Школьное экономическое образование: значение, опыт, прпоблемы.
Костарева А.П.
Невероятно долгий период выхода из глубочайшего экономического
кризиса в России связан с тем, что экономика парализована в главном звене - человеке,
потому что качество человеческого ресурса не адекватно масштабам преобразований.
Новой экономике нужны люди принципиально новой формации, инициативные и творчески
мыслящие. Прежнее образование, несмотря на все былые заслуги, безнадежно устарело.
Темпы инноваций и темпы изменения человека прямо пропорциональны. Особенно это
относится к управлению на всех уровнях. В частности в управлении предприятиями
ощутим дефицит предприимчивости, способности к риску, психологической активности.
Сама обстановка требует нового экономического мышления, но ждать
когда оно самообразуется, нельзя, надо его активно формировать. Поэтому актуальнейшим
стратегическим направлением нужно признать необходимость и всеобщего экономического
образования и экономического воспитания как основы формирования экономического
мышления.
Лицейское экономическое обучение в лицее №4 осуществляется в течение
десяти лет. Первоначальное методическое обеспечение данного процесса было получено
от Пермского отделения российской школы предпринимательства, курирующего экономическое
образование во многих школах г. Перми. Но постепенно обучение стало осуществляться
непосредственно преподавателями экономического факультета госуниверситета по своим
программам, адаптированным к школе. Не упускалась возможность привлечения к преподаванию
студентов и специалистов - рыночников, хотя приглашение такого рода специалистов
и преподавателей - дело достаточно сложное, так как школа не может обеспечивать
необходимый уровень их оплаты.
Не вдаваясь в содержание читаемых курсов, выделим некоторые особенности
экономического образования в лицее. Первая, связанная с ориентацией на дальнейшую
учебу в экономическом ВУЗе, обусловила углубленное изучение основ экономической
теории, вторая сориентирована на обучение возможности самостоятельного предпринимательства
и формирования творческого, новаторского подхода в выборе экономических возможностей
самого человека на рынке. Это нацеленность получила отражение в конкретных курсах
"Основы предпринимательства", "Как начать и вести свое дело", "Маркетинг" и "Правовые
основы потребительской культуры".
Однако, анализируя наш опыт, нельзя не видеть и трудности, которые
подстерегают тех, кто выбирает аналогичную схему обучения.
Первая трудность была связана с разным уровнем стартовых знаний
лицеистов, так как часть десятиклассников вливается в лицейский коллектив заново
и, следовательно, весь предыдущий опыт продвинутых в экономическом образовании
учащихся Лицея №4 оказывается на какое-то время "законсервирован", так как изучение
азов рынка и экономики приходится начинать с нуля, а это ведет, во-первых, к ускоренному
и менее качественному обучению и, во-вторых, снижает заинтересованность одаренных
учащихся, которые этот ликбез воспринимают со скукой, в результате чего понижается
рейтинг экономических знаний. Эта проблема проявляется и на I курсе ВУЗа.
Следующая проблема связана со специализацией отдельных преподавателей,
которую можно оценить по-разному. Положительно то, что каждый новый преподаватель
психологически воспринимается учащимися как "новая книга", при этом повышается
интерес к предмету: отсутствует стереотип привыкания, а, значит, увеличивается
восприимчивость к новым знаниям. Кроме того, "студенческий" способ обучения помогает
будущим студентам плавно включиться в вузовскую систему в будущем.
Однако, при этом у преподавателей отсутствует ответственность
за единый экономический результат обучения, так как каждый отслеживает только
свой предмет.
Третья проблема заключается в невозможности "объять необъятное",
в нахождении оптимума между набором различных дисциплин. Каждый предмет, будь
то " Рынок ценных бумаг", "Банковское дело", "Маркетинг" или "Предпринимательская
деятельность" и т.д. - это целая область экономических знаний, и даже простое
знакомство с основными понятиями требует специального логического набора сведений,
чтобы "описать" данное понятие, что неизбежно влечет за собой множество смежных
знаний экономики.
Поэтому важно найти определенные ограничения не только в наборе
дисциплин, но и в их содержании. С этой точки зрения предлагаемый стандарт экономического
образования не только не помогает, но и еще более усложняет этот процесс. Здесь
важно идти избирательно.
Однако, несмотря на весь спектр проблем, можно с уверенностью
утверждать, что наш опыт экономического образования в школе себя оправдал. Благодаря
сложившемуся учебному взаимодействию преподавателей экономического факультета
и лицея, формируется экономическое мышление молодого человека. Учащиеся лицея
неоднократно становились победителями и призерами областных и районных экономических
олимпиад. Их исследовательские работы стабильно отмечаются дипломами лауреатов
на научных конференциях школьников областного и Российского уровней. Но, пожалуй,
к числу главных результатов нашего опыта следует отнести сформированность экономической
культуры выпускника лицея, позволяющую осуществить самостоятельный и сознательный
выбор своей образовательной карьеры (практически все выпускники поступают в ВУЗы,
а около 60% выбирают экономический профиль).
Время отдачи брошенных зерен только наступает. Первые наши выпускники
начали свой трудовой путь, но это только первые ласточки новой формации управленцев
и мы с нетерпением ждем обратной связи, подтверждающей правильность выбранного
лицеем курса.