Несколько лет назад мы с вами начали
работу по внедрению нового предмета - экономики - в школьную
программу. Это было не просто, пришлось ломать обычное
представление о наборе школьных предметов, Такая ломка
во все времена была сложной для образовательного процесса.
Позволю себе привести цитату из книги "Жизнь двенадцати
Цезарей":*
"Древний римский сенат постановил": предками
нашими установлено, чему детей учить и в какие школы ходить;
новшества же, творимые теперь вопреки обычаю и нраву предков,
представляются неправильными и нежелательными".
Обе эти позиции: "неправильность" и "нежелательность"
имели под собой, кроме субъективного неприятия предмета,
объективные основания. В работу над исправлением этого
положения мы все активно включились.
За прошедшие годы:
- были подготовлены учителя экономики;
- началось преподавание предмета в большинстве школ
города и области;
- преподавателями ПФ ГУ-ВШЭ был подготовлен региональный
вариант стандарта образовательной области "Экономика";
- ГКОН в большой степени решил проблему с учебниками;
- Ленинский район города определен пилотным по внедрению
новой системы преподавания предмета, кроме того существуют
опорные школы.
Все эти достижения - плод совместных
усилий органов управления образованием и пермских вузов.
Сегодня мы констатируем, что перешли
к следующему этапу - управлению качеством экономического
образования. Этот процесс требует точной постановки целей.
Ведь прежде чем управлять качеством, необходимо его определить
и научиться оценивать. Мы знаем, что существует множество
видов оценки учебных достижений учащихся: устные опросы,
контрольные работы, экзамены, олимпиады, конференции.
Все вышеперечисленное является важным,
однако не дает полной картины о качестве школьного экономического
образования. Полную картину может дать только систематическая
процедура наблюдения, анализа и оценки процесса школьного
экономического образования, т.е. его мониторинг.
Развитие в Высшей школе экономики технологий
тестирования, наличие достаточно большого объема тестовых
материалов, создание программ автоматизированной проверки
и обработки результатов тестирования позволили нам предложить
процедуру мониторинга на основе внешнего тестирования.
Концепция мониторинга формировалась нами
исходя из цели ГКОН (главного заказчика): создание информационных
условий для формирования целостного представления о состоянии
системы школьного экономического образования.
Поставленная цель достигается решением
следующих взаимосвязанных задач:
- разработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное
представление о состоянии школьного экономического образования;
- осуществление внешнего, независимого (от учителей,
администрации школ, органов управления образованием)
контроля степени усвоения учебного материала;
- наглядное представление результатов и их анализ;
- разработка корректирующих процедур.
Мониторинг - это процесс, позволяющий
по-новому взглянуть на процедуру контроля:
- учителя имеют возможность проверить свои квалиметрические
подходы к оцениванию знаний и выработать более объективные
критерии оценки как собственной деятельности, так и
знаний учащихся;
- появляется возможность снижения администрирования
при оценивании;
- у учащихся такие измерения учебных достижений повышают
мотивацию обучения и достижения боле высоких результатов;
- разнообразие оценочных механизмов в процессе обучения
помогает будущим выпускникам выбрать для себя приемлемую
форму итоговой аттестации;
- учащиеся осваивают новые методы контроля и преодолевают
психологический барьер;
- при тестировании исключаются конфликтные ситуации,
характерные для традиционных опросов и экзаменов;
- технологичность тестового контроля и автоматизированная
обработка результатов позволяет с минимальными затратами
времени получать детальный и всесторонний результат
по любым выборкам тестируемых.
Хочу особо оговорить еще одну важную
позицию. Мы очень ценим, специально выявляем, особо выращиваем
талантливых детей из школ с углублённым изучением экономики,
из наших базовых классов. Экономистами станет небольшая
часть детей, мы же хотим, чтобы экономику изучали, знали
и применяли полученные знания в дальнейшем все школьники.
Будущим химикам, физикам, филологам, врачам и т.д. экономические
знания нужны для адаптации к современному миру, социализации,
для того, чтобы они более осознанно выбрали профессию,
умели вести своё хозяйство, свободно ориентировались в
общеэкономических вопросах.
Поэтому система мониторинга разработана
именно с этих позиций, с ориентацией на среднего ребёнка.
Мониторинг мы начали в 2001 году. В целом
первый этап дал совсем неплохие результаты, но тщательный
анализ позволил выявить наиболее проблемные темы. Именно
на этом основании была составлена программа корректирующего
семинара, который наши преподаватели Рубинова Т.Б., Воронова
Т.В. и Зуева Е.Л. в контакте с ГЦРО и ГКОН провели в декабре
2001 года. Судя по отзывам учителей, участвующих в работе
семинара, он оказался полезным.
В этом году мы провели повторные исследования
в тех же 24 школах, которые принимали участие в мониторинге
в прошлом году: 8 школ пилотного Ленинского района и по
две школы от остальных районов города.
По договорённости с учителями мы не будем
афишировать сравнительный рейтинг школ, каждая школа получит
информацию о результатах контрольных срезов, чтобы проследить
динамику изменений.
Уровень сложности тестовых заданий в
этом году составил 46% против 47% в прошлом году, т.е.
в среднем учащиеся справились с 54 % заданий.
Говорить о какой-то общей единой тенденции
сложно. В разных школах ситуация складывается по-разному.
Тем не менее, можно отметить стабильно высокие результаты
2-ой гимназии и школы-гимназии №17, уровень выполнения
заданий в которых составляет 71%, что по международным
критериям оценивается как отличный результат. Серьёзно
улучшила свои показатели и заняла (в неофициальном зачёте)
3-е место школа №145.
Можно проследить также следующие тенденции:
- существует позитивный рост качества обученности,
в среднем, 6% в школах, где в предшествующий год показатель
качества не превышал 50%, таких школ - 8. А в трёх
образовательных учреждений из восьми смогли преодолеть
50-процентный рубеж.
- на 7-15% повысился результат в тех школах, где преподавание
ведётся 2-3 года.
- произошло значительное улучшение показателей мониторинга
по ряду школ Ленинского района - 2, 21, 28, что вряд
ли можно считать случайным ;
- результаты мониторинга кореллируют с посещением
семинара: в тех школах, учителя которых посещали семинар
по корректировке преподавания проблемных тем, результаты
значительно улучшились. Это школы № 145, 99, 2, 100,
21, 28, 116.
- в ряде школ показатели стабильные или относительно
стабильные, и это тоже радует. Это школы № 71, 27,
104, 47, 42, 7, 31, 11, 32, 92, лицей при ППК.
Некоторое ухудшение показателей, имевшее
место(явно отрицательная динамика - 7%-в 4 школах), обусловлено,
на наш взгляд как внутренними, так и внешними причинами.
К внешним причинам можно отнести:
- более ранние сроки проведения мониторинга, чем в прошлом
году;
- эффект неожиданности
Есть и внутренние причины, разные в различных
школах:
- изменение состава учеников;
- смена преподавателя, в некоторых школах занятия ведут
студенты;
- по темам, которые обсуждались на корректирующем
семинаре, таким как эластичность, инфляция, основы
предпринимательства, рыночное равновесие, экономические
циклы, закон спроса, провалы рынка, отмечено повышение
результативности. Однако вновь выявились западающие
вопросы: закон предложения, фискальная политика, банковская
политика. Что ж, мы воспринимаем эту информацию как
базовую для определения будущей программы действий.
Результаты второго этапа мониторинга
выявили следующие проблемы:
- все ещё нет полного согласования программ (как показывает
анкетирование учителей, часть из них использует проект
регионального стандарта, часть работает по авторским
программ, часть по программе Липсица и т.д.);
- не все учителя школ, участвующих в мониторинге имели
возможность принять участие в корректирующем семинаре;
- анкетирование учителей выявило их заинтересованность
в систематическом повышении квалификации, в получении
дополнительной экономической информации;
- по некоторым школам имеет место достаточно значительное
снижение баллов. Таких школ - 3, я не буду их называть,
но информация им передана, надеемся, они её проанализируют.
- мониторинг выявил недостаточное использование тестовых
технологий практическими учителями, хотя сегодня в
образовании все в большей степени используется этот
метод контроля. Возникает впечатление, что дети боятся
тестов. Я полагаю, что это серьезный недостаток в
системе управления качеством.
- в очередной раз подтвердилась неготовность решать
экономические задачи из-за недостаточной математической
подготовки: в частности дети не могут правильно вычислить
во сколько раз изменится уровень цен за год, если
годовой темп роста цен составляет 150% (правильно
на этот вопрос ответили только 25% тестируемых).
- во время проведения мониторинга сложилось впечатление
о некоторой ограниченности словарного запаса учащихся.
Речь идет не об экономических понятиях, а об обычной
бытовой лексике. Так контролирующим проведение мониторинга
студентам задавали вопросы: "Что такое: малолитражные
автомобили, индивидуальное пользование, ликвидация,
энергоносители".
Мне хочется сказать руководителям школ,
что достижение экономической компетентности учащихся невозможно
без совместных усилий многих, если не сказать всех преподавателей
- предметников.
В целом, мы можем сказать, что удовлетворены
проделанной работой, и с позиции неплохих результатов,
показанных школами, и с позиции продолжающихся контактов
с учителями экономики, ведь большинство из них подготовлено
у нас в Пилотном центре, и мы заинтересованы в дальнейшем
сотрудничестве с ними, хочется надеяться, что это взаимно.
Думается, что в целях совершенствования
образовательного процесса в нашем городе, нам следует
продолжать расширять контроль качества преподавания экономики
- разумеется, в контакте с ГЦРО и ГКОН. Сожалеем, что
не можем вести эту работу в области, где тоже немало подготовленных
нами учителей.
Мы понимаем, что нужно выходить на следующую
ступень контроля качества: предметом контроля должно быть
не количество знаний, а их "работоспособность", опосредованное
в умениях и навыках "живое" знание. На сегодняшний день
мы (я имею в виду и учителей экономики, и детей, и нас,
осуществляющих программу мониторинга) к этому пока не
готовы. Но вопросы уже поставлены
Как и всё, что касается экономического
образования, проблемы управления качеством требуют наших
совместных с вами действий.
В заключение хочу воспользоваться случаем
и поблагодарить всех преподавателей, руководителей органов
образования, директоров и завучей школ, понимающих значимость
экономического образования и всегда поддерживающих наши
усилия.