|
Выступление начальника отдела НПО Смагина
на коллегии департамента образования 23 апреля 2002 года
В настоящее время учреждения начального профессионального образования
переживают острый ресурсный дефицит. Например, невозможно сделать необходимые
приобретения. Финансовая потребность обеспечена на 60%. Купить резец для обучения
токаря - это проблема. Это - следствие сегодняшней социально-экономической обстановки,
коньюктуры рынка труда и образовательных услуг. Но глубоко заблуждаются те, кто
считает, что ресурсный дефицит явление временное. Он всегда существовал, в том
числе и при социализме. В условиях рыночной экономики это постоянно действующий
фактор, подталкивающий предпринимательство.
Таким образом, ресурсный дефицит невозможно просто переждать. Надо учиться более
эффективно действовать под его влиянием.
Чтобы не просто рассуждать о повышении эффективности работы, мы предлагаем вам
познакомиться с конкретной практикой действия на договорной основе двух учреждений
начального профессионального образования машиностроительного профиля с работодателями
в качестве примера эффективных действий.
Для большей убедительности предложены два варианта действия учреждений начального
профессионального образования в условиях областного центра и в условиях одного
из городов области. Отрасль машиностроение и металлообработка тоже выбрана не
случайно В этой отрасли на сегодня наибольшая нехватка рабочих кадров, а затраты
на подготовку рабочих требуют немалых вложений. Например, по расчетам ПЛ № 3 для
стандартного обучения одного электромонтера в лицее дополнительно к бюджету необходимо
4140 рублей (со всем, что необходимо для слесарных работ, для электромонтажных
работ, но без учета производственной практики). Для станочника - 1855 рублей,
для электрогазосварщика - 6380 рублей.
На примере сотрудничества ПУ № 2 и ПЛ № 3 с работодателями можно увидеть как фактически
возрождаются рабочие профессии нужные для машиностроения. Причем возрождаются
те рабочие профессии, от подготовки по которым несколько лет назад практически
отказались за ненадобностью. В последнем десятилетии фактически прервалась цепь
непрерывного воспроизводства кадров по целому ряду рабочих профессий. Станочник,
слесарь, электрик -это массовые профессии для отрасли машиностроения и металлообработки.
Перерыв в подготовке рабочих в десять лет отразился на рынке труда. Например,
по данным службы занятости (февраль 2002 года) оставались не задействованными
2380 вакансий станочников и наладчиков, 4700 слесарей, 2100 техников-электриков,
3500 сварщиков и т.д. Полагаю, что на сегодня ситуация с вакансиями по этим рабочим
профессиям принципиально мало изменилась.
Опыт работы ПУ № 2 и ПЛ № 3 с работодателями, еще не дал масштабных результатов
- новые тысячи рабочих еще не подготовлены. Да и не мог он дать такой результат
за 2-3 года работы (основной срок обучения в учреждениях начального профессионального
образования 3 года). Пока на рабочие места, благодаря этому сотрудничеству, пришли
первые десятки - сотни молодых рабочих. Но сам факт, того, что эти профессии возрождаются
значим уже сам по себе. Это уже прорыв, а договорные отношения - основа для дальнейшей
и перспективной работы. Количество подготовленных молодых рабочих будет увеличиваться.
Договорные отношения профессиональных училищ, профессиональных лицеев с работодателями
существуют не только в машиностроении, но и в других отраслях. Причем, договоры
не заключаются в принудительном порядке. Никто не обязывает училища и лицеи действовать
только на основе договоров. Заключение соглашений с предприятиями возможно только
исходя из целесообразности взаимовыгодного сотрудничества. Рыночный подход. Созрели
предпосылки - возникает необходимость. Однако этой необходимостью надо еще уметь
пользоваться. Так как сами по себе, без целенаправленных действий договорные отношения,
как и социальные партнерство в целом не могут возникнуть.
Вынося на обсуждение этот вопрос, ставилась цель дать движение дальнейшему развитию
инициативы руководителей учреждений начального профессионального образования в
создании партнерский отношений с работодателями. Что особенно важно в связи с
необходимостью модернизации начального профессионального образования и повышая
конкурентоспособности молодых рабочих - выпускников профессиональных училищ, профессиональных
лицеев.
Иногда говорят о необходимости возрождения бывших базовых предприятий, даже предлагают
официально закрепит предприятия за училищами и лицеями.
Но это невозможно осуществить сегодня. На шефство по идеологическим соображениям
предприятия не пойдут. У них нет лишних денег на благотворительность. Если средства,
а это часть прибыли, вкладываются в учебные заведения, то под совершенно определенные
цели. Договорные отношения - это рыночный принцип регулирования взаимодействия,
прибыль вкладывается для того, чтобы получить новую прибыль. Учреждения начального
профессионального образования вступают в договорные отношения не в качестве просителей.
Они фактически предлагают в процессе реализации договоров более эффективно использовать
средства федерального бюджета. Бюджетных средств хоть и недостаточно, но их объемы
все таки довольно значительны.Например, ПЛ № 3 привлекло в течение прошлого года
от работодателей более 500 тыс.рублей, а вложило, фактически, порядка 4 млн.рублей,
ПУ № 2 в прошлом году привлекло от работодателей более 250 тыс.рублей, а фактически
вложило из бюджета тоже порядка 4 млн.рублей.
Если говорить о первых положительных результатах, полученных в ПУ № 2 и ПЛ № 3,
то отмечу во-первых, что формируются условия для обеспечения качественного обучения:
оснащается учебный процесс, оборудуются мастерские и лаборатории, приобретается
инструмент, обслуживается станочный парк, и стабилизируется инженерно-педагогический
состав работников (если не поддерживать мастеров, то они завтра разбегутся с зарплатой
1500 рублей). Текучесть кадров среди мастеров особенно велика. А мастер - ключевая
фигура в профтехобразовании.Во-вторых стимулируется мотивация к обучению у обучающихся,
осуществляется таким образом повышение престижа рабочих профессий и предприятий
, где они будут работать. А это уже результативная профориентация.
Главное - качество обучения улучшается.
Основной вывод - учреждениям начального профессионального образования без работодателей
не обеспечить подготовку конкурентоспособных выпускников, а данный опыт по г.
Перми и г.Кунгуру - подтверждение того, что кооперация средств работодателей и
ПУ, ПЛ с целью подготовки рабочих кадров возможна и уже дает положительный результат.
|