ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
 
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  

"МУЛЬТИМЕДИА В ОБРАЗОВАНИИ." Программа Совета 

 

  Модератор: Былинкина Валентина Геннадьевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей.3 -заместитель директора по информатизации

614088, г.Пермь, ул.архитектора Свиязева,17

тел. (код): 24-99-08 gcon28@pstu.ac.ru



Медиаобразование в лицее .


Былинкина В.Г., МОУ Лицей3, г Пермь. .


В стратегии модернизации образования акцентируется внимание на те элементы и планируемые цели образования, которые востребуемы жизнью, в том числе на те, которые используются в самом обучении - ключевые, базовые компетентности. В такое понимание базовых компетентностей включается не только традиционное умение читать, писать и считать, но и расширение этих умений, в следующих направлениях: 1) Работа со всеми видами информации. Эта информация может быть организована в так называемые гипермедиа-структуры, позволяющие организовать связь при помощи ссылок от одного элемента к другому, которые могут направляться и в глобальную информационную сеть (Интернет). .
2) Использование для этой работы различных технологий, то есть наряду с карандашом, бумагой и собственным голосом - фотоаппаратов, музыкальных инструментов, компьютеров и телекоммуникационных линий, проекторов и т. д. В качестве результатов работы могут быть получены гипермедийные сайты в Интернете и выступления в классе с использованием созданных/смонтированных учащимися изобразительным рядом и музыкой и т. д. .
3) Расширение способов работы с информацией и повышение самостоятельной роли учащихся в этой работе (во многом это идейно соответствует понятию "функциональной грамотности"): создание, поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача информации, моделирование (прежде всего - математическое и компьютерное), проектирование и планирование объектов и процессов, ответственная реализация планов (изготовление объектов, активная деятельность), совместная деятельность, рефлексия и самообучение. .
Основы этих компетентностей закладываются в начальной школе и развивается в основной и старшей. Наиболее эффективно такое развитие может идти в сочетании учебной деятельности, где продолжается систематическое освоение новых элементов компетентности, с такой, где эта компетентность используется, оценивается и совершенствуется. .
В программе развития лицея до 2006 года определена модель выпускника -.
"Выпускник лицея №3 - интеллектуально развитая личность, компетентная в социальной, экономической, правовой, коммуникационной и информационной сфере деятельности, исповедующая здоровый образ жизни и способная к осознанному самоопределению, опираясь на гуманистические установки". .
Одним из основных инструментов реализации поставленных целей в лицее являются новые информационные технологии (дальше по тексту НИТ), освоением и внедрением которых в образовательный процесс по всем вышеперечисленным направлениям мы занимаемся с 1998 года. Но с принятием новой программы развития лицея, основным модулем которой является модуль "Компетентность" появилась необходимость говорить не просто о НИТ, а о "медиаобразовании", переживающее сегодня второе рождение в связи с развитием новых информационных технологий, в том числе и Интернет. Особенно актуально это стало с принятием Федеральной целевой программы развития единой образовательной информационной среды (2002-2005 г.г. Постановление Правительства Российской федерации от 28.07.2001г.№630). .
Впеpвые, подробно понятие "медиаобразование" было pасшифровано в материалах ЮНЕСКО в 70-ые годы. "Под медиаобpазованием следует понимать обучение теоpии и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, pассматpиваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теоpии и пpактике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в пpеподавании других областей знаний, таких как, напpимеp, математика, физика, география". .
Так, в США в 60-ые годы возникла концепция медиаобpазования, получившая название "визуальная грамотность". В качестве синонима использовался термин "медиагpамотность". Авторы этой концепции исходили из того, что в современном мире человек находится под воздействием большого числа символов: человеческой речи, звуков и образов окружающего мира. Школа должна обучать детей и невеpбальным способам коммуникации, в первую очередь, визуальным. Отсюда повышенный интерес к фотографии, комиксам, рекламе, а на более высокой стадии развития "визуальной грамотности" - к кино, телевидению, видео, на современном этапе персональным компьютерам и Интернет. В этой концепции, отразилось широкое проникновение в жизнь американского общества техногенных средств коммуникации и традиционно высокая оценка владения ими. Концепцию, возникшую в тот же период в Европе, очень условно можно охарактеризовать как "оценочную". В ней на передний план выдвигались проблемы развития "иммунитета" психики к манипулиpованию со стороны масс-медиа, прежде всего формирования критического мышления как средства "информационной защиты". .
В частности, во Франции, где медиаобpазованию в последние десятилетия уделялось самое пристальное внимание, оно рассматривается как компонент общего социально-культуpного образования. .
В соответствующей статье в Российской педагогической энциклопедии есть определение: "Медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) - направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и др. ). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств". .
Опираясь на накопленный опыт в лицее по своению НИТ, мы полагаем: .
1. Цели медиаобразования легче достигать не в виде самостоятельного курса, а при изучении тех или иных учебных дисциплин, то есть интегрируя медиаобразование с базовым, решая проблемы отношения и понимания медиаобразования учителями, методические приемы реализации медиаобразования на всех уроках, что позволит эффективно решать проблемы интеграции различных образовательных областей.. .
2. Используя технологии медиаобразования можно эффективно воздействовать на систему коммуникации, сложившуюся в самой системе образования (учитель-ученик), с тем, чтобы усовершенствовать учебный процесс. То есть, с помощью медиаобразования попытались решать уже не только социокультурные, но и дидактические задачи. .
3. Особенным в этом случае следует признать уровень реализации в учебном заведении собственно медиаобразования, направленного на подготовку школьников к жизни в информатизированном пространстве, на внутреннюю и внешнюю корректировку мировоззренческих, социальных и практико-ориентированных составляющих информационной сферы индивида под воздействием школьных и внешкольных информационных потоков. .
4. "Механика" интеграции медиаобразования в те или иные школьные учебные предметы заключается в том, что следует находить как можно больше точек соприкосновения учебной информации каждой образовательной области и информационных потоков, с которыми сталкивается ребенок вне школы. Обеспечивать их пересекаемость путем постановки и решения тех медиаобразовательных задач, которые возникают в точке пересечения. .
5. Интеграция медиаобразования с базовым может быть достигнута органичным для каждой учебной дисциплины медиаобразовательным целеполаганием и достижением поставленных целей на фактическом материале той или иной дисциплины. .
6. Учащиеся, получившие доступ в Интернет в школе или других учреждениях, занимающихся организационно-просветительской деятельностью в области подключения детей к современным информационным технологиям, реализуют интересные проекты, о которых уже говорилось в предыдущих публикациях. .
Реальный опыт лицея по интеграции медиаобразования с базовым уже сейчас выявил ряд проблем. Корни некоторых из них лежат в тех областях, в которых оказалось упущенным из виду огромное методическое богатство, накопленное в отечественной школе ранее, в том числе - методические приемы работы с аудио-визуальными средствами обучения, использование средств наглядности и др. .
Поэтому мы выделяем ряд специфических проблем медиаобразования, решение которых наиболее актуально: .
· Какова взаимосвязь проблем наглядности в обучении и медиаобразования интегрированного с базовым и профильным ? · На каждом ли компьютерном уроке ( урок с применением компьютера согласно современным требованиям санитарных норм), над отработкой методики проведения которых работают учителя начальной школы в лицее, школьники получают образцы информационного взаимодействия. .
· Является ли организация учебной предметной информационной среды образцом организации целенаправленного информационного взаимодействия. · Каким образом наиболее эффективно использовать параллельные информационные потоки внеформального и неформального образования для достижения качества обучения. .
· Как наиболее эффективно использовать технологии медиаобpазования для интеграции учебных дисциплин в той или иной образовательной области и между ними в контексте реальной жизни и других информационных потоков. .
· Как можно решить проблему "информационного кокона", отгораживания от реального мира, жизни в том информационном пространстве, которое интересно, в том числе и "виртуальном", с точки зрения общепедагогического воздействия. .
Приглашаем поделиться своим мнением, опытом в решении перечисленных выше проблем. .

 

  Работа секции будет посвящена обсуждению:

1. Цели медиаобразования легче достигать не в виде самостоятельного курса, а при изучении тех или иных учебных дисциплин, то есть интегрируя медиаобразование с базовым, решая проблемы отношения и понимания медиаобразования учителями, методические приемы реализации медиаобразования на всех уроках, что позволит эффективно решать проблемы интеграции различных образовательных областей.. .
2. Используя технологии медиаобразования можно эффективно воздействовать на систему коммуникации, сложившуюся в самой системе образования (учитель-ученик), с тем, чтобы усовершенствовать учебный процесс. То есть, с помощью медиаобразования попытались решать уже не только социокультурные, но и дидактические задачи. .
3. Особенным в этом случае следует признать уровень реализации в учебном заведении собственно медиаобразования, направленного на подготовку школьников к жизни в информатизированном пространстве, на внутреннюю и внешнюю корректировку мировоззренческих, социальных и практико-ориентированных составляющих информационной сферы индивида под воздействием школьных и внешкольных информационных потоков. .
4. "Механика" интеграции медиаобразования в те или иные школьные учебные предметы заключается в том, что следует находить как можно больше точек соприкосновения учебной информации каждой образовательной области и информационных потоков, с которыми сталкивается ребенок вне школы. Обеспечивать их пересекаемость путем постановки и решения тех медиаобразовательных задач, которые возникают в точке пересечения. .
5. Интеграция медиаобразования с базовым может быть достигнута органичным для каждой учебной дисциплины медиаобразовательным целеполаганием и достижением поставленных целей на фактическом материале той или иной дисциплины. .
6. Учащиеся, получившие доступ в Интернет в школе или других учреждениях, занимающихся организационно-просветительской деятельностью в области подключения детей к современным информационным технологиям, реализуют интересные проекты, о которых уже говорилось в предыдущих публикациях.



  В работе секции примут участие:


написать модератору
библиотека совета
участники совета






  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб
  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru