Центр развития образования им. С.О. Ветлугина "Модернизация в городской системе образования" |
Программа
Совета |
Фаязова Альфия Фаритовна - начальник
отдела воспитательных систем и дополнительного образования
Центра развития образования города Перми
Воспитание средой
"Воспитывает не сам воспитатель, а среда"
А.С. Макаренко
"Нет среды, нет воспитания"
Н. Н. Иорданский
В настоящее время актуализировалась работа по моделированию городского воспитательного пространства. Необходимость продиктована временем, в котором мы живем и условиями, которыми располагаем (переход к правовому государству с рыночной экономикой). В условиях ограниченных финансовых возможностей страны система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.
Создание и развитие воспитательных систем в образовательных учреждениях имеет социальное значение в современных условиях. Под воспитательной системой понимается среда образовательного учреждения, которая способствует успешной социализации личности, т.е вхождению ребенка в культурную среду, формирование системы социальных отношений, становление его как личности. В гуманистической психологии (Г.Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) социализация рассматривается как процесс преодоления личностью негативного влияния среды, как "самоактуализация", стремление индивида реализовать себя и проявить свои возможности.
Многие ученые (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский, А.В. Гаврилин, Ю.С. Мануйлов и др.) воспитательное пространство определяют через среду и рассматривают его как культурную среду, которая генерирует образ жизни, способствующий свободному развитию индивидуумов и формированию определенного образа мыслей, чувствований и действий.
Известный авторитет педагогики среды С.Т. Шацкий хотя и считал, что школа отнюдь "не единственное место, где дети могут по настоящему воспитываться", все же её относил к такой части среды, которая "организуется так, чтобы восполнить недостатки целого".
Н.К. Крупская считала, что "окружающая среда имеет громадное значение на воспитание человека, поэтому реорганизация общественного строя имеет в деле воспитания громадное значение". Перед воспитателями ставилась задача педагогизации среды.
В условиях дезинтеграционных процессов, происходящих в России в конце ХХ века, педагогика среды оказалась невостребованной. Появилась необходимость новой педагогики - педагогики воспитательного пространства. По представлениям Л.И. Новиковой и И.В. Кулешовой воспитательное пространство объединяет не все, а только образовательные и воспитательные учреждения, детские и юношеские организации, средства массовой информации, общественные организации, те отделы предприятий, которые по своему замыслу реализуют определенные воспитательные функции по отношению к детям.
А.В. Гаврилин объясняет воспитательное пространство как "хронотопную среду совместного бытия, преобразованную всеми агентами воспитания в фактор интегрированного влияния на процесс развития и самореализации личности".
Д.В. Григорьев полагает, что воспитательное пространство - это пространство, где воспитывается ребенок, представленное сетью взаимосвязанных событий, создаваемых в среде взрослых и детей усилиями субъектов воспитания.
По мнению Ю.С. Мануйлова, воспитательное пространство качественно неоднородно, фрагментарно и неравноценно по свойствам. Его можно подразделить на:
А) пространство позитивного воспитания;
Б) пространство воспитания от противного;
В) пространство самовоспитания.
Основным признаком воспитательного пространства (и его отличие от не воспитательного) является среда, генерирующая важный для настоящего и перспективный для будущего ребенка образ жизни детского сообщества.
Предлагаю вопросы для обсуждения:
1. С чего следует начинать моделирование воспитательного пространства?
2. Какие условия необходимы для создания единого образовательно - воспитательного пространства в образовательном учреждении?
3. "Воспитание представляется сложным и трудным делом до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей", писал Л.Н. Толстой. Какими качествами должен обладать педагог, воспитывающий детей?
4. Кто должен заниматься воспитанием?
5. Важно ли быть педагогу - воспитателю компетентным специалистом этой области?
6. Ваши предложения для обсуждения:
Библиотека:
1. Что такое образовательная среда школы и как её выявить . И.М. Улановская, Н.И.,Поливанова, И.В. Ермакова. Журнал "Вопросы психологии", 1998г №6.
2. Образовательная среда как объект управления. В.М. Дрофа, 1998 г.
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