Подход к проблеме содержания экономического
обучения в начальной школе
Лукиных С.М.
Признавая важность экономического обучения на всех ступенях образования
отметим, что проблема экономического обучения в начальной школе российской педагогической
наукой пока не решена. Во-первых, ученые и чиновники не могут прийти к единому
мнению по поводу включения экономики в список обязательных предметов для начальной
школы. Во-вторых, в начальной школе отчетливо наблюдаются негативные последствия
"нерегулируемого" развития процессов школьного экономического образования: несовместимость
учебных авторских программ, зачастую их сомнительное качество и др. Не затрагивая
в тезисах всех проблем экономического обучения в начальной школе,остановлюсь на
проблемах, связанных с содержанием экономического обучения в начальной школе.
На данном этапе развития методики преподавания экономики в начальной
школе, происходит создание различных программ с методическим обеспечением или
без него и дополнительной литературы (энциклопедии, книги для чтения и др.).
В связи с этим возникает потребность в разработке общегосударственных
и муниципальных рекомендаций и стандартов по этому вопросу.
В свете сказанного представляются возможными некоторые подходы
к решению данных проблем. Во-первых, анализ имеющейся программы с методическим
обеспечением по экономике в начальной школе. Во-вторых, выработка некоторых методических
рекомендаций по созданию авторских учебных программ по экономике для начальной
школы.
Нами был проведен анализ восьми выбранных программ:
-
Б.А. Райзберг "Человек, жизнь, экономика".
-
Т.В. Смирнова, Т.Н. Просиянова "Экономика: первая ступень обучения".
-
Н. Ершакова, Т. Протасевич "Начала экономики".
-
Л.М. Кларина "Экономика и экономия для малышей".
-
"Примерный перечень тем и концепций для преподавания экономики
в начальной школе" в "Методических рекомендациях по преподаванию экономики в общеобразовательных
учреждениях г. Перми".
-
"Семь шагов в мир экономики", разработанная на основе программы
"Достижения молодых".
-
Н. Забродина, Е. Вагина "Программа по экономике московской экономической
школы".
-
И.А. Сасова, И.И. Нагуманова, Е.Н. Землянская "Экономика для
младших школьников".
В основу сравнительного анализа были положены два критерия, которые,
на наш взгляд, позволяют оценить потенциальные результаты обучения, эффективность
форм, методов, средств обучения по этим программам. Первый критерий - это соответствие
требованиям, которые предъявляются к любым программам. Второй критерий - это соответствие
требованиям, которые предъявляются к учебникам и программам по экономике вообще.
Сравнительный анализ программ показал, следующее:
-
Авторы предлагают необходимость введения экономики в начальную
школу.
-
Авторы приветствуют создание межпредметных связей с другими
учебными дисциплинами.
-
Программы (2)(3) созданы на основе методики РО; программы (1)(4)
ориентированны на методику РО и являются интегрированными науками.
-
Наиболее разработанными в методическом плане являются программы
(2), (6)(3)(8).
-
Программы (5)(7) являются наиболее логичными, научными, содержательными,
но требуют дальнейшей разработки методического комплекса.
-
Программы (7)(8) рассчитаны на четырехлетнее обучение являются
логичными, содержательными.
-
Программы (3)(5)(7)(8) можно порекомендовать для использования
в начальной школе, при соответствующем научном и творческом подходе учителя.
При создании программы по экономике для начальной школы мы рекомендуем
учитывать следующие условия.
Во-первых, учет психологических особенностей младшего школьного
возраста (кратковременное неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, преобладание
непроизвольной памяти, преобладание наглядно-образного мышления, недифференцированное
восприятие и т.д.).
Во-вторых, учет анатомо-физиологических особенностей учащихся
(несформированность до конца опорно-двигательного аппарата, мелкой моторики руки,
неустойчивое зрение и т.д.).
В-третьих, учет степени сформированности общих учебных умений
и навыков (навык беглого чтения, устного счета, умение решать разные типы задачи
и т.д.).
В-четвертых, исходя из целей экономического обучения в начальной
школе (знакомство с основными экономическими явлениями и процедурами, с которыми
непосредственно сталкиваются учащиеся начальной школы: формирование представлений,
знаний об основных экономических явлениях и процессах, закладывание основ экономического
мышления; воспитание ответственных граждан).
В-пятых, учет общедидактических принципов обучения (принципов
наглядности, систематичности, доступности, активности и сознательности, научности
обучения, воспитывающего характера обучения и т.д.).
В-шестых, желательно создание программ по концентрическому принципу.
Указанные проблемы и данные рекомендации не исчерпывают всех реальных
перемен происходящих в содержании обучения. Более того, будут дальнейшие преобразования
по мере развития педагогических и экономических знаний. Однако, обобщить и проанализировать
имеющуюся информацию крайне важно, на данном этапе, так как это позволит избежать
некоторых ошибок в будущем.