Центр развития образования им. С.О.
Ветлугина
"Модернизация в городской системе образования" |
Программа
Совета |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Автор: Дрофа В.М.
Само понятие образовательной среды (и производные от него) разрабатывается
на протяжении последних десятилетий рядом ученых как в нашей стране, так и за
рубежом. Коллективом ученых и педагогов и психологов-практиков Института педагогических
инноваций РАО (В.И.Слободчиков, В.А.Петровский, Н.Б.Крылова, М.М.Князева и др.)
разрабатывались философские аспекты понятия «образовательная среда», приемы и
технологии ее проектирования. В применении к практике обучения и воспитания вопросы
конструирования образовательной среды рассмотрены в ряде работ (О.С.Газман, М.В.Кларин,
И.Д.Фрумин, В.А.Ясвин и др.), уделялось внимание данному вопросу и в трудах основоположников
систем развивающего обучения (В.В.Давыдов, например, ввел в образовательную практику
понятие «школа взросления»), сотрудников Института психологии РАО (В.В.Рубцов,
В.И.Панов, Б.Д.Эльконин).
Понятие образовательной среды тесно связано с проблемами так называемой
социальной экологии. В последние десятилетия по аналогии с естественнонаучной
дисциплиной экологией сложилась социальная дисциплина - социальная экология, предметом
которой являются "специфические связи между человеком и его средой." По мнению
югославского ученого Д. Марковича, социальная экология есть составная часть «экологии
человека», изучающей «влияние среды на человека и человека на среду...» [2;28].
Под средой Н.Б.Крылова предлагает понимать «окружающее человека социальное пространство»,
зону «непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия»
[3;91]. Основными параметрами среды являются отношения, ценности, символы, вещи,
предметы.
В русле современных подходов к образованию учитываются интересы
и предпочтения личности, которая может не только действовать в соответствии с
предъявляемыми ей социокультурными образцами, но и (в крайнем случае) обучаться
и воспитываться «вопреки» этим образцам, что может привести к случаям девиантного
поведения, формированию негативных установок на учебу и т.д. В подобных ситуациях
педагоги сталкиваются со своего рода «сопротивлением человеческого материала».
Говоря о качестве образования, мы не можем не учитывать то, что управляющее воздействие
непосредственно на личность оказывается не всегда продуктивным.
В то же время попытки дать «образование на всю жизнь», основанные
на представлении о стабильности условий будущей деятельности подрастающего поколения,
перестают соответствовать требованиям момента. Как подчеркивал А.Г.Асмолов, «...главное
- это не ориентировать образование на решение типовых задач, в которых уже заранее
есть ответы на все вопросы, а четко сказать: "Образование должно помочь человеку
жить в мире неопределенности"» [4;4]. В связи с этим П.И.Третьяков, например,
ставит вопрос о создании «адаптивной образовательной среды» [5;6].
В личностно-ориентированном образовании взаимоотношение среды
и развития личности понимается как многообразная, противоречивая и «пространственно-объемная
по характеру» взаимосвязь индивида с тем, что его окружает. В литературе отмечается
наличие «множества сред», в которых происходит социализация ребенка - социокультурная,
образовательная, непосредственно культурная среда той общности, куда включен ребенок
(например, семья, референтная группа) и т.д.
Под социокультурной средой понимают «конкретное... социальное
пространство», посредством которого ребенок включается в культурные связи общества.
Это и совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизнедеятельности и
социального (ролевого) поведения, это и его случайные контакты и глубинные взаимодействия
с другими людьми, и конкретное природное, предметное окружение как открытая к
взаимодействию часть социума (Н.Б.Крылова). Социокультурная среда может быть оптимально
благоприятной, нейтральной, враждебной для ребенка. Особенности среды должны учитываться
педагогом (психологом), поскольку педагогическое влияние на ребенка всегда "опосредуется",
т.е. воспринимается ребенком двояко: и как относительно автономным индивидом,
и как частью вполне конкретной социокультурной среды [3;92]. Под «образовательной
средой» понимают «часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных
систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов».
Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет
несколько уровней - от федерального, регионального до основного своего первоэлемента
- образовательной среды конкретного учебного заведения и класса (Н.Б.Крылова).
П.А.Флоренский писал, что "культура есть среда, растящая и питающая
личность". Богатство культурной среды образовательного учреждения зависит от богатства
культурной среды региона (населенного пункта) - той конкретной атмосферы, которая
или способствует, или сдерживает развитие культурных сред. В каждом регионе складываются
определенные условия жизни сообщества, формируется его отношение к потребностям
сфер культуры и образования. Это сказывается на работе учреждений дополнительного
образования, учреждений культуры и искусства, работающих с детьми.
