ФОРУМ Проблемы билингвального образования (организован
МОУ школой №22 г. Перми) |
Программа
Совета |
Горгадзе Н.Г. -
зам.директора
Статистический анализ. Итоги работы педагогического коллектива школы в 2001/02
учебном году по реализации концепции билингвального образования и билингвистического
развития учащихся
Наша школа уже на протяжении двух лет находится в эксперименте, связанном с введением
билингвального компонента в учебный процесс. В этой связи нами было проведено
анкетирование учителей и учащихся в конце учебного года.
Анализ результатов анкетирования и предлагается на рассмотрение. Причем была сделана
выборка вопросов, отвечающих теме эксперимента связанного с билигвизмом.
Вопросы анкеты для учителей неязыковых предметов в начале учебного года
1. Ваше отношение к теме эксперимента?
2. Понимаете ли Вы, на Ваш взгляд, словосочетание "билингвальное образование"?
3. Как повлияет введение билингвального компонента в учебный процесс на качество
результатов?
4. Как, на ваш взгляд, учащиеся лучше усваивают новый материал: при объяснении
учителя или работе самостоятельно в группах?
5. Владеете ли Вы методикой организации групповой работы учащихся?
6. Как часто используете работу в группах учащихся на своих уроках?
7. Принимаете ли Вы технологию сотрудничества?
8. Работаете ли Вы с текстом по предложенному алгоритму?
9. Готов ли ученик, на Ваш взгляд, к объективной самооценке своих возможностей
и уже достигнутых результатов?
Ответы учителей:
1) а) приступаю с желанием - 31%; б) есть еще сомнения -61%;
2) а) да - 50%; б) могу предположить - 50%;
3) а) затруднит преподавание предмета - 25%; б) поможет получать больше информации
- 63%;
4) а) при объяснении учителя - 65%; б) самостоятельно в группах - 56%;
5) а) да - 19%; б) частично - 81%;
6) а) часто - 25%; б) иногда - 75%;
7) а) да - 50%; б) частично - 50%;
8) а) да, удовлетворяет полностью - 25%; б) да, но внесла свои коррективы - 44%;
9) а) да, готов - 12%%; б) далеко не каждый - 77%.
Результаты анкетирования показывают, что большая часть учителей еще не осознала
необходимость и даже возможность введения билингвального компонента в учебный
процесс: вызывает сомнение эффективность использования иностранного языка в преподавании
естественных дисциплин, работы в группе учащихся, объективность их само- и взаимооценки.
Некоторые вопросы из анкет для учащихся 5-11 классов в начале учебного года.
1. Может ли помочь, на твой взгляд, знание иностранного языка изучению предметов
неязыкового цикла?
2. Повысит ли твой интерес к изучению неязыковых предметов использование иностранного
языка на уроке?
3. Видишь ли ты смысл внедрения иностранного языка в преподавание других предметов?
4. Повысит ли твой интерес к предмету использование учебников лицеев Франции?
5. Поможет ли в твоей будущей профессии умение извлекать информацию из текста
на иностранном языке?
6. Повлияло ли знание иностранного языка на твой профессиональный выбор?
7. Как ты относишься к групповой работе на уроке?
8. Можешь ли ты объективно оценить свои знания и знания одноклассника?
Ответы учащихся на вопросы анкеты:
1. а) да - 39%; б) нет - 26%;
2. а) да - 57%; б) сомневаюсь - 21%;
3. а) да - 50%; б) нет - 27%;
4. а) да - 41%; б) сомневаюсь - 22%;
5. а) да - 62%; б) частично - 32%;
6. а) да - 32%; б) частично - 31%;
7. а) положительно - 67%; б) отрицательно - 15%;
8. а) могу - 42%; б) не задумывался 37%;
Если посчитать некий средний положительных ответов, то он составит - 49%, сомневающихся
- 26%, что показывает, что учащиеся с несколько большим, чем учителя, оптимизмом
смотрят на введение и использование иностранного языка на уроках и разных форм
организации учебной деятельности.
Поэтому нельзя останавливать в развитии детей только потому, что это является
новым в системе образования. Наша учительская задача - идти в ногу со временем,
с потребностью молодого поколения. Разработка системы введения билингвального
компонента в учебный процесс и есть способ решения данной задачи. В течение этого,
2001-2002 учебного года в экспериментальную работу включились 28 человек, что
составляет 35% членов педагогического коллектива, в том числе 9 человек из 15
учителей ЕМЦ, что составляет 60%.
За этот год сделано следующее:
1. Распределены и работали в паре по подготовке интегрированных уроков учителя
неязыковых и языковых предметов:
Калинина Н.И. (химия) - Гергерт Л.В. (французский язык)
Горгадзе Н.Г. (физика) - Сливко З.Б.(французский язык)
Петрова К.Ф. (география) - Червонных А.В.(французский язык)
Сурсякова О.А.(ест-знание)- Иткина М.М.(французский язык)
Евлампиева Е.А.(информ-ка)- Апанасюк Е.С. (английский язык)
Баташова А.А.(история) - Галинова Е.И.(французский язык)
Старикова Е.Ю.(общ-знание)- Яхлакова Н.В.(французский язык)
Моисеева О.Э.(геометрия) - Лейбман Л.С. (французский язык)
Красносельских В.Л.(право)- Лейбман Л.С. (французский язык)
. Их совместная работа заключалась в разработке двуязычних словарей по предмету,
в подборе аутентичных текстов на иностранном языке для использования на уроках,
подготовке и проведении бинарных уроков.
За год учителями неязыковых предметов для учителей школы и гостей были даны следующие
открытые уроки:
1. Биология в 9 классе - Насонова О.М.
2. Физика в 7 классе - Горгадзе Н.Г.
3. Химия в 8 классе - Калинина Н.И.(2 урока)
4. Естествознание в 3 классе - Сурсякова О.А.
5. Информатика в 8 классе - Евлампиева Е.А.
6. География в 5 классе - Петрова К.Ф.
7. Физика в10 классе - Шардакова В.А.
8. Геометрия в 7 классе - Моисеева О.Э.
9. История в 6 классе - Баташова А.А.
10. История в 8 классе - Масленникова Г.Д.
11. История в10 классе - Старикова Е.Ю.
12. Право в10 классе - Красносельских В.Л.
Администрацией школы (заместителями директора Горгадзе Н.Г. и Лейбман Л.С.) разработаны
анкеты для учителей и учащихся на входе в эксперимент и после окончания работы
за год, рефлексивные карты к урокам для отслеживания результативности введения
билингвального компонента в урок. В течение года велась кропотливая работа по
отработке элементов технологии билингвистического развития учащихся: организация
работы учащихся в разных формах (индивидуальной, парной, групповой, коллективной),
само- и взаимный контроль знаний учащихся. В конце года была проведена анкета
для учителей, работавших в эксперименте. Проанализируем некоторые из них:
1. Изменилось ли Ваше желание работать в эксперименте?
2. Изменилось ли понимание роли иностранного языка в преподавании Вашего предмета?
3. Что показал ваш опыт: повышает ли интерес к предмету учащихся использование
на уроке их знаний иностранного языка?
4. Изменилось ли качество обучения учащихся в связи с введением билингвального
компонента в учебный процесс?
5. Необходимо ли знание иностранного языка учителем-предметником для данной работы?
6. В чем должна быть выражена помощь учителя иностранного языка при проведении
интегрированных уроков?
7. Изменилось ли соотношение самостоятельной и фронтальной работы на Вашем уроке?
Ответы учителей неязыковых предметов были следующие:
1. а) окрепло - 82%; б) пропало - 12%
2. а) возросло- 74%; б) остались сомнения - 26%
3. а) повышает- 52%; б) зависит от знания языка учеником - 48%
4. а) повысилось-30%; б) не изменилось - 70%
5. а)обязательно-24%; б) желательно - 57%
6. а) в совместном проведении урока- 38%; б)в подготовке урока - 62%
7. а)в пользу самостоятельной работы - 55%; б) стало ровное - 23%
Рефлексия интегрированных уроков показывает (обобщенные выводы), что:
а) подобные уроки помогают лучше разобраться в проблеме (8 баллов по 10-балльной
шкале);
б) наиболее комфортно работать учащимся в паре или группе;
в) нравится учащимся само- и взаимоконтроль знаний и активные формы учебной деятельности
на уроках (работа с картами и атласами, на компьютерах, с лабораторным оборудованием
и т.д.);
г) привлекает к предмету использование иностранного языка на уроке, введенные
двуязычные словари помогают в работе с текстом на иностранном языке.
Таким образом, экспериментальная работа в этом учебном году дала положительные
результаты:
а) повысился интерес учителей, т.к. в ходе работы пришло понимание необходимости
и некоторые умения введения билингвального компонента;
б) возрос интерес учащихся к предмету при использовании информации на иностранном
языке;
в) все шире стали применяться на уроках активные формы деятельности учащихся;
г) совместная работа помогает творчеству учителей и создает благоприятный микроклимат
в коллективе.