше угля или выпустили больше автомобилей,
а те, которые развивают наукоемкие технологии и производят больше новых информационных
продуктов. Лидерами новой эпохи будут страны, жители которых имеют свободный доступ
к нужной информации и возможность быстро получать требуемые знания. Интернет дает
возможность объединить оба компонента успеха.
Движение современной цивилизации происходит по направлению создания информационного
общества, в котором основным механизмом передачи опыта между поколениями становится
игра в сообщества. Именно в игре, как в особой форме деятельности, существенно
повышается специфическая креативность человека, благодаря чему не само по себе
усвоение им новой информации, а контекст собственного действия становится ведущим
мотивом. Причем речь идет об игре ребенка, глубинная сущность которой - познание
детьми мира взрослых.
Такая игра должна содержать ряд обязательных характеристик: состязательность,
не насыщаемый характер, продуктивность, нацеленность на успех, тотальная осмысленность
(эталонная характеристика: когда человек играет, то он и знает, и чувствует, что
занимается именно своим делом).
Задачный способ обучения и состязательно-игровая атмосфера существенно мотивируют
учебу, пробуждая инициативу и вкус к новым знаниям. Максимальный эффект от такой
учебы возникает, когда учение протекает в контексте жизненных интересов, ценностей,
целей и ожиданий учащегося. Новые информационные технологии с использованием компьютерной
техники выполняют две функции, помогающие переходу образования в новое качество.
Во-первых, изменяется отношение к информации. Если в информационном обществе наибольшую
ценность составляет владение информацией, багажом знаний, то в игровом обществе
важней оперативный доступ к информации, быстрый выбор справочного материала для
принятия решения об оптимальном поведении. Информация переходит из состояния личного
богатства в состояние общественного справочного ресурса.
Во-вторых, компьютерные технологии позволяют сделать обучение массовым. Глобальная
сеть преодолевает существовавшие ранее ограничения. Элитарность перестает быть
непременным следствием индивидуализации обучения, так как активное поведение ученика
не создает дополнительных ресурсных ограничений.
Важнейшим средством новой системы образования становится повышение степени стимулирующего
самоутверждения. Теперь оно становится следствием выигрыша и(или) решения задачи.
Такое самоутверждение острее и доступней большинству, чем самоутверждение от усвоенных
знаний и обретенного понимания.
Цели и задачи
Исследования ведущих ученых России определили первоочередные задачи построения
пути к информационному обществу:
§ фундаментальные исследования психики человека (с упором на ее аксиологическую
сущность). В качестве форума для такой работы может служить специально организованная
закладка на сайте Центра развития образования (ЦРО) г. Перми или Пермской секции
виртуального педагогического совета в Интернете, ориентированная на организацию
подобного анализа;
§ проведение посредством Интернета специальных, распределенных исследований, например,
изучения психических процессов при работе на компьютерной техники, которые фиксируются
"добровольными психологами";
§ самое существенное пространство, в котором может разворачиваться работа по выбору
и обоснованию правильного пути к информационному обществу, это - построение пространства
игровых форм обучения с использованием информационных средств. Ориентир для такого
пути - серьезные научно-исследовательские и практико-ориентированые проекты, в
системе которых станет ясным, что создание в "человеке играющем" "человека понимающего"
- есть главная цель современного информационного общества.
В городе Перми информатизация образования проводится на текущем этапе в соответствии
с Программой развития системы образования до 2005 г., принятой городской Думой
(решение № 141 от 2 декабря 2000 г.). В рамках этой Программы на городском уровне
реализуется Проект
создания системы управления знаниями, внутри которого существует подпроект
"Создание Интернет-сообществ в системе образования г. Перми", ориентированный
на развитие технологий самообучения учащихся.
Конечной целью подпроекта "Создание Интрернет-сообществ" является разработка концепции
и содействие развитию Интернет-образования в г. Перми и Пермской области, объединение
людей и организаций вокруг глобального сетевого образовательного ресурса. Ближайшие
задачи - преодоление дефицита ресурсов учителей сферы индивидуального дополнительного
образования, учеников, намеренных развиваться дополнительно по избранным дисциплинам,
соответствующих методик, профессионального и межличностного общения. Основой для
такой работы становятся уже существующие объединения учащихся, в которых школьники
занимаются интересующими их предметами и дисциплинами.
С другой стороны, реализация подпроекта "Создание Интрернет-сообществ" сформирует
систему, оказывающую влияние на общественное мнение в отношении модернизации области
образования.
Данная цель может достигаться путем соединения активных субъектов в сообщества,
организации эффективного сотрудничества педагогов, методистов, психологов и ученых,
работающих в этой области.
Поставленная цель является масштабной. Реализуемый подпроект представляет собой
первый этап работы по созданию Интрернет-сообществ. Дальнейшие шаги будут формироваться
в зависимости от достижения первого этапа, на котором мы ставим перед собой следующие
задачи:
1. Создание в г. Перми и области (в перспективе в Приволжском федеральном округе)
центров развития технологий дистанционного обучения. Задачей таких центров является
содействие учителям и молодежи в получении доступа к Интернет и освоении новых
информационных технологий (НИТ). В качестве этих центров вполне могут выступать
учреждения дополнительного образования или школы, "продвинутые в информатизации"
и имеющие Интернет-классы.
