ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  


МЫ ЗНАЕМ САМЫЙ КОРОТКИЙ ПУТЬ К ПРОФЕССИИ Программа Совета 

 

 

Выступление начальника отдела НПО Смагина на коллегии департамента образования 23 апреля 2002 года

В настоящее время учреждения начального профессионального образования переживают острый ресурсный дефицит. Например, невозможно сделать необходимые приобретения. Финансовая потребность обеспечена на 60%. Купить резец для обучения токаря - это проблема. Это - следствие сегодняшней социально-экономической обстановки, коньюктуры рынка труда и образовательных услуг. Но глубоко заблуждаются те, кто считает, что ресурсный дефицит явление временное. Он всегда существовал, в том числе и при социализме. В условиях рыночной экономики это постоянно действующий фактор, подталкивающий предпринимательство.
Таким образом, ресурсный дефицит невозможно просто переждать. Надо учиться более эффективно действовать под его влиянием.
Чтобы не просто рассуждать о повышении эффективности работы, мы предлагаем вам познакомиться с конкретной практикой действия на договорной основе двух учреждений начального профессионального образования машиностроительного профиля с работодателями в качестве примера эффективных действий.
Для большей убедительности предложены два варианта действия учреждений начального профессионального образования в условиях областного центра и в условиях одного из городов области. Отрасль машиностроение и металлообработка тоже выбрана не случайно В этой отрасли на сегодня наибольшая нехватка рабочих кадров, а затраты на подготовку рабочих требуют немалых вложений. Например, по расчетам ПЛ № 3 для стандартного обучения одного электромонтера в лицее дополнительно к бюджету необходимо 4140 рублей (со всем, что необходимо для слесарных работ, для электромонтажных работ, но без учета производственной практики). Для станочника - 1855 рублей, для электрогазосварщика - 6380 рублей.
На примере сотрудничества ПУ № 2 и ПЛ № 3 с работодателями можно увидеть как фактически возрождаются рабочие профессии нужные для машиностроения. Причем возрождаются те рабочие профессии, от подготовки по которым несколько лет назад практически отказались за ненадобностью. В последнем десятилетии фактически прервалась цепь непрерывного воспроизводства кадров по целому ряду рабочих профессий. Станочник, слесарь, электрик -это массовые профессии для отрасли машиностроения и металлообработки. Перерыв в подготовке рабочих в десять лет отразился на рынке труда. Например, по данным службы занятости (февраль 2002 года) оставались не задействованными 2380 вакансий станочников и наладчиков, 4700 слесарей, 2100 техников-электриков, 3500 сварщиков и т.д. Полагаю, что на сегодня ситуация с вакансиями по этим рабочим профессиям принципиально мало изменилась.
Опыт работы ПУ № 2 и ПЛ № 3 с работодателями, еще не дал масштабных результатов - новые тысячи рабочих еще не подготовлены. Да и не мог он дать такой результат за 2-3 года работы (основной срок обучения в учреждениях начального профессионального образования 3 года). Пока на рабочие места, благодаря этому сотрудничеству, пришли первые десятки - сотни молодых рабочих. Но сам факт, того, что эти профессии возрождаются значим уже сам по себе. Это уже прорыв, а договорные отношения - основа для дальнейшей и перспективной работы. Количество подготовленных молодых рабочих будет увеличиваться. Договорные отношения профессиональных училищ, профессиональных лицеев с работодателями существуют не только в машиностроении, но и в других отраслях. Причем, договоры не заключаются в принудительном порядке. Никто не обязывает училища и лицеи действовать только на основе договоров. Заключение соглашений с предприятиями возможно только исходя из целесообразности взаимовыгодного сотрудничества. Рыночный подход. Созрели предпосылки - возникает необходимость. Однако этой необходимостью надо еще уметь пользоваться. Так как сами по себе, без целенаправленных действий договорные отношения, как и социальные партнерство в целом не могут возникнуть.
Вынося на обсуждение этот вопрос, ставилась цель дать движение дальнейшему развитию инициативы руководителей учреждений начального профессионального образования в создании партнерский отношений с работодателями. Что особенно важно в связи с необходимостью модернизации начального профессионального образования и повышая конкурентоспособности молодых рабочих - выпускников профессиональных училищ, профессиональных лицеев.
Иногда говорят о необходимости возрождения бывших базовых предприятий, даже предлагают официально закрепит предприятия за училищами и лицеями.
Но это невозможно осуществить сегодня. На шефство по идеологическим соображениям предприятия не пойдут. У них нет лишних денег на благотворительность. Если средства, а это часть прибыли, вкладываются в учебные заведения, то под совершенно определенные цели. Договорные отношения - это рыночный принцип регулирования взаимодействия, прибыль вкладывается для того, чтобы получить новую прибыль. Учреждения начального профессионального образования вступают в договорные отношения не в качестве просителей. Они фактически предлагают в процессе реализации договоров более эффективно использовать средства федерального бюджета. Бюджетных средств хоть и недостаточно, но их объемы все таки довольно значительны.Например, ПЛ № 3 привлекло в течение прошлого года от работодателей более 500 тыс.рублей, а вложило, фактически, порядка 4 млн.рублей, ПУ № 2 в прошлом году привлекло от работодателей более 250 тыс.рублей, а фактически вложило из бюджета тоже порядка 4 млн.рублей.
Если говорить о первых положительных результатах, полученных в ПУ № 2 и ПЛ № 3, то отмечу во-первых, что формируются условия для обеспечения качественного обучения: оснащается учебный процесс, оборудуются мастерские и лаборатории, приобретается инструмент, обслуживается станочный парк, и стабилизируется инженерно-педагогический состав работников (если не поддерживать мастеров, то они завтра разбегутся с зарплатой 1500 рублей). Текучесть кадров среди мастеров особенно велика. А мастер - ключевая фигура в профтехобразовании.Во-вторых стимулируется мотивация к обучению у обучающихся, осуществляется таким образом повышение престижа рабочих профессий и предприятий , где они будут работать. А это уже результативная профориентация.
Главное - качество обучения улучшается.
Основной вывод - учреждениям начального профессионального образования без работодателей не обеспечить подготовку конкурентоспособных выпускников, а данный опыт по г. Перми и г.Кунгуру - подтверждение того, что кооперация средств работодателей и ПУ, ПЛ с целью подготовки рабочих кадров возможна и уже дает положительный результат.


написать модератору
библиотека совета
участники совета







  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 



Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru