Проблемы билингвального образования (организован МОУ школой
№22 г. Перми) |
Программа
Совета |
Яхлакова Н.В.,-учитель французского языка
Изучение
истории художественной культуры как важный компонент гуманитаризации образования
(на примере курса истории художественной литературы Франции)
Литература Франции является неотъемлемой частью культуры французского народа.
Литература-это особая форма познания мира, места человека в этом мире. Литературное
произведение является ярким документом эпохи, отражая всю полноту мироощущения
человека, живущего в конкретном обществе в тот или иной период его развития. Поэтому
правильное прочтение любого литературного произведения требует грамотного исторического
подхода. В свою очередь, знание литературы обогащает знакомство с историческими
фактами и процессами проникновения в особенности духовного мира человека той или
иной эпохи. Главным же объектом изучения гуманитарных наук является именно человек
во всей совокупности его поступков, мыслей и чувств.
Таким образом, курс истории французской литературы выполняет важную культурологическую
задачу, способствуя постижению национального духа, психологии, образа мышления
французского народа.
Восприятие иноязычного произведения невозможно без соответствующего страноведческого,
в частности, исторического фона. Поэтому изучение каждого периода предваряется
вводным уроком культурно-исторического характера, обзором философских и научных
концепций данной эпохи, особенностей развития культуры и искусства. В процессе
изучения творчества отдельных писателей исторические сведения углубляются и детализируются.
Так, например, роман Стендаля "Красное и черное" требует обширных исторических
знаний о периоде Реставрации, об отношениях различных социальных групп внутри
общества, о политической борьбе различных группировок и т.д. Характеристика главного
героя, Жюльена Сореля, также невозможно без точного социального определения его
личности.
Что касается произведений Бальзака, они, кроме исторических знаний, требуют понимания
экономических процессов развития капиталистического общества. Впрочем, ни одно
литературное произведение - вплоть до интимной лирики - не может быть правильно
понято без знания, когда именно оно было создано, какому читателю адресовалось.
Именно исторический подход позволяет полно и точно выявить общечеловеческое, вневременное
содержание истинно художественного произведения.
Особой формой проникновения в историческую обстановку являются просмотры фильмов-экранизаций.
Кинематографическое произведение в этом смысле обладает тем преимуществом, что
наглядно воспроизводит детали быта, костюма, интерьера, архитектурных особенностей
времени-того, чем литературное произведение иногда вынуждено пренебрегать во избежание
длинных и затянутых описаний, излишней "фотографичности". Так, фильмы "Принцесса
Клевская", "Сирано де Бержерак", "Все утра Mира" и т.д. сообщают учащимся массу
дополнительных сведений о том, в какой конкретно-бытовой и исторической обстановке
протекает действие произведений французского Возрождения или классицизма.
История художественной литературы неразрывно связана с историей искусства. Это
единый культурный процесс, основанный на общности духовно-эстетических принципов,
характерных для конкретной эпохи. Поэтому параллельно изучению творчества отдельных
писателей учащиеся знакомятся с произведениями музыки, живописи, архитектуры,
стремясь понять суть взаимопроникновений и взаимовлияний между различными видами
и способами художественного отражения действительности.
Так, дух средневековой литературы полнее ощущается учащимися при сопоставлении
с архитектурой и музыкой. Величие идей Возрождения нельзя почувствовать без произведений
Микеланджело или Леонардо да Винчи. Перекличка эпох, преемственность и непрерывность
культурного процесса устанавливается на примере музыки Вагнера, великолепно иллюстрирующей
феномен обращения романтиков к средневековой национальной традиции. Такого рода
связи мы стремимся установить и проследить по мере изучения всего курса.
В организации курса большое значение придается развитию самостоятельного мышления
учащихся, навыков литературно-исторического анализа. Широко практикуются творческие
задания в форме сообщений, докладов, рефератов. Наиболее серьезной формой этой
работы является участие в НОУ. Диалог культур и эпох, историческая преемственность
литературных процессов, индивидуальная неповторимость писателя, артиста,но и его
неразрывная связь с традицией, с общим процессом-таков круг проблем, предлагаемых
учащимся в рамках научной работы.