Центр развития образования им. С.О.
Ветлугина
"Модернизация в городской системе образования" |
Программа
Совета |
Модератор - Фаязова Альфия Фаритовна - начальник отдела
воспитательных систем и дополнительного образования Центра
развития образования города Перми
vospitanie@ced.perm.ru
Проблема выстраивания гуманистических
отношений в институтах социализации
Современные тенденции развития мирового сообщества существенно
влияют на систему российского образования. Сегодня ему предъявляются
принципиально новые духовно-нравственные и социально- экономические
требования. “Развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно
принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству,
отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью,
готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством
ответственности за судьбу страны, за её социально- экономическое
процветание. Система образования должна готовить людей,
умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом
государстве, но и создавать их”.
На сегодняшнем этапе требуется переосмысление задач воспитания
как первостепенного приоритета в образовании. Важно, чтобы
воспитание рассматривалось как “органичная составляющая
педагогической деятельности, интегрированная в общий процесс
обучения и развития”. Воспитание должно показать значение
знания созидательной и преобразующей силы, как для развития
личности, так и формирования гуманных отношений в обществе.
“В основе воспитания должен лежать принцип, в соответствии
с которым, все люди равноценны, а их человеческое достоинство
незыблемо. В процессе воспитания необходимо укреплять веру
в то, все люди уникальны, что каждый из них имеет предпосылки
для развития своей личности и что индивидуальное своеобразие
делает общество богатым и разносторонним”.
“В гуманистической педагогике воспитание рассматривается
как гуманитарная практика в трех аспектах – социальное явление,
процесс и деятельность, отражающих три аспекта духовного
бытия человека: его социокультурное (выбор и осуществление
культуросообразного образа жизни и поведения), индивидуальное
(самостановление субъектом культурного процесса) и сопричастное
бытие вместе с другими. Этим трем аспектов бытия соответствуют
три ведущих воспитательного пространства: социальное (поле
значений), субъектное (поле смыслов) и пространство взаимодействия
(поле ценностей). Специфика гуманитарного понимания воспитательных
явлений и процессов, проектирования и освоения воспитательной
деятельности заключается в том, что:
Воспитание обращено к человеческой сущности и может быть
понято лишь в логике качественных изменений человека;
Воспитательный процесс – это процесс возрастания субъектности
человека: самоопределения и самоутверждения его в социокультурной
среде;
Механизм воспитания сводится к ценностно- смысловой со-трансформации
субъектов воспитательного процесса (педагога и воспитанника)
в едином смысловом пространстве взаимодействия;
Ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда
внешнее взаимодействие является условием и предпоссылкой
становления внутреннего мира каждого из субъектов”
Одной из важных задач в развитии воспитания в ближайшее
время является - на основе реально существующих воспитательных
систем образовательных учреждений, создание воспитательного
пространства микрорайона, города, что позволит включить
в развитие воспитания детей и молодежи все институты общества.
В “Программе развития системы образования г. Перми до 2005
года” главной целью является гуманистическое развитие всех
способностей ребенка (человека - личности- индивидуальности)
на основе его прав и свобод, собственной деятельности, диалогической
культуры, интеграции и гуманитаризации образовательных дисциплин.
Таким образом, воспитательная политика в области развития
воспитания в системе образования на федеральном, региональном,
муниципальном уровнях предполагает её реализацию на основе
моделирования воспитательного пространства, обеспечения
многомерности и интегрированности учебного и воспитательного
процесса, баланса государственного, общественного и семейного
воспитания. Условием реализации является создание комплексного
взаимодействия всех субъектов воспитания – как совокупности
взаимосвязанных образовательные учреждения всех типов и
видов, призванных решать задачи воспитания, так и субъектов
внутри них (педагогов, психологов, социальных педагогов,
профориентаторов). Создание системы комплексного взаимодействия
всех субъектов воспитания способствует всестороннему учету
интересов государства, воспитательных потребностей населения
и воспитательных возможностей учреждений образования всех
типов и видов.
Предлагаем обсуждение следующих вопросов: