Основные направления реализации открытого образования в
системе повышения квалификации педагогов Пермской области
|
Программа Совета |
Парамзина В.В., Пермское речное училище (техникум), ПОИПКРО,
Парамзина Л.И., ПОИПКРО
В последнее десятилетие образовательные учреждения различного типа обратили внимание
на возможности применения НИТ и телекоммуникаций для организации откры-того (дистанционного)
обучения школьников и студентов.
Для системы повышения квалификации педагогов качественный уровень открытого образования
определяется следующими составляющими:
- составом авторов (разработчиков) дистанционных курсов,
- составом организаторов открытого образования в территориях и образовательных
учреждениях,
- учебно-методическим обеспечением курсов,
- технической базой.
Основные пути формирования фонда дистанционных курсов для системы повыше-ния квалификации
работников образования (СПКРО):
- разработка дистанционных курсов по различным областям знаний преподавателя-ми,
методистами или творческими коллективами сотрудников Пермского областного (ре-гионального)
института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО),
- приобретение готовых сертифицированных дистанционных курсов и адаптация их к
потребностям СПКРО Пермской области,
- сбор, обработка и использование различного вида учебной информации из печат-ных
источников и сети Интернет.
Успешность открытого образования педагогов, имеющих высшее образование и ну-ждающихся
в повышении своей квалификации, во многом зависит от организации учеб-ного материала.
Системные требования к представлению учебных знаний в курсах откры-того образования
значительно выше по сравнению с аналогичными требования к обыч-ным курсам. Обычный
лекционный курс предполагает ведение обучающимся конспекта лекций, комментирование
материала преподавателем, консультирование, субъективную оценку знаний на экзамене.
Все это позволяет добиться целей обычного обучения, усвое-ния учебного материала
без его предварительной системной проработки.
Курс открытого образования базируется не на расплывчатом "учебном материале",
а на отчетливой модели системы знаний (СЗ). СЗ, как и любая система, должна иметь
мо-дель элементного состава (элементы), модель структуры связей между элементами
систе-мы (структуру), модель цели (функции) системы. Наличие такой тройки можно
обнаружить в любом представлении учебного материала, но эта стихийная системность
не может привести к моделям СЗ, пригодных для целей открытого образования.
В течении 1999-2001гг. преподавателями и методистами ПОИПКРО создано 13 кур-сов
для целей открытого образования.
В апробации первых дистанционных курсов в реальном учебном процессе приняло участие
180 педагогов из Нытвенского, Верещагинского, Красновишерского районов и г.г.
Соликамска, Губахи. В 2000-2002 гг. в институте проведено 15 дистанционных курсов,
на 1 марта 2002 г. успешно завершили обучение 94 чел и 103 продолжают обучение.
Это позволило приобрести некоторый опыт организации дистанционного процесса, увидеть
как перспективы, так и узкие места в организации ДО. Вместе с тем, учитывая экономические
возможности МУО региона, неоднородность компьютерного парка, раз-личный уровень
оснащенности пользователей (от минимального до самого современного), необходимо
реально оценивать перспективы развития открытого образования в террито-риях области..
Масштабы и скорости обновления средств НИТ таковы, что не все новей-шие разработки
в области компьютерной техники и сетевых технологий своевременно дойдут до потенциальных
потребителей в СПК РО региона, велика тенденция морального устаревания дистанционных
курсов.
Важнейшим составляющим звеном СПК РО являются специалисты 47 муниципаль-ных методических
служб (28 районных и городских методических кабинетов, диагности-ко-информационно-методические
центры и информационно-методические центры, центр научно-методического обеспечения
(г. Лысьва), методические отделы при РУО)
В 2002 г. именно эти категории методистов прошли обучение на курсах "Использо-вание
НИТ в методической работе", а в 2002-3 учебном году специалисты СИДО ПОИПКРО приступают
к подготовке методистов рай(гор) МК -координаторов открытого образования.
В тех территориях области, где методические кабинеты и образовательные учрежде-ния
имеют выход в Интернет, использование "case"-технологии и глобально-сетевой тех-нологии
позволит педагогам области осуществлять выбор (между традиционной и дис-танционной
технологией обучения) наиболее удобного и доступного способа повышения собственной
квалификации.
В этих условиях наиболее перспективным для региональной СПК РО является соз-дание
дистанционных образовательных программ повышения квалификации педагогов всех типов
ОУ:
- образовательные программы (> 156 час.) включающие общеобразовательные и пред-метные
разделы, учитывающие стаж, опыт работы и уровень притязаний специалиста образования;
- образовательные программы (от 36 до 72 час.), включающие только общеобразова-тельные
разделы. Использование данных 2-х видов дистанционных образовательных программ,
позволяет строить учебный процесс с учетом интересов самих обучающихся и предоставлять
им право выбора технологии повышения квалификации:
-очная, традиционная лекционно-сессионная технология обучения;
-дистанционная;
-очно-дистанционная (при которой специалист образования общеобразова-тельные разделы
программы изучает дистанционно, а предметный раздел про-граммы - очно)
Такой подход к организации учебного процесса принесет ощутимый экономический эффект
и позволит:
- сократить расходы всех звеньев СПК (педагогов, муниципальных управлений обра-зования,
ПОИПКРО);
- высвободить у преподавателей время, для организации экспериментальной работы,
педагогических студий и т.д.;
- сделает условия обучения более комфортным.
Кроме того, тиражирование учебно-методических материалов при применении средств
НИТ значительно дешевле, чем традиционным способом (т.к. сами обучаемые пе-реносят
необходимые им материалы на дискету, делают для себя твердую копию).
Организация открытого образования в СПКРО Пермской области позволяет реали-зовать
следующие принципы деятельности:
- глобализация (открытость информационных ресурсов и организации учебных процессов
для взаимодействия и обмена передовым опытом);
- регионализация (вхождение в региональную распределенную информационную систему,
образования и науки (РРИСОН) - базовый элемент единого регионально информационного
научно-образовательного пространства);
- интеграция (создание электронной библиотеки учебных курсов ДО и баз зна-ний);
- демократизация (создание равных прав всем муниципальным методическим службам,
образовательным учреждениям в решении вопросов коммерциализации учебного процесса
в системе открытого образования);
- децентрализация (предоставление образовательным учреждениям региона воз-можности
самостоятельно решать вопросы организации учебного процесса в систе-ме открытого
образования и создание условий взаимовыгодного обмена образова-тельными продуктами
и услугами).
Список литературы
1. Дистанционное обучение: Учеб. пособие /Под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
2. Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/
Под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2001.
3. А.И. Ходаков Программа внедрения технологии дистанционного обучения в учебную
работу образовательного учреждения. С-Петербург. 1999г.
4. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АПП ЦИТП, 1992.
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|