Среды разнообразны по содержательным характеристикам и формам.
Важная характеристика обучающей среды - ее ВЕКТОРНОСТЬ - выраженность обучающего
эффекта в определенном спектре задач. В однородных средах, обладающих широким
спектром влияний, обучающий эффект проявляется в переносе свойств обучающей среды
и опосредованных ею психических свойств субъекта на потенциальные профессиональные
среды. Не все профессиональные среды способствуют эффективному развитию у субъекта
требуемых качеств, часто возникает эффект "блокады" взаимодействия в системе "среда
- субъект", вызываемый несоответствием готовности обучаемого требованиям среды.
Различают обучающие среды естественные и искусственные, предметные и информационно-динамические,
адаптивные и т.п. Существуют среды, в которых с целью интенсификации учебного
процесса используются эффекты направленной трансформации свойств в зависимости
от состояния и особенностей психофизиологической системы обучаемого. Такие среды
называются АДАПТИВНЫМИ ИНФОРМАЦИОННО-ДИНАМИЧЕСКИМИ [см.: 3;94-5].
По мнению некоторых ученых, «преобразование среды поможет становлению
иного КУЛЬТУРНОГО ТИПА ОБРАЗОВАНИЯ, иного - КУЛЬТУРНОГО - образа жизни школы»
[3;92]. Таким образом, более эффективным является управление, нацеленное на создание
в образовательном учреждении условий, благоприятствующих развитию личности, появлению
у нее проектируемых психических новообразований. «Опосредованность» управления
понимается нами как неотъемлемая характеристика деятельности менеджера, воздействующего
на качество образования путем целенаправленного влияния на такие показателями
образовательной среды, как ее «обогащенность», развивающий характер, обеспеченность
возможностей для активности субъектов образования. Управляющее воздействие на
основные параметры образовательной среды позволит ответить на запросы и потребности
личностей, совместить их с требованиями социального заказа.
В зарубежной дидактике принято понятие «средо-ориентированного
обучения» - обучения посредством особой «обучающей среды» как совокупности системных
формирующих влияний предметной, социальной и информационной сред. Как указывает
С.Ф.Сергеев, все социальные среды обладают некоторым обучающим эффектом [3]. Существуют
обучающие свойства среды - ее интегральные эффекты, возникающие в системе "среда
- субъект". Они выражаются в появлении новых адаптивных качеств в психофизиологической
системе человека, позволяющих ему ориентироваться в новых задачах и результативнее
решать старые.
Средо-ориентированный подход в обучении позволяет перенести акцент
в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность
ученика в область формирования «обучающей среды», в которой происходит его самообучение
и саморазвитие. При такой организации образования включаются механизмы внутренней
активности обучаемого в его взаимодействиях со средой. Основные практические задачи,
решаемые в рамках средо-ориентированного подхода: - конструирование многообразия
обучающих сред, - определение их общего и локального обучающего эффекта и его
повышение, - анализ влияния среды на последующее поведение, на развитие субъекта.
Управление формированием образовательной среды как деятельность
связано с понятиями гуманизации и гуманитаризации образования.
Гуманитаризация и общества, и школы не исчерпывается превращением
«информационно-словесного» способа образования в творческий. Важным направлением
этого процесса является гуманитаризация содержания образования, выражающаяся в
возрастании роли дисциплин, формирующих духовную культуру личности, и в обогащении
научных дисциплин экологически и социально значимыми аспектами [см. 1, 3-5]. Научно-технический
прогресс, обогащая труд и жизнь человека, одновременно усложняет его мировосприятие,
расширение числа связей и контактов человека с миром может обернуться потерей
их глубины и прочности. Возрастание роли искусственной среды, знаков и символов
в жизни общества, усиление опосредованности во взаимоотношениях между людьми сужают
сферу непосредственного личного общения, затрудняют приобретение живого эмоционального
опыта, создают возможности для распространения практицизма и бездуховности.
По мнению японского профессора Х.Несиносоно, в связи с перспективами
компьютеризации весь процесс обучения должен быть пересмотрен в свете двух требований:
· применения в нем достижений информатики и преодоления негативного воздействия
информационной технологии на человека · компенсацию негативных сторон информационной
эры путем гуманитаризации педагогической среды.
В связи с укреплением позиций гуманистического образования встают
задачи проектирования новой образовательной среды как многомерного пространства,
адекватного современным потребностям детей и подростков и соответствующего тенденциям
развития современной культуры, экономики, производства и технологий. Поэтому нужна
и разработка гибкого средового подхода, ориентированного не столько на объектный,
предметный мир, сколько на развитие мира коммуникаций, связей и взаимоотношений
в образовательных системах; на предметное и коммуникационное обеспечение развивающей
и организующей среды.
