|
ТЕМЫ ФОРУМА |
Секция |
|
Центр развития образования им. С.О. Ветлугина "Модернизация в городской системе образования" |
Программа
Совета |
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В Г. ПЕРМИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Гусаров Виктор Алексеевич - председатель Комитета по образованию и науке администрации города Перми
Актуальность развития правового образования в контексте модернизации общего образования определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности. Правовое образование наделяет человека особой силой, позволяет добиваться своих прав, реализовать себя и свои способности. Наличие правового образования в школе можно расценивать как необходимое условие формирования демократического, гражданского общества в России.
Благодаря правовому образованию у учащегося должна быть сформирована уникальная способность спроецировать норму на конкретную ситуацию и видеть конкретное через призму нормы. Такой тип мышления обеспечивает анализ ситуации открытого типа: в нем нет эталонного мышления, он связан не только с традиционными мыслительными операциями, но с ценностным выбором, с признанием множественности правильных решений, с особой ответственностью субъекта за принятое решение.
В Перми правовому образованию уделяется особое место.
Уже к 2000 году наметился ряд положительных тенденций, положенных в основу проекта "Правовое образование" "Программы развития системы образования г. Перми до 2005 года".
Рост престижа правовых знаний в городе привел к созданию классов с углубленным изучением правоведческих предметов в школах № 3, 33, 99, 71 и др., введению спецкурсов и факультативов в 24 ОУ города (14,5 % всех школ). Самостоятельный правоведческий модуль реализовывается в практике преподавания курса обществознания в 8-11 классах в 91 школе (59,5% ).
В Дзержинском районе города рассматривается вопрос осуществления преемственного правового образования начиная с детского сада. В Свердловском районе ведется целенаправленная работа по развитию правового образования под руководством Западно-уральского учебно-научного центра.
Проект "Правовое образование" "Программы развития системы образования г. Перми до 2005 года" высоко оценен экспертами Министерства образования РФ и полностью соответствует областной целевой "Программе развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 годы", принятой в октябре 2001 года.
Сутью реализации проекта является совершенствование (модернизация) системы правового образования в образовательных учреждениях города с целью обеспечения процессов формирования правовой культуры учащихся, соответствующей демократическому, социальному, гражданскому обществу и государству.
Особое внимание в проекте уделяется созданию системы управления развитием правового образования, отличающейся качественно иными свойствами и возможностями.
Новая модель управления должна носить целевой характер, обеспечивать направленность совместной деятельности всех заинтересованных в развитии правового образования структур на достижение конкретных результатов, создавать необходимую систему формальных и неформальных связей. Управление должно быть адаптировано к ситуации изменяющейся внешней социо-культурной среды, сориентировано на обеспечение качественного образования, образования соответствующего запросам индивида, семьи, общества, государства. Такое управление выстраивается на основе анализа состояния и динамики показателей результативности работы.
В соответствии с идеями проекта в 2001-2002 учебном году разработан и проведен 1-ый этап мониторинга состояния правовой культуры участников образовательного процесса. Его результаты будут представлены сегодня на конференции.
Мы отказались от моноцентризма в управлении в пользу организации процессов моделирования поливариантного образовательного пространства. В городе создаются равные условия для развития различных субъектов правового образования - общественных организаций, школ, учреждений дополнительного образования и т.д. Активно поддерживаются образовательные инициативы, Западно-Уральского учебно-научного центра, Центра поддержки демократических молодежных инициатив общества "Мемориал", библиотеки им. А.С. Пушкина, Центра граждановедческого образования школьников, Некоммерческого партнерства Гильдия добросовестных предприятий Пермской области и т.д. Комитетом по образованию и науке и Центром развития образования г. Перми установлено взаимодействие с Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пермской области в части проведения общегородских мероприятий и организации курсовой и межкурсовой подготовки пермских педагогов.
Особым видом управленческой деятельности в Перми становится создание проектного пространства. Так, в марте 2002 года комитетом объявлен городской конкурс образовательных грантов, в котором проекты по развитию правового образования заняли достойное место.
В "Программе развития системы образования до 2005 года" подчеркивается, что создание условий для формирования правовой культуры в школе заключается в органичном слиянии процессов правового воспитания и правового обучения, развитии особой образовательной транслирующей правовой среды.
Комитетом по образованию и науке целенаправленно формируются организационно- правовые условия соблюдения прав ребенка. Создается система оперативного реагирования на нарушение прав участников образовательного процесса. Действуют прямые телефонные линии, при Центре развития образования организовано бесплатное юридическое консультирование, созданы отделы по защите прав детей в районных психологических центрах. Собрана и будет ежегодно обновляться база данных детей от 1 до 7 лет. Особое внимание при аттестации образовательных учреждений уделяется выполнению закона "Об образовании" и соблюдению прав ребенка.
