|
ТЕМЫ ФОРУМА |
Секция |
|
Центр развития образования им. С.О. Ветлугина "Модернизация в городской системе образования" |
Программа
Совета |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА ПЕРМИ
Бочаров Илья Валерьевич - директор Центра развития образования города Перми bocharov@ced.perm.ru
1. Рекомендации в области организации воспитательной работы в ОУ:
- выстроить систему гражданско-правового воспитания на уровне ОУ (начальная школа - основная школа - старшее звено). Учащиеся школ, в которых сложилась такая система, показали более высокий уровень осознанного отношения к праву, т.е. способность применять полученные знания в конкретных ситуациях;
- использовать потенциал учреждений дополнительного образования, в целом системы дополнительного образования, в процессе правового воспитания. Если мы хотим сформировать гражданскую и социальную активность личности, способной и желающей противостоять правовому нигилизму и несправедливости окружающего мира - мы должны создавать условия для развития самостоятельности, критичности и доказательности мышления наших учеников как основы подлинно диалогической гражданско-правовой культуры.
- скорректировать содержание воспитательной работы с учетом приоритетных линий формирования либерально ориентированных ценностных характеристик личности, таких, как толерантность, ценность человеческой жизни, правовой способ решения конфликтов, активная гражданская позиция. Данные социологического опроса учащихся показали, в частности, низкую оценку значимости человеческой жизни, склонность к силовым методам решения спорных проблем, тенденцию к проявлению нетерпимости в отношении инакомыслящих.
- Особенно важно формировать представление у участников образовательного процесса о равной значимости гражданских прав и свобод, особенно - свободы вероисповедания, что для российского мультикультурного и многонационального общества особенно важно в настоящее время.
- Следует формировать у участников образовательного процесса чувство ответственности за состояние законов и законности, деятельности правовой системы в целом. Особое внимание уделять преодолению нигилистических настроений и, соответственно, формированию конструктивного поведения на правовом поле.
2. Рекомендации в области обучения учащихся:
- Создание системы правового образования школьников, нацеленной на формирование демократической правовой культуры, основанной на усвоении нравственно-правовых ценностей и принципов, отказе от позитивистского подхода и приоритетов законопослушности, преодолении правового нигилизма. Это должна быть именно система правового обучения и воспитания, иерархия приоритетов которой располагается следующим образом: в первую очередь мы должны помочь формированию нравственных основ правовой культуры, затем - правовые компетенции, в первую очередь - навыки сознательного правового поведения, и только потом - правовые знания. Следует признать ошибочными попытки преподавать в школах вузовский курс права, пусть даже адаптированный (если это не факультатив).
- С целью создания у учащихся целостного представления о правовой системе государства, формирования практического применения права предложить обязательное ведение правового модуля в рамках курса "Введение в обществознание" в 9 классе (34 часа).
- Наряду с теоретическим блоком правовых дисциплин ввести блок практических занятий, в том числе имитационных, ролевых игр, решения правовых задач и т.д.; разработка и реализация учащимися социальных проектов, получения ими опыта коллективного решения реальных социальных проблем. Только реальное включение учащихся в обсуждение и решение социальных проблем способно сформировать у них ответственность за судьбу страны, осознать необходимость и пути модернизации социальной действительности.
- Доминирующим в отборе содержания обучения в 9 классе должен быть материал, способствующий социализации учащегося, т.е. материал по конкретным правовым проблемам, актуальным для подростка.
- Следует усилить гуманистический и морально-этический аспекты правового воспитания.
- Поскольку правовая культура формируется не только в процессе преподавания правовых дисциплин, обращать особое внимание на правовой аспект в преподавании предметов, уделяющих особое внимание проблемам морали и этики, а также в преподавании курса экономики, где важное место должно быть отведено правовым аспектам экономической деятельности.
3. Рекомендации по обеспечению процессов формирования правовой культуры (кадровые, научно-методические, организационные) для органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений города:
- организовать получение 2-го высшего педагогического образования по специальности "учитель права" на базе вузов города;
- организовать систему правовой подготовки и переподготовки работников системы образования;
- организовать мероприятия по повышению квалификации таких категорий работников, как соц. педагоги, руководители ОУ, педагоги-воспитатели, преподаватели права по проблемам, выявленным в ходе мониторинга;
- разработать методические и дидактические пособия и рекомендации по проблемам, выявленным в ходе мониторинга;
- ввести в ОУ институт уполномоченного по правам участников образовательного процесса;
- организовать проведение мониторинга содержания правового образования, определение приоритетов преподавания права;
- необходимо периодическое проведение мониторингов состояния правовой культуры участников образовательного процесса для выявления проблем, актуальных для учеников и педагогов. Целесообразно проведение такого мониторинга для учащихся, заканчивающих 9-й класс.
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|
|
НОВОСТИ, АНОНСЫ |
|
|
|
СПОНСОРЫ |
|
|
|
РОССИЙСКИЕ ФОРУМЫ |
|
|
|
|
|