Центр развития образования им. С.О. Ветлугина "Модернизация в городской системе образования" |
Программа
Совета |
Меньшикова Ольга Александровна - начальник
отдела дошкольного образования Центра развития образования
города Перми
Проблемы выстраивания гуманистических
отношений в институтах социализации Психолого- педагогическое
исследование в рамках работы лаборатории по проблеме гуманистического
общения воспитателя с ребенком
В условиях изменения парадигмы образования в сторону личностно-ориентированного
обучения, воспитания, развития возрастает значимость работ,
связанных с научно-методическим обоснованием различных гипотез
и методов деятельности воспитатель-ребенок, работ по созданию
развивающей среды.
Сегодня система образования ориентирована на развитие субъекта
собственной деятельности, жизнедеятельности и адекватную
этой задаче личностно-ориентированную модель обучения.
Сущность, принципы личностно - ориентированной модели педагогического
процесса в детском саду раскрыты в научных исследованиях.
Педагоги детских садов понимают, что представляет собой
личностно - ориентированный стиль общения взрослого с ребенком.
Что касается личностно-ориентированной модели образования,
переложение ее принципов на язык непосредственных методических
рекомендаций для педагогов, работающих с детьми разного
возраста, только начинается. Поэтому в образовательной практике
детского сада воспитатели в основном по - прежнему реализуют
учебно - дисциплинарную модель.
Проведенный анализ хода инновационной деятельности в системе
дошкольного образования показал на имеющиеся затруднения
в практической деятельности воспитателей, педагогического
коллектива в обосновании критериев и отборе методов и технологий
работы по взаимодействию воспитатель-ребенок. В частности,
технологии “Радуга”, “Развитие”, “Детство”, “Истоки” внедряемые
в настоящее время в ДОУ не имеют полного дидактического
сопровождения по всем направлениям работ по интеграции усилий
всех участников образовательного процесса (воспитатель,
специалист, руководитель, ребенок, родитель) в контексте
личностно-ориентированного взаимодействия. Кроме того, внедряемые
программы предполагают построение специальной системы работ
самим педагогом по его личностному развитию, проведению
собственных исследований под руководством ученых, консультантов,
разработки и адаптации методических материалов, с учетом
личностного развития педагога.
В соответствии с Программой развития системы образования
до 2005 года и многочисленными заявками ДОУ, специалистов
РО(У)О, предлагается создание научно-практической лаборатории
в “Центре развития образования им. С.О.Ветлугина”, которая
будет осуществлять научно-методическое сопровождение инновационной
деятельности в системе образования
Планируемая работа лаборатории предполагает сделать основной
акцент на построении развивающего взаимодействия в системе
“взрослый - ребенок”. Этим определяется наша цель: помочь
педагогу установить контакт с каждым ребенком, разнообразить
совместную деятельность воспитателя и ребенка, их общение,
сделать форму и содержание действительно развивающими.
Если вас заинтересовала данная проблема, Вы готовы поделиться
своими идеями, высказать суждения по изучаемому вопросу,
рады получить от вас информацию, быть готовыми к диалогу.
С уважением специалисты отдела дошкольного образования.