ФОРУМ Проблемы билингвального образования (организован
МОУ школой №22 г. Перми) |
Программа
Совета |
Бушуева О.В. - директор МОУ школы №22 г. Перми
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №22 с углублённым
изучением иностранных языков"
Наша школа существует с конца прошлого века. Как специализированная, с углубленным
изучением французского языка, она работает с 1972г. Начиная с 1990г. школа начала
функционировать в режиме экспериментальной площадки Департамента по науке Пермской
обл. как вариант российской модели европейской двуязычной школы. В 1995 г. она
стала экспериментальной площадкой Академии повышения квалификации и переподготовки
работников образования Министерства образования РФ. С 1998 г. это школа с углублённым
изучением иностранных языков. А с 1999 г. школа №22 стала экспериментальной площадкой
Академии (АПК и ПРО) Министерства образования РФ по международному проекту "Билингвальное
образование и развитие учащихся на базе школ с углублённым изучением иностранных
языков".
Сегодня педагогический коллектив успешно реализует указанный международный проект.
На II-й международной выставке "Мир без границ" состоявшейся 18-21.10 -
2000г. в Москве школа удостоена Диплома выставки за успехи в области образования.
Законодательным органом в школе является Совет школы. Он состоит из равного количества
учащихся, учителей и родителей. Совет школы решает все основные вопросы функционирования
школы.
Ныне школа представляет собой российский вариант учебного заведения европейского
типа, в котором создано единое образовательное пространство в контексте диалога
культур. В нёй есть все условия для индивидуального обучения и развития личности
учащихся. В нашей школе осуществлён переход от обучения иностранным языкам как
учебным предметам к формированию языковой компетентности учащихся. В ней на 2002
учебный год занимается 1183 ученика. Общее количество классов в школе 39 на 2002
г..
Учебный план состоит из двух основных элементов: базисный учебный план и его инвариативная
часть, в которую включены предметы и специальные курсы на иностранных языках.
Изучение первого иностранного языка начинается с 1-го класса (французский
яз.) , второго (английский яз.) - с 7-го класса. С 10-го кл. по желанию
учащиеся могут изучать латынь, испанский и немецкий яз.
В курсе выделяется 3 ступени обучения:
I-я ступень - начальная школа;
II-я ступень - 5 - 9 классы;
III-я ступень - 10-11 классы.
На первой ступени формируется класс для учащихся с повышенными способностями.
Он является базовым для класса социально-экономического профиля. С 5-го класса
вводится преподавание блоков по изучаемым неязыковым предметам на французском
языке, с 8-го кл. - на английском яз. С 9-го кл. вводится преподавание социологии,
экономики и правоведения.
На III-й ступени обучение осуществляется по 4 основным профилям:
языковой - в учебной программе особое внимание уделяется русскому языку
и литературе, иностранным языкам.
политехнический - в таком классе больше времени уделяется изучению математики,
физики, информатики.
естественно-научный - углублённое изучение биологии и химии
социально-экономический - приоритетными в таком классе являются психология,
социология, экономика, математика.
Во всех профильных классах ведётся преподавание отдельных неязыковых предметов
на иностранных языках.
Учащиеся и педагоги проходят коллективные и индивидуальные языковые стажировки
в лицеях Франции. В нашей школе стали регулярными совместные конкурсы и проекты,
участие в международных конкурсах по французскому языку: "Золотое слово" (Орлеан),
"Едем во Францию", "Ассамблея молодых", Национальная Олимпиада по физике в Париже.
Особое внимание уделяется международной сертификации знаний учащихся. Выпускники
нашей школы обучаются в вузах Франции, Швейцарии, США. Среди них есть и именные
стипендиаты президента Франции.
Педагогический коллектив школы характеризует высокий профессионализм, служение
нравственным традициям учительства, постоянный поиск инновационных технологий
и методик, их реализация в учебном процессе. Коллектив школы работает над развитием
личности ученика. При этом мы стараемся объединить усилия семьи, школы внешкольных
учреждений, общественных институтов и организаций города.
В составе педагогического коллектива работают на сегодняшний день 126 учителей.
Из них: 1 народный, 3 заслуженных учителя Российской Федерации, 5 Соросовских
стипендиатов, 34 учителя высшей категории.В нём выделяют следующие методические
объединения:
1. Учителей иностранных языков.
2. Русского языка и литературы.
3. Естественно-математического цикла.
4. История и общественные дисциплины.
5. Учителей начальных классов.
Активно функционирует научное общество учащихся (НОУ) . На сегодняшний
день в НОУ школы 19 научных секций, Центр творчества для работы с учащимися младших
классов, интеллектуальный клуб, собственный научно-методический совет. Деятельность
НОУ связана с возможностью школы адекватно отслеживать и корректировать личностный
рост учащихся, направленность их интересов и будущий выбор профессии. В деятельности
НОУ участвуют многие учителя школы, преподаватели высших учебных заведений, работники
научно-исследовательских учреждений г.Перми. Члены НОУ принимают участие во многих
олимпиадах. Они постоянные победители и призёры городских, областных, всероссийских
и международных олимпиад и научно-практических конференций.