Для проблемы управления процессом становления образовательной
среды важно то, что она может создаваться индивидом - каждый развивается сообразно
своим индивидуальным особенностям, творя свое собственное образовательное пространство
как пространство вхождения в культуру. М.Полани показал в своей работе «Личностное
знание», что всякое знание личностно. Поэтому образовательная среда каждой личности
представляет собой «личностное» пространство познания и развития.
На процесс формирования образовательной среды также оказывает
влияние взаимодействие инновационных и традиционных моделей, систем стандартов
образования, содержание учебных программ и планов, качество взаимоотношений между
субъектами образования. Важным качеством современной образовательной среды является
взаимодействие множества локальных образовательных сред, взаимное использование
инноваций, порожденных в образовательном пространстве разных стран, что создает
схожие ситуации во многих странах и способствует развитию сферы образования в
целом. Это - проявление тенденций к интеграции образовательных процессов в разных
странах в мировое образовательное пространство. Основой интеграции данного типа
сегодня служат, по мнению Н.Б.Крыловой, идеи гуманизации, гуманитаризации, демократизации
и «повышения стандартов» [3].
Проектирование гуманистической образовательной среды влечет за
собой необходимость переорганизации учебного пространства, организации особой
культурной деятельности в детских сообществах, преобразования учебных программ
и планов на принципах вариативности и альтернативности. Это обеспечивает ученику
возможность выбора деятельности, родителям - возможность увидеть перспективы и
потенциал своего ребенка, образовательному учреждению - стать подлинно культурным
центром для детских и взросло-детских сообществ, педагогу - повысить свою профессиональную
культуру и компетентность (поскольку управление образовательной средой отчасти
состоит в смене психологических установок работников образовательного учреждения).
Новое понимание (по О.С.Газману) социализации как активного включения
детей и подростков в жизнь на демократических принципах совместной деятельности
позволяет увидеть в социализации активную культурную деятельность и одновременно
их участие в создании новой социокультурной среды. Это достигается за счет предоставления
им (обеспечения все больших) прав и обязанностей. Именно в этой реальной включенности
и происходит воспроизводство социально-культурных образцов и норм общественной
жизни и их совершенствование.
В зарубежных системах образования (США, Англии) употребляют понятие
«мультикультурное образование» - образование, направленное на сохранение многообразия
культурных ценностей и норм и развитие терпимости к ним [3;56-9] .
Развитие мультикультурного содержания образования выдвигает требования
к перестройке национальных систем образования на основе новых интеграционных схем,
повышает интерес педагогов к культурологической проблематике, что является следствием
трех взаимосвязанных причинных связей:
1) в философии образования происходит смена ведущих концепций
и на основе переосмысления накопленного культурного опыта вырабатываются разнообразные
подходы как в педагогике, так и в образовательной практике. Культура создает почву
для развития и укоренения многообразия, вариативности и качественного своеобразия
всех своих элементов, а образование дает учащимся понимание этих процессов;
2) смена социально-экономических ориентаций понуждает педагогов
обращаться к базовым ценностям культуры для того, чтобы корректировать традиционные
и ставить инновационные культурные цели и задачи образования в условиях меняющегося
общества, а также с помощью культурологии находить адекватные средства для реформ.
Сфера образования ищет поддержку в культуре и культурологии, т.к. именно они,
а не сменяющие друг друга политические или идеологические рефлексии, являются
источником динамики образования;
3) субъекты образовательных систем (дети, педагоги, родители,
работники управления, сообщество в целом) начинают понимать необходимость более
активного насыщения образовательного процесса культурными компонентами.
Разнообразие форм и программ мультикультурного образования включает
не только историко-культурный подход (в частности, такие известные программы как
«История мировой художественной культуры» или «Школа диалога культур» - в отечественной
педагогике это В.С.Библер, С.Ю.Курганов), но и проблемный подход, ориентированный
на анализ учениками современной культуры. Рост потребности в расширении отечественного
мультикультурного образования совпадает с аналогичными процессами в мировом образовательном
процессе. По мнению Н.Б.Крыловой, в России формируется традиция «поликультурного
образования» [3].
