В стратегии модернизации образования акцентируется внимание на те элементы