Папко Татьяна Петровна, ПОИПКРО
Под программным обеспечением рассмотрим два понятия. Во-первых, программное обеспечение
- как содержимое курса (его информационное наполнение), соответствующее определенной
программе. Во-вторых, программное обеспечение - как оболочка (компьютерная программа)
для обучения на дистанционном курсе.
Рассмотрим информационное наполнение курса. В дистанционный курс обязательно входит:
-учебный материал: лекции, практические задания и прочее;
-литература: списки учебной и дополнительной литературы, различные вспомогательные
и дополнительные материалы к курсу, выход к текстам электронной библиотеки (если
она имеется);
-контрольные задания: самостоятельные, проверочные и/или контрольные работы,
тестовые материалы, рефераты, курсовые и прочее;
-консультации (групповые, индивидуальные, виртуальные - через ЧАТ или электронную
почту).
Желательно, чтобы курс сопровождался аудио и/или видео материалами (как для обучения,
так и для контроля). Все материалы курса должны строго соответствовать программе
обучения. Также должны выполняться цели обучения. Сроки обучения, временные нормативы
могут задаваться как для группы слушателей, так и индивидуально.
Рассмотрим для примера проблему тестового контроля знаний. Сформулируем некоторые
требования к тестовым компонентам для дистанционного обучения.
1. Соответствие тестового материала программе курса. Контролируются все
изучаемые разделы курса, при этом очень важна полнота контролируемых элементов.
Количество тестового материала должно находиться в соответствии с объемов часов
на изучение данного курса и с программой обучения (объем контролируемых элементов).
2. Разнообразие тестовых материалов. При создании тестовых материалов
для различных целей контроля можно применять разнообразные типы и формы тестовых
заданий. Для более широкого применения тестовых материалов - как для обучения
(самоконтроль), так и для контроля знаний, умений и навыков - в компьютерной программе
курса должна поддерживаться вставка различных объектов (в том числе рисунков,
аудио, видео), формул. С помощью разнообразия объектов можно реализовать контроль
и обучение практически любого вида деятельности.
Тестовые материалы должны позволять создавать достаточно большое количество различных
тестов, причем желательно получать варианты теста заданной сложности или варианты
одинаковой сложности.
3. Самоконтроль с помощью тестирования. Для обучаемых на дистанционных
курсах очень важен самоконтроль. Для этого можно организовать как компьютерное,
так и бланковое тестирование. Компьютерное тестирование предпочтительнее, так
как после тестирования обучаемый должен иметь возможность сразу же узнать свои
результаты, по которым он может скорректировать свое обучение.
Самоконтроль должен быть двух типов - неограниченное и фиксированное количество
тестирований (заранее заданное число, например 3). Обучающийся сразу же узнает
результаты самоконтроля, которые также фиксируются у модератора (преподавателя)
- можно видеть кто, когда, сколько раз и с каким успехом тестировался. Преимуществом
компьютерного тестирования перед бланковым состоит в том, что можно тестироваться
также и через Интернет.
4. Удобство оболочки тестовых материалов. Для компьютерного тестирования
очень важна удобная и простая оболочка (программа для тестирования). Интерфейс
оболочки должен быть понятен человеку без предварительного обучения. Для программы
бланкового тестирования важна быстрая подготовка большого количества заданной
сложности вариантов тестов, причем ответы к тестам должны создаваться автоматически.
5. Контрольное тестирование. Такой вид тестирования должен проводиться
только один раз для конкретной темы (раздела, курса…). Результаты сразу же обрабатываются
и становятся известными обучаемому и модератору (преподавателю курсов), причем
необходимо, чтобы эти результаты были защищены от доступа любого несанкционированного
пользователя. После контрольного тестирования сразу же ставится независимая оценка
по данному разделу за тест, поскольку исправить ее уже нельзя.
6. Фиксирование времени и ошибок обучаемых. Для некоторых видов тестирований
требуется ограничение по времени - или общее время тестирования, или время на
обдумывание конкретного задания. Все ошибки обучаемых могут фиксироваться и должны
быть доступны, как обучаемому, так и модератору. При необходимости модератор может
проанализировать ошибки как отдельного обучаемого, так и в группы в целом. Компьютерное
тестирование может вестись в интерактивном режиме, при этом результаты тестирования
заносятся в базу данных. Тест формируется из общей базы в момент обращения. Может
фиксироваться также и типичные (общие) ошибки, допущенные большинством тестируемых,
количество тестирований (если есть возможность тестироваться несколько раз) и
анализ тенденции результатов (есть ли улучшение результатов и насколько, характерные
ошибки).
Результаты тестового контроля дистанционного курса должны давать истинную оценку
знаний. Для тестовых материалов очень важен подбор различных форм заданий для
различных видов деятельности и в зависимости от своеобразия курса.
Второе направление, то есть оболочка для занятий (компьютерная программа). Это
как учебная комната, в которой происходят все учебные занятия. Здесь должен быть
обеспечен легкий выход на учебные занятия, к различной учебной литературе курса,
указаны сроки для прохождения каждого этапа. Обязательно наличие коммуникационной
платформы (место для обсуждения проблем студентами, а также место консультаций
и индивидуальное место общения с преподавателем). Наличие в программе базы с контактными
адресами (например, адрес электронной почты или, в крайнем случае, номера телефонов)
всех обучаемых на курсе, преподавателя и администратора программы - организует
постоянную связь. Каждый участник курса должен иметь возможность хранить весь
свой рабочий материал на сервере (где расположен курс), чтобы можно было: обучаться
в любом удобном месте, контролировать модератору этапы и ход обучения. Преподаватель
всегда имеет возможность проконтролировать студентов на каждом этапе обучения.
Естественно, что к оболочке курса должен быть постоянный доступ (например, через
Интернет), чтобы любой обучаемый мог в любое удобное для себя время иметь доступ
к работе с курсом.
Рассмотрим для примера немецкую оболочку NIBIS (Нижняя Саксония).
Эта оболочка предоставляет как информационные возможности, так и коммуникативные.
Здесь имеется возможность у каждого обучаемого получить доступ к учебному материалу
(пункт КУРС), пообщаться в дискуссионном форуме (пункт ДИСКУССИЯ), проконтролировать
свои знания (пункт TEST), сообщить преподавателю об успешном (или отставании)
завершении очередного занятия (этапа) (пункт ВСПЫШКА). Здесь имеется свободный
доступ к дополнительному материалу (пункт МАТЕРИАЛ) или к списку пополняемой (в
том числе и студентами) литературы с аннотациями (пункт ЛИТЕРАТУРА). Всегда есть
возможность просмотреть сроки (пункт СРОКИ), просмотреть электронные адреса и
домашние странички (если они есть) всех членов группы (пункт КОНТАКТ), написать
письмо любому обучаемому в группе (ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА). Раз в неделю (по согласованию
времени) на один час все участники курса должны собраться на интерактивный разговор
(ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕРЕПИСКА) - чат, для обсуждения и решения проблем. Любой обучаемый,
имеющий пароль, может хранить свой рабочий материал на сервере (пункт UPLOAD)
и изменять или вводить свои данные (в пункте ДАННЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ). Преподаватель
или модератор курса может организовывать курс: добавлять или убирать занятия,
менять сроки и прочее (пункт МОДЕРАЦИЯ). В рабочую зону специалистов имеет доступ
только специалист, который настраивает эту оболочку. Для учебных занятий имеется
возможность доступа к файлам любого типа (например, текстовым, звуковым или видео).
В этой оболочке организованы все возможности для занятий обучаемых, имеющих доступ
в Интернет. Поэтому, любой дистанционный курс можно внести в эту универсальную
оболочку и обучаться через Интернет, не устанавливая никакие дополнительные программы.
Подготовив хорошие учебные материалы по содержанию, и вложив их в соответствующую
оболочку, можно получить удобный для обучения дистанционный курс, который будет
гарантировать качественное обучение.
Лучшие дистанционные курсы работают через Интернет для большего удобства обучения.
Если нет Интернета, то для обучения также можно использовать кейс-технологии (например,
курс занесен на CD-диск, может сопровождаться также отдельными аудио и видеоматериалами).
Качественное дистанционное обучение можно получить только используя самые современные
технологии, содержательные учебные материалы и, самое главное, желание обучаться,
которое подкрепляется вариативными методами обучения.
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|