2. Существеннае экономия ресурсов за счет проведения конкурсов и игровых мероприятий
по освоению НИТ.
3. Более качественное изучение предметов и дисциплин за счет применения НИТ.
В течение последних лет образовательным учреждениям (ОУ) г. Перми хорошо запомнились
следующие мероприятия, содержащие элементы состязательности:
- городской конкурс школьных Web-страниц;
- городской конкурс детских электронных рисунков;
- городской конкурс школьных электронных газет;
- городской конкурс школьных мультимедийных презентаций;
- городская научно-практическая конференция школьников "Интернет и общество";
- городской конкурс школьных информационных служб,
которые привели к созданию эффективно работающих коллективов учащихся, напоминающих
"взрослые сообщества", где решаются задачи городского, областного и даже федерального
значения с применением игровых форм обучения. К таким детским сообществам, активно
использующим Интернет, в Перми относятся: лицей № 3 - клуб юных журналистов, гимназия
№ 4 - общество краеведов города и области, гимназия № 11 им. С.П.Дягилева - культуроведческое
сообщество, школа № 9 и областная физ.-мат. школа № 146 - клубы VIP-персон (поставщиков
победителей олимпиад), городской Дворец детско-юношеского творчества - научное
общество учащихся, гимназия № 2 - виртуальные музеи по школьным предметам и многие
другие.
Некоторые результаты
К участию в реализации подпроекта привлекались:
1) научные общества учащихся (НОУ), в том числе школьные, районные, городские,
областные;
2) дворцы и дома творчества юных;
3) научные и предметные секции (кружки, клубы);
4) филиалы Интернет-клуба;
5) преподаватели, желающие использовать в своей практике Интернет-технологии;
6) преподаватели, осуществляющие дополнительное индивидуальное образование;
7) школьники, готовые индивидуально участвовать в сетевых проектах.
В ходе реализации подпроекта создана следующая структура:
1-й уровень. Городское Интернет-сообщество, отраженное в CD "Пермское школьное
Интернет-сообщество" (в перспективе - областное); 2-й уровень. Создана городская
общественная организация (ОО) "Пермский Интернет Клуб" - объединение образовательных
учреждений, помогающих друг другу на добровольной и безвозмездной основе работать
и использовать Интернет;
3-й уровень. Создаются филиалы ОО "Пермский Интернет Клуб" в ОУ - объединения
учителей и школьников, способствующие проведению информатизации в своем ОУ с внедрением
Интернет-технологий;
4-й уровень. Возникают объединения по месту жительства, участники которых совместно
используют Интернет-ресурсы в своих жилых комплексах. Подпроект реализуется в
следующих формах:
а) внеклассная работа по дополнительному индивидуальному обучению школьников и
жителей г. Перми;
б) дистанционное обучение через Интернет;
в) регулярные молодежные конференции филиалов и отделений ОО "Пермский Интернет
Клуб", посвященные гуманитарным аспектам развития Интернет. Конкурсы на наиболее
перспективные разработки;
г) выездные мероприятия с участием ученых, преподавателей, специалистов различного
уровня;
д) реализация территориально разрозненных совместных проектов;
е) развитие в образовании города и области системы электронных СМИ: электронных
информационных изданий, газет и журналов, гипертекстоввых Интернет-изданий с участием
существующих школьных газет.
Таким образом, основным результатом подпроекта является создание Интернет-объединений
на основе уже существующих обществ учащихся, различных профильных кружков и секций,
оформленных в виде Интернет-сообщества.
Объединения учащихся подобного рода обладают огромной притягательностью с точки
зрения подготовки и отбора перспективных профессиональных кадров. Участие школьников
в сетевых проектах позволяет выявлять наиболее активных и целеустремленных, способных
к обучению молодых людей.
В самом неотдаленном будущем Россия столкнется с демографической проблемой, связанной
со старением населения и уменьшением социально-активной части населения. Социологи
называют даже дату - 2003 год. Исполнение проекта позволит в какой-то мере снизить
уровень этой проблемы тем, что в рамках реализации подпроекта подготавливаются
кадры для управленческой работы, научных исследований и т.п.
Показатели эффективности деятельности подпроекта
Эффективность осуществляемого подпроекта измеряется по результатам проводимых
мероприятий. Кроме этого, показателем эффективности проекта может служить количество
выпускников, поступивших в вузы на специальности, ориентированные на использование
НИТ, в ОУ, где организованы сообщества (в частности у перечисленных выше ОУ такой
процент очень высокий). Подпроект дает своим участникам возможность публикации
научных работ в специализированных электронных изданиях в соответствующих областях
знаний. Таким образом, уже в школьные годы накапливается список научных работ
и публикаций учащегося, которое поможет ему в получении грантов на продолжение
образования, как в России, так и за рубежом, а также приблизит получение им ученой
степени.
Организатор конкурсов - ЦРО информирует о достижениях участников проекта в форме
ежегодных отчетов с официальными результатами мероприятий и конкурсов, в которых
принимали участие школьники и учителя.
. Мне
интересно узнать Ваше мнение
|