В городе идет целенаправленная работа по интенсификации информационных потоков, культивируется рефлексивная среда. В преподавании права используются современные информационные технологии. Регулярно организуются информационные встречи с авторами учебников и учебных пособий по праву (Е.А. Певцовой, В. Пронькиным и др.). Выпускаются специальные популярные информационные издания. Западно-уральским учебно-научным центром подготовлен путеводитель по образовательным учреждениям города, в который вошли извлечения из конвенции о правах ребенка, к IV региональной выставке "Образования и карьера - 2002" комитетом по образованию и науке, центром развития образования выпущены сборники "Иду работать", "Памятка подростку", содержащие практико-ориентированные правовые разделы.
Особую роль в методическом обеспечении развития правового образования играет институт опорных школ. На базе МОУ "СОШ № 3" Индустриального района г. Перми проходят регулярные семинарские занятия и консультации для педагогов, разрабатываются методические и дидактические материалы. Осуществляется коррекционная работа по выявленным в ходе мониторинга проблемам. Практически в каждом районе города есть свое опорное образовательное учреждение (школа № 33 в Свердловском районе города, школа № 70 в Кировском, школа № 32 в Ленинском, школа № 137 в Мотовилихинском и т.д.)
Научное сопровождение развития правового образования обеспечивает лаборатория Центра развития образования. На базе лаборатории разработан проект "Развитие правового образования в образовательных учреждениях г. Перми", прошла серия семинаров по праву (из них два семинара проведены с участием представителей Санкт- Петербургского института "Живое право" им. принца Ольденбургского), организована апробация в 10 образовательных учреждениях г. Перми пособия "Живое право", совместно с Центром поддержки молодежных гражданских инициатив пермского отделения общества "Мемориал" проведен конкурс методических материалов по правам человека, 2-я городская олимпиада по правам человека, разработаны содержание и механизмы проведения мониторинга состояния правовой культуры участников образовательного процесса в ОУ города.
Основополагающим ресурсом для развития правого образования учащихся должно стать повышение компетентности учителей - как преподавателей правовых дисциплин, так и любых других педагогов и руководителей.
В городе системную работу в данном направлении мы только начинаем. На базе ПГПУ проводятся курсы повышения квалификации преподавателей предмета "Права человека". В 2001-2002 учебном году Западно-уральским учебно-научным центром в структуру программы "Гуманитаризация образования" введены темы, посвященные освоению прав человека и воспитанию правовой культуры. По заказу ГКОН ими же реализуется подпрограмма "Освоение и реализация прав ребенка в образовании", активное участие в которой приняли 42 школы города (25,5 %). Центром поддержки демократических молодежных инициатив совместно с Центром развития образования предоставляется возможность ОУ города организовывать выездные семинары "Реализация прав человека, прав ребенка в условиях ОУ" с привлечением специалистов в области правового образования.
Еще одним направлением работы по созданию транслирующей среды является организация традиционных городских мероприятий, активизирующих развитие правового образования. Такими мероприятиями на наш взгляд являются: фестиваль "Молодежь за гражданское общество", олимпиада по правам человека, конкурс по защите прав потребителей.
Фестивали, олимпиады. конкурсы позволяют усиливать воспитательный аспект правового образования, мотивировать учреждения дополнительного образования к созданию новых форм воспитательной деятельности. На протяжении ряда лет над вопросами развития правовой культуры и правой компетенции эффективно работает ДЮЦ "Рифей" Индустриального района и другие. В последнее время активизировалась деятельность ОУ по созданию органов детского самоуправления. Все чаще общешкольные внеклассные мероприятия носят правоведческий характер.
В настоящее время мы можем констатировать, что в городе идет целенаправленная работа по созданию системы управления развитием правового образования, по модернизации его содержания и технологий. Однако существует ряд проблем, определяющих приоритеты в его развитии.
Особые сложности в развитие правового образования связаны с быстрым устареванием правовой информации. В современных условиях тщетно обучать ребенка конкретным правовым знаниям. Актуальной становится задача переориентации в преподавании правовых дисциплин на формирование у учащегося определенных правовых ценностей, правовой компетенции как способности успешно социализироваться в быстроменяющемся мире. Только в этом случае право приобретает конкретные черты и значение для каждого.
Однако, как выявлено в ходе мониторинга, существующие правоведческие курсы не способны формировать правовую культуру должного уровня.
В городе все еще остается низким кадровое обеспечение преподавания правоведческих предметов (49% преподавателей права не имеют специальной подготовки). Транслирующая среда (правовая культура педагогов) пока не может рассматриваться как фактор, позитивно влияющий на становление и развитие правовой культуры учащихся.
Отмеченное выше позволяет выделить те аспекты деятельности по обеспечению правового образования учащихся, изменение которых находится в компетенции органов управления образованием и на основании которых планируется выстроить дальнейшую работу.
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|
|
НОВОСТИ, АНОНСЫ |
|
|
|
СПОНСОРЫ |
|
|
|
РОССИЙСКИЕ ФОРУМЫ |
|
|
|
|
|