На уровне конкретного учебного заведения управленческое воздействие
на образовательную среду логично было бы строить на основе идеологии «расширения
зон актуального и ближайшего развития» индивида, на основе ее превращения в оптимально
благоприятную для развития ребенка. Возможные действия по наполнению образовательной
среды стимулами для развития индивида (по основным параметрам):
1. Параметр «Ценности» - выделение в качестве приоритетов работы
образовательного учреждения следующих ориентаций: · становление «культурного образа
жизни школы» через обеспечение ребенку возможностей включаться во все многообразие
культуры и выстраивание системы, объединяющей влияния предметной, социальной и
информационной сред; · перенос акцента в деятельности педагогов от воздействия
на личность ребенка к формированию «обучающей среды»; · приближение к естественному
«взращиванию» индивида и личности в процессе образования на основе движения от
искусственной к естественной обучающей среде, преднамеренного задания многообразия
обучающих сред; · планирование и целеполагание на основе определения обучающего
эффекта образовательной среды, контроль достижения целей образовательного учреждения
на основе анализа влияния среды на развитие субъекта и его последующее поведение;
· повышение профессиональной компетентности работников образовательного учреждения
как фасилитаторов процесса образования через смену их психологических установок.
2. Параметр «Отношения» - следование на практике принципам: ·
гуманизации и демократизации образовательной среды учреждения посредством предоставления
и обеспечения субъектам образовательного процесса все больших прав и обязанностей
на основе «договорных отношений»; · динамичного (поступательного) овладения детьми
существующими стандартами поведения (от воспроизводства социально-культурных образцов
и стандартов к их совершенствованию и самостоятельному формированию); · гуманитаризации
образования через превращение «информационно-словесного» способа образования в
творческий; · интенсификации и оптимизации образовательного процесса через направленное
преобразование свойств среды в соответствии с состояниями и психофизиологическими
особенностями учащегося; · придания образованию «мультикультурности», направленного
на сохранение многообразия культурных ценностей и норм, развитие терпимости к
ним, конструирование социально одобряемых способов жизнедеятельности и ролевого
поведения для обеспечения защиты от случайных негативных контактов и создания
условий для «глубинного» взаимодействия ребенка с другими людьми.
3. Параметр «Символы»: · обогащение культурной среды образовательного
учреждения посредством широкого использования возможностей учреждений дополнительного
образования, музеев, различных средств коммуникаций и т.п.; · гуманитаризация
содержания образования посредством как увеличения роли учебных дисциплин, способствующих
духовному прогрессу личности, так и обогащения учебных дисциплин социально значимыми
аспектами (экологическими, валеологическими и т.д.); · придание образовательной
среде «адаптивного информационно-динамического» характера, связанного с построением
искусственных миров и возможностью влиять на развитие событий в них посредством
компьютерных технологий; · расширение сферы непосредственного личного общения
для приобретения ребенком живого эмоционального опыта, устранения негативных последствий
информационной эры.
4. Параметр «Вещи и предметы» - построение образовательной среды
таким образом, чтобы конкретное предметное окружение ребенка выступало бы в качестве
социума, обогащенного для взаимодействий разного рода: · продумывание организации
всех пространств образовательного учреждения для разнообразной деятельности детских
сообществ (в т.ч. переорганизация учебных помещений, зон рекреации); · преобразование
учебных программ и планов на принципах вариативности и альтернативности; · широкое
использование (а не только демонстрацию) систем высокотехнологического оборудования
и коммуникаций, справочной литературы и т.п.
ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Закгейм А.Ю. Гуманизация и гуманитаризация химии - что это
такое?// Химия в школе. 1992. N2.
2. Маркович Д.Ж. Социальная экология. - М., 1991.
3. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и шк. психологов. - Вып.1.
- М., 1995.
4. Семыкина Г. Чтоб не распалась связь времен...: Интервью с А.Асмоловым.// Нар.
образование. 1993. N5. 5. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. - М.,
1997.
ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - система мер, направленных на приоритетное
развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом,
на формирование личностной зрелости обучаемых (определение В.П.Зинченко, см. Российская
педагогическая энциклопедия: В 2 т. - Т.1.- М., 1993.- С. 239) . КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
конкретного образовательного учреждения - это пространство культурного развития
детей в детской общности, вбирающее: отношения, ценности, символы, предметы (Новые
ценности образования: Тезаурус... Вып.1. - М., 1995.- С.92).
МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (MULTICULTURAL EDUCATION) - образование,
направленное на сохранение и развитие ВСЕГО МНОГООБРАЗИЯ культурных ценностей,
норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном сообществе, и на передачу
этого наследия, а также и инновационных новообразований молодому поколению ( другие
варианты - мультикультурная политика, мультикультурные программы, мультикультурное
общество и т.д.). (Новые ценности образования: Тезаурус... Вып.1. - М., 1995.-
С.56).
МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО - сложное, комплексное культурное
пространство, пересекающееся с другими и умножающее свои разнообразные влияния
(Новые ценности образования: Тезаурус... Вып.1. - М., 1995.- С.56).
НООСФЕРА - «сфера разума», новое эволюционное состояние биосферы,
при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития;
качественно новая форма организованности, возникающая при взаимодействии природы
и общества (Философский словарь. - М., 1986.- С.324)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - часть социокультурного пространства,
зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала
и субъектов образовательных процессов (Новые ценности образования: Тезаурус...
Вып.1. - М., 1995.- С.91).
ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА: ЕСТЕСТВЕННАЯ - обучающая среда, возникающая вследствие
не контролируемого и не координируемого человеком развития природных и социальных
систем, обусловленная состоянием экобиосферы. Их обучающий эффект отражен в общей
адаптации биологических систем к среде обитания.
ИСКУССТВЕННАЯ - обучающая среда, создаваемая в виде учебной системы
для получения эффектов направленной адаптации к социальным и профессиональным
средам.
ПРЕДМЕТНАЯ - обучающая среда, состоящая из статических объектов,
составляющих элементы интерьера класса, наглядных пособий, макетов и др.
ИНФОРМАЦИОННО-ДИНАМИЧЕСКАЯ - обучающая среда, меняющая свои свойства
в процессе обучения в соответствии с логикой, присущей среде, и активности обучаемого.
Разделяются по способу организации взаимодействия в обучающей ситуации на игровые,
тренирующие и формирующие - ИГРОВЫЕ характеризуются созданием игровых отношений
между обучаемым, его игровым аналогом в искусственной среде и ответной реакцией
среды на активность играющего. Данный класс сред обладает очень высоким мотивирующим,
хотя и сложным, влиянием. Положительным эффектом является то, что такая среда
позволяет длительное время фиксировать внимание и сохранять активность обучаемого:
ТРЕНИРУЮЩИЕ используют эффекты динамической адаптации к параметрам среды и формирования
адекватного поведения после многоразового повторения однородных форм деятельности.
Основной проблемой, решаемой при создании подобных систем, является проблема подобия
деятельности реальной профессиональной среды; ФОРМИРУЮЩИЕ ориентированы на получение
обучающего эффекта в форме широких, не привязанных к конкретным видам профессиональной
деятельности адаптивных эффектов в психике обучаемого (например, формирование
свойств восприятия, памяти, внимания и т.п.). Данные среды предполагают включение
обучаемого в мир задач, элементы которого присущи в той или иной степени многим
близким по содержанию профессиональным средам, но без акцента на их конкретное
профессиональное содержание. (Новые ценности образования: Тезаурус... Вып.1. -
М., 1995.- С.94-5).
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - способ самоорганизации ребенка и подростка в социальном
бытии, в культурной жизни; культивирование Себя, нахождение своего МЕСТА (индивидуального
пространства) в изменяющемся социуме (Новые ценности образования: Тезаурус...
Вып.1. - М., 1995.- С. С.58).
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ - отдельная социологическая наука, предметом
изучения которой являются специфические связи между человеком и его средой (Маркович
Д.Ж. Социальная экология. - М., 1991. С.28)
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА - совокупность условий, влияющих на формирование
и функционирование человека в обществе, предметная и человеческая обстановка развития
личности, ее способностей, потребностей, инстинктов, сознания (Современный философский
словарь. / Под ред. В.Е.Кемерова. - М.- Бишкек - Екатеринбург, 1996. - С. 512).
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА - конкретное, непосредственно данное каждому
ребенку, социальное пространство, посредством которого он активно включается в
культурные связи общества (Новые ценности образования: Тезаурус... Вып.1. - М.,
1995.- С.91).
СРЕДА - окружающее человека социальное пространство, зона непосредственной
активности индивида, его ближайшего развития и действия (Новые ценности образования:
Тезаурус... Вып.1. - М., 1995.- С.91).
СРЕДО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ (ЕNVIRОNМЕNТАL - ОRIЕNТАТЕD ТRАINING)
- зарубежная психолого-педагогическая концепция, использующая в качестве базового
понятие «обучающей среды». (Новые ценности образования: Тезаурус... Вып.1. - М.,
1995.- С.94).
ШКОЛА ВЗРОСЛЕНИЯ - совокупность особых педагогических технологий,
обеспечивающих развитие ребенка. Предполагает создание условий, способствующих
организации развивающей среды. Характерные черты: «построение особых форм, методов,
содержания и пространств образования для каждой возрастной ступени; ...широкая
представленность образцов взрослой жизни» и т.д. (Новые ценности образования:
Тезаурус... Вып.1. - М., 1995.- С.111).