Парамзина В.В., ПРУ, ПОИПКРО, Парамзина Л.И., ПОИПКРО
. Система повышения квалификации работников образования в Пермской области на-чала
складываться с 1938 года. Традиционная лекционно-сессионная система обучения (ЛССО)
педагогов имеет свыше 60 лет своей истории. А с 1999 г. ПОИПКРО приступил к организации
дистанционного обучения (ДО) педагогов на основе телекоммуникаций.
Проведенная в 2000 - 2001 г.г. апробация первых курсов дистанционного обучения
(КДО) позволила приобрести некоторый опыт организации дистанционного процесса,
увидеть как перспективы, так и узкие места организации ДО.
На первом этапе организации ДО использовалась только "Case"-технология, кото-рая
предполагает применение комплектов различных учебно-методических материалов (учебные
планы и программы; учебники, пособия, список рефератов, дополнительной ли-тературы…).,
на бумажных и электронных носителях (дискеты и CD-ROM).,при этом Ин-тернет используется
как транспортное средство для передачи материалов от преподавате-ля к обучаемым
и организации консультаций.
Учебные материалы оформляются в виде курса дистанционного обучения (КДО), состоящего
из совокупности модулей.
Опыт организации дистанционного учебного процесса в 2000-2001 гг. в ПОИПКРО позволил
сформировать следующую структуру УМК КДО.
- учебно-тематический план;
- информация о модульной системе КДО;
- лекционная часть (выполненная в текстовом редакторе Word), представленная в
модульном виде;
- практическая часть (представлена в каждом модуле КДО примерами, задачами, об-разцами
решений);
- контрольные задания, позволяющие определить степень усвоения материала; - приложения,
список литературы.
С 2001 г.в ПОИПКРО используется "Глобально-сетевая технология". Компью-терные
коммуникации в данной технологии используются для организации учебных мате-риалов
и их передачи:
- телеконференции;
- электронная библиотека;
- установка КДО на сервере ПОИПКРО. WWW.poipkro.permonline.ru
С появлением в июле 2001 г. в ПОИПКРО физического сервера (в результате уча-стия
в совместном международном проекте "BISTRO" с NLI земли Н-Саксония ФРГ), в обучении
педагогов области начинается применение глобально-сетевой технологии ДО, которая
базируется на использовании сети Интернет (где процесс обучения становится интерактивным
и сеть Интернет - реальная учебная среда, в которой активно общаются друг с другом
участники учебного процесса).В настоящее время на сервере выставлен КДО "Модульно-рейтинговая
информационная технология обучения", автор А.А. Калмы-ков, готовятся к размещению
подготовленные преподавателями и методистами ПОИП-КРО: и апробированные в реальном
учебном процессе КДО:
"Концепции современного естествознания" Акулов А.А.,
"Системный подход к обучению химии" Аспицкая А.Ф.,
"Современные особенности воспитания" Бруцкая Л.А.,
"Новые информационные технологии "Кудымова И.В.,
"Основы теоретической механики" Парамзина В.В.,
"Организация логопедической работы в ДОУ" Подкидышева Т.Г.
В настоящее время преподавателями и методистами института разрабатываются учебно-методические
комплексы (УМК) следующих КДО:
"Аддиктивное поведение подростков, наркомания и их профилактика в подростко-вой
среде" Аносова Ю.А.,
"Психологические основы педагогического мастерства" Маркелов В.В.,
"Технология обобщения передового педагогического опыта" Парамзина В.В., Пара-мзина
Л.И.,
"Здоровье педагога" Пастухова О.М.
В тех территориях области, где методические кабинеты и образовательные учрежде-ния
имеют выход в Интернет, использование "case"-технологии и глобально-сетевой тех-нологии
позволит педагогам области осуществлять выбор (между традиционной и дис-танционной
технологией обучения) наиболее удобного и доступного способа повышения собственной
квалификации.
Взаимодействие участников процесса дистанционного обучения представлено в таб-лицах
1 и 2.
Таблица 1. Участники процесса ДО в СПКРО Пермской
области ("case-технология)
Таблица 2. Участники процесса ДО в СПКРО Пермской
области (глобально-сетевая технология)