Центр французского языка и французской культуры был открыт в школе в 1996
г. Он объединил профессиональную, творческую и культурно-просветительскую деятельность
в городе в области изучения истории и культуры Франции, новейших методик преподавания
французского языка, лингвинистической информации. Центр объединяет учебные заведения
как высшие, так и средние, учреждения культуры, заинтересованные в распространении
французского языка и развитии диалога культур России и Франции.
Центр французского языка и французской культуры является организатором конференций,
семинаров, спецкурсов, конкурсов и фестивалей. Он проводит недели французского
языка и культуры Франции. Широки и разнообразны деловые контакты нашей школы с
посольством Франции в Москве и с региональным консульством в Екатеринбурге. Учителя
и учащиеся участвуют в деловой жизни города и России в качестве переводчиков и
гидов благодаря высокому уровню лингвострановедческой подготовки.
На базе школы функционирует Центр граждановедческого образования школьников
, который проводит большую работу. Он тесно сотрудничает с программой "Живое
право", газетой "Граждановедение", журналом "Учитель" и Российским фондом правовых
реформ. Школа награждена Премией Фемиды журнала "Российская юстиция".
Система дополнительного (внеурочного) образования входит в систему воспитательной
работы школы и направлена на всестороннее развитие учащихся. Художественные кружки,
театральная студия, спортивные секции, кружки по интересам, театр французского
мюзикла "Нотр-Дам де Пари", фестиваль "Золотой фонд России" , фестиваль
"Школьная весна" , театр танца "Веснушки", драмтеатр "Маленький
принц". Есть в школе вокальный ансамбль, в котором занимаются учащиеся начальной
школы и их родители. Это всё организационные формы детского самопроявления и творчества.
Их количество достаточно для того, чтобы каждый ученик мог найти себе место, чтобы
он знал, что его ждут, ему рады, его примут. За учащимися сохраняется право выбора,
а педагог способствует выявлению и развитию его способностей. Главная цель - расширение
культурно-образовательного пространства учащихся.
Разработана структура дополнительного (внеурочного) образования:
Начальная школа: 1-4 классы - "Зона адаптации", предусматривающая участие
детей в предметных творческих кружках, целевых комплексных программах "Образ жизни",
"Книга", "Общешкольное дело месяца", "Здоровье", занятия в учреждениях дополнительного
образования.
Среднее звено: 5-8 классы - "Зона свободного поиска", включающая внеклассную
работу по предметам (пропедевтика научного общества учащихся), творческие кружки,
занятия в учреждениях дополнительного образования.
Старшее звено: 9-11 классы - "Зона специализации"; научное общество учащихся,
открытые кафедры, лектории, целевая комплексная программа "Я - гражданин России",
"Я - житель Европы", "Общешкольное дело месяца", целевая программа "Здоровье".
Немногим более двух лет назад в школе был создан Медиацентр. Его функционирование
позволило вводить в учебный процесс новейшие мультимедийные технологии. На сервере
городского центра развития образования уже 2 года как размещен основной сайт школы.
Адрес его: http://ced.perm.ru/schools/s22/.
(Вход на основной сайт МОУ школы №22 г.Перми). Обновление сайта происходит
раз в 3-4 месяца. Сайт отмечен за высокий уровень и оригинальность дизайна. Начиная
с июля 2002 г. создаётся на московском сервере дополнительный сайт: http://sch-22.boom.ru/
(Вход на дополнительный сайт нашей школы).
Предполагаемая периодичность его обновления - 1-2 раза в месяц.
В школе функционирует электронная почта. Её основной адрес: e-mail gcon86@pstu.ac.ru
. Некоторые педагоги имеют собственные электронные почтовые ящики и личные
сайты. Кроме того, медиацентр работает с телевизионными и акустическими системами
и участвует в учебном процессе, организации и проведении большинства школьных
мероприятий.
Учащиеся школы часто занимают призовые места в олимпиадах городского и областного
уровня по Информатике.
Спортивный клуб является структурным подразделением школы. Открылся с сентября
1993 года. Он стал дополнительным звеном учебного и, главное, оздоровительного
процесса. С 8-го класса уроки физической культуры проводятся по видам спорта с
включением программы общей физической подготовки: баскетбол, настольный теннис,
рукопашный бой, аэробика, атлетическая гимнастика. По этим видам спорта в школе
работают вечерние секции, которые могут посещать и учащиеся других школ города.
Воспитанники спортивного клуба занимают призовые места на соревнованиях районного,
городского, областного, всероссийского и международного уровней.
В последние годы получили распространение занятия в секциях клуба целыми семьями,
что обеспечивает более тесную взаимосвязь трёх субъектов образовательного процесса:
учителей, учащихся и их родителей.