Центр развития образования им. С.О. Ветлугина "Модернизация в городской системе образования" |
Программа
Совета |
СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОУ Г. ПЕРМИ
Бочаров Илья Валерьевич - директор Центра развития образования города Перми
Проведенное мониторинговое исследование состояния правовой культуры участников образовательного процесса в ОУ города дает возможность выделить существенные черты в мировоззренческом и поведенческом аспектах современного состояния правовой культуры учащихся и педагогов ОУ г.Перми.
Что касается мировоззренческого аспекта (ценностные ориентации, убеждения, взгляды и т.п.) правовой культуры, в целом можно говорить о смешении либеральных, этатистских и посттоталитарных представлений в отношении права и правовых реалий, а также о складывании стихийной, в определенной степени мифологичной системы взглядов на право.
Участниками мониторинга осознается значимость прав и свобод человека. Однако ценности правового государства и гражданского общества не являются для них определяющими. Популярность смертной казни, ужесточения уголовного законодательства как главных средств обуздания преступности, признание легитимности применения самосуда, пыток и насилия свидетельствуют о том, что гуманизм, самоценность человеческой жизни не являются определяющими в шкале ценностей. Можно также сделать вывод о том, что различные демократические права и свободы в глазах респондентов не равнозначны. Вероятно, как результат длительного воздействия средств массовой информации признается в качестве основных свобода слова. Очень низкий процент отвечающих допускает возможность введения цензуры. В то же время свобода вероисповедания менее значима. Значительный процент респондентов легко соглашается с идеей поддержки государством исключительно христианских конфессий, ограничивая тем самым в возможности вероисповедания других религий.
Обращает на себя внимания низкая оценка участниками мониторинга деятельности правоохранительных органов и государства вообще как гаранта и защитника прав и свобод. Большинство респондентов считает, что государство нарушает их права (63% учащихся, 80% учителей), обманывает своих граждан (77,5% учащихся, 86,5% учителей). Значительная часть респондентов не доверяет органам милиции (61% учащихся, 67% учителей), суда и прокуратуры (72,6% педагогов). Многие респонденты признают несправедливость системы правосудия, поскольку она нарушает принцип равенства граждан перед законом (около 38,5% учащихся, 57% учителей). В итоге более половины учащихся не доверяет правоохранительной системе (57%), что в определенной степени питает правовой нигилизм.
Хотелось бы особо отметить парадоксальное, на первый взгляд, явление: с точки зрения большинства отвечавших российское законодательство не вполне соответствует представлениям о социальной справедливости (более 50% учащихся), но соответствует нормам морали и этики (88% учащихся), что может объясняться размытостью представлений о морали, этике, а также социальной справедливости в условиях общества переходного периода. Особо следует отметить критическое состояние морально-этических норм, которые демонстративно игнорируются даже некоторыми представителями правящей элиты.
Поведенческий аспект правовой культуры определяется мировоззренческими установками респондентов. Негативно оценивая правовое поле жизнедеятельности, большинство cтавит под сомнение возможность добиться материального благополучия без нарушения законов (60% учащихся, 83,9% учителей). Пессимистичность данной оценки, вытекающей частично из понимания несовершенства современного законодательства. объясняется, на наш взгляд, еще двумя обстоятельствами. С одной стороны, педагоги, относящиеся к категории "бюджетников" и в реальной деятельности не часто сталкивающиеся с разделами права, регулирующими сферу предпринимательства, судят в значительной степени понаслышке. С другой стороны, суждения школьников тем более не опираются на личный опыт и формируются с учетом мнений родителей, средств массовой информации, а также старших товарищей. Вообще, источники представлений о праве в ответах респондентов представляются весьма скудными и не всегда надежными. Основными источниками информации являются для мальчиков - друзья, для девочек - родители и учителя (причем в данном порядке).
Большая часть отвечавших признает необходимость законопослушания, что делает, по их мнению, жизнь более спокойной, но более трудной (65% учащихся). Основным мотивом подчинения законам определяется не осознанная необходимость, а страх наказания (54,9% учащихся, 36,6% учителей).
Присущее многим респондентам недоверие по отношению к милиции и прокуратуре объясняет недостаточную готовность оказывать помощь органам правопорядка (около 10% учащихся против любого сотрудничества).
В качестве общих выводов:
- широко представленное в ответах на анкету мнение о дискомфорте пребывания в поле действия закона весьма тревожно и требует корректировки;
- для большинства участников анкетирования характерно представление о государстве как о единственном источнике права и законотворчества, в сознании респондентов отсутствует разделение между обществом и государством;
- непонимание роли общества как активного партера в процессах формирования права и осуществлении правовой деятельности способствует утверждению правового нигилизма;
- учителя по результатам мониторинга представляются более консервативно настроенной группой респондентов с более пессимистическими представлениями о правовой системе.
Анализ мировоззренческого аспекта состояния правовой культуры участников образовательного процесса свидетельствует о том, что ценностные ориентации последних базируются в большей степени на житейских представлениях и обыденном восприятии права, нежели на теоретическом осмыслении и осознании правовых реалий. Те же выводы подтверждаются результатами тестовых исследований.
Одним из составляющих правовой культуры является мировоззренческий аспект, в котором "знаниевый" компонент выступает как ведущий на начальном этапе формирования правовой культуры. При поведении мониторинга были определены 4
"знаниевые" группы (группы вопросов), по мнению авторов, наиболее существенные:
- Знание понятий "право", "закон", "правовая норма" и умение их характеризовать, классифицировать, понимать и характеризовать.
- Знание понятий "правоотношения", "правонарушения", "юридическая ответственность", умение оперировать этими понятиями и распознавать их проявление в конкретных ситуациях.
- Знание прав человека и прав несовершеннолетних и умение применять эти знания в конкретных правовых ситуациях.
- Понимание, что такое правовая культура и умение определять суждения, которые относятся к вопросам правовой культуры.
Тестовые задания были предложены учащимся 10-х классов г. Перми, которые уже изучили элементарный курс по правовым дисциплинам, что позволило проверить остаточные знания учащихся.
Анализ результатов мониторинга по различным категориям образовательных учреждений (ОУ) показал следующее (рис. 1):
Рис. 1
(По оси ординат показан процент выполнения задания, по оси абсцисс показаны номера вопросов теста для учащихся)