ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  


Проблемы школьного экономического образования на современном этапе


Программа Совета 

Подход к проблеме содержания экономического обучения в начальной школе

Лукиных С.М.

Признавая важность экономического обучения на всех ступенях образования отметим, что проблема экономического обучения в начальной школе российской педагогической наукой пока не решена. Во-первых, ученые и чиновники не могут прийти к единому мнению по поводу включения экономики в список обязательных предметов для начальной школы. Во-вторых, в начальной школе отчетливо наблюдаются негативные последствия "нерегулируемого" развития процессов школьного экономического образования: несовместимость учебных авторских программ, зачастую их сомнительное качество и др. Не затрагивая в тезисах всех проблем экономического обучения в начальной школе,остановлюсь на проблемах, связанных с содержанием экономического обучения в начальной школе.

На данном этапе развития методики преподавания экономики в начальной школе, происходит создание различных программ с методическим обеспечением или без него и дополнительной литературы (энциклопедии, книги для чтения и др.).

В связи с этим возникает потребность в разработке общегосударственных и муниципальных рекомендаций и стандартов по этому вопросу.

В свете сказанного представляются возможными некоторые подходы к решению данных проблем. Во-первых, анализ имеющейся программы с методическим обеспечением по экономике в начальной школе. Во-вторых, выработка некоторых методических рекомендаций по созданию авторских учебных программ по экономике для начальной школы.

Нами был проведен анализ восьми выбранных программ:

  1. Б.А. Райзберг "Человек, жизнь, экономика".
  2. Т.В. Смирнова, Т.Н. Просиянова "Экономика: первая ступень обучения".
  3. Н. Ершакова, Т. Протасевич "Начала экономики".
  4. Л.М. Кларина "Экономика и экономия для малышей".
  5. "Примерный перечень тем и концепций для преподавания экономики в начальной школе" в "Методических рекомендациях по преподаванию экономики в общеобразовательных учреждениях г. Перми".
  6. "Семь шагов в мир экономики", разработанная на основе программы "Достижения молодых".
  7. Н. Забродина, Е. Вагина "Программа по экономике московской экономической школы".
  8. И.А. Сасова, И.И. Нагуманова, Е.Н. Землянская "Экономика для младших школьников".

В основу сравнительного анализа были положены два критерия, которые, на наш взгляд, позволяют оценить потенциальные результаты обучения, эффективность форм, методов, средств обучения по этим программам. Первый критерий - это соответствие требованиям, которые предъявляются к любым программам. Второй критерий - это соответствие требованиям, которые предъявляются к учебникам и программам по экономике вообще.

Сравнительный анализ программ показал, следующее:

  1. Авторы предлагают необходимость введения экономики в начальную школу.
  2. Авторы приветствуют создание межпредметных связей с другими учебными дисциплинами.
  3. Программы (2)(3) созданы на основе методики РО; программы (1)(4) ориентированны на методику РО и являются интегрированными науками.
  4. Наиболее разработанными в методическом плане являются программы (2), (6)(3)(8).
  5. Программы (5)(7) являются наиболее логичными, научными, содержательными, но требуют дальнейшей разработки методического комплекса.
  6. Программы (7)(8) рассчитаны на четырехлетнее обучение являются логичными, содержательными.
  7. Программы (3)(5)(7)(8) можно порекомендовать для использования в начальной школе, при соответствующем научном и творческом подходе учителя.

При создании программы по экономике для начальной школы мы рекомендуем учитывать следующие условия.

Во-первых, учет психологических особенностей младшего школьного возраста (кратковременное неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, преобладание непроизвольной памяти, преобладание наглядно-образного мышления, недифференцированное восприятие и т.д.).

Во-вторых, учет анатомо-физиологических особенностей учащихся (несформированность до конца опорно-двигательного аппарата, мелкой моторики руки, неустойчивое зрение и т.д.).

В-третьих, учет степени сформированности общих учебных умений и навыков (навык беглого чтения, устного счета, умение решать разные типы задачи и т.д.).

В-четвертых, исходя из целей экономического обучения в начальной школе (знакомство с основными экономическими явлениями и процедурами, с которыми непосредственно сталкиваются учащиеся начальной школы: формирование представлений, знаний об основных экономических явлениях и процессах, закладывание основ экономического мышления; воспитание ответственных граждан).

В-пятых, учет общедидактических принципов обучения (принципов наглядности, систематичности, доступности, активности и сознательности, научности обучения, воспитывающего характера обучения и т.д.).

В-шестых, желательно создание программ по концентрическому принципу.

Указанные проблемы и данные рекомендации не исчерпывают всех реальных перемен происходящих в содержании обучения. Более того, будут дальнейшие преобразования по мере развития педагогических и экономических знаний. Однако, обобщить и проанализировать имеющуюся информацию крайне важно, на данном этапе, так как это позволит избежать некоторых ошибок в будущем.




написать модератору
библиотека совета
участники совета







  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 



Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru