ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  


Проблемы школьного экономического образования на современном этапе
Программа Совета 


О состоянии экономического образования в образовательных учреждениях г. Перми

Гусаров В.А.

Содержание школьного образования претерпевает в настоящее время ситуацию радикальных перемен. Национальная образовательная доктрина ставит перед образованием новые задачи. Один из приоритетов - обеспечение успешной социализации учащегося в современных экономических условиях.

В нашем городе в соответствии с Программами развития системы образования до 2000 и 2005 года экономика является одним из основных приоритетов обновления содержания образования.

Деятельность по внедрению преподавания экономики в образовательных учреждениях города началась около 9 лет назад, когда не существовало ни концепций, ни программ, ни апробированных учебников. Отсутствовали подготовленные кадры преподавателей, не существовало государственного стандарта. Каждая школа, решившаяся начать преподавание экономики, шла на ощупь, методом проб и ошибок.

В настоящее время ситуация в корне изменилась.

Уже с 1995 года г. Пермь становится пилотным районом в рамках проекта TACIS по экономическому образованию.

Экономика введена в учебный план и преподается в различных формах и на различных ступенях 108 школ, что составляет около 80% образовательных учреждений города.

При этом в 55 школах преподавание экономики в размере 1-2-х часов в неделю обязательно для всех учащихся параллели 10-х классов и в 54-х школах для учащихся 11 классов. В 206 классах старшего звена преподавание экономики как обязательного предмета ведется в количестве 1 часа в неделю, в 111 классах - в количестве 2-х часов в неделю. В 82-х классах организовано преподавание экономики в форме спецкурсов и факультативов. То есть специальные экономические знания в школе получают свыше 77% всех старшеклассников

В городе существует практика организации профильных экономических классов в школах № 5, 17, 22, 32, 145, гимназии № 2, лицее № 4 и других школах, в частности там, где есть базовые классы Высшей школы экономики.

В среднем звене, в форме обязательного предмета в количестве 1-2 часов в неделю,

преподают экономику в 52 школах или в 368 классах, в форме спецкурса или факультатива изучают экономику учащиеся 101 класса.

Появляется преподавание экономики в начальной школе - в виде интегрированных и самостоятельных уроков. В 6 школах организовано преподавание экономики как обязательного предмета во 2-3 классах, факультативно изучают экономику учащиеся 14 классов начальной школы.

Растет кадровый потенциал преподавания экономики. За последние 2 года увеличилось на 48 человек количество учителей. В начале 2001 года общее количество преподавателей экономики в школах города составляет 188 человек, из них 37 являются сотрудниками вузов города, 164 получили специальную подготовку в пилотном центре Высшей школы экономики, ПГПУ, ПГТУ, и других вузов. Только 5 человек (2,5 %) не прошли специальную подготовку.

Интегрирование экономики с другими предметами (математикой, историей, географией, литературой, английским языком и другими) ведется во многих школах и позволяет углубить интеллект и кругозор учащихся, сформировать столь необходимое современным детям экономическое мышление.

Отрабатываются подходы по углубленному изучению экономических дисциплин в системе профессионального образования в ПТУ "Альтер".

Все большее развитие получает дополнительное экономическое образование. Ведут активную работу по формированию экономического мировоззрения учащихся детский юношеский клуб "Сигнал", "Школа будущего руководителя" Индустриального района, молодежный интеллектуальный клуб в школе № 32, и другие. Все чаще экономические сюжеты встречаются в содержании внеклассной работы.

Регулярно проводятся городские организационно- методические мероприятия (конференции, совещания, семинары), создаются временные творческие коллективы, инициативные группы, педагогические объединения, ведется сбор методических материалов, публикуются сборники. В 2000 году в городе появились и в настоящее время успешно функционируют 2 опорные школы городского комитета по экономическому образованию - лицей № 4 и школа № 32. При центре развития образования города в течение нескольких лет действовало городское методическое объединение учителей экономики, в настоящее время создана научно-практическая лаборатория экономического образования под руководством к.э.н., доцента Елены Львовны Зуевой. В городе действует муниципальный центр экономического образования под руководством декана экономического факультета ПГУ Миролюбова Юрия Юрьевича.

В городе созданы и опубликованы авторские программы преподавания экономики на II и III ступенях, модели экономического образования.

Анализ использования учебников в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях города показал большой разброс в выборе учебных пособий. Так, в начальной школе используется до 5 различных учебников, в среднем звене - 8, столько же в старшем звене. Однако общий показатель обеспеченности учебниками экономики в зависимости от потребности составляет 44, 5 %, а в 10-11 классах - только 37, 5%. Наиболее используемыми учебными пособиями являются: в начальной школе - "Белка и компания", в среднем звене - Липсиц И.В. "Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности", в старших классах - Липсиц И.В. "Экономика" часть 1,2, "Основы экономической теории" и "Практикум по основам экономической теории" под редакцией Иванова С.И.. К сожалению, показатели обеспеченности (в зависимости от потребности) по данными учебникам составляют от 19,3 до 30%.

Таким образом, в Перми в настоящее время идет активный процесс освоения экономических предметов. Тенденции развития экономического образования порождают проблему системной модернизации основных компонентов экономического образования в направлении их стандартизации (унификации).

Уже на городской конференции "Совершенствование системы экономического образования в средней школе" 1999 года было принято решение об организации работы по подготовке к введению в Перми обязательного преподавания экономики в старших классах, а участники конференции "Проблемы экономического образования в аспектах социализации личности учащегося" 2000 года рекомендовали проведение системного мониторинга качества школьного экономического образования с целью вычленения основных проблем и затруднений в преподавании экономики.

Решения этих конференций легли в основу проекта "Экономическое образование" Программы развития образования г. Перми до 2005 года. С момента принятия Программы Городской Думой (ноябрь 2000 года) начата работа по реализации проекта. Специалистами Пермского филиала Государственного университета Высшая школа экономики были разработаны содержание и механизмы организации мониторинга качества школьного экономического образования, "Рекомендации к содержанию преподавания экономических дисциплин в средних общеобразовательных учреждениях города". В состав разработчиков входили преподаватели Высшей школы экономики Рубинова Татьяна Борисовна, Воронова Татьяна Викторовна, Шадрина Елена Витальевна, Зуева Елена Львовна. Непосредственное руководство разработкой материалов осуществляла исполняющая обязанности директора Пермского филиала Высшей школы экономики Галина Емельяновна Володина.

Данные "Рекомендации" мы предъявляем вам сегодня на конференции. Наша задача - обсудить возможность введения преподавания экономики в 10-11 классе в средних общеобразовательных учреждениях города в соответствии с предложенными "Рекомендациями".

Городской комитет по образованию и науке, центр развития образования города, сотрудники Пермского филиала Государственного университета Высшая школа экономики провели большую подготовительную работу, предшествующую организации конференции. Проведены анкетирование преподавателей экономики и контрольные срезы знаний учащихся 11 классов образовательных учреждениях, собраны и проанализированы данные о формах преподавания экономических дисциплин, наличии подготовленных педагогических кадров, обеспеченности учебниками школ города. Результаты проведения мониторинга так же будут предложены сегодня.

Для обеспечения введения преподавания экономики в 10-11 классах образовательных учреждений городским комитетом по образованию и науке планируется выделить около 1 миллиона рублей для покупки соответствующих учебников. Практически в каждое образовательное учреждение поступит по 1 комплекту учебников, а в школы Ленинского района по 1 комплекту учебников на класс.

Решение конференции послужит основой для планирования дальнейшей деятельности по обеспечению развития экономического образования в городе.


написать модератору
библиотека совета
участники совета







  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 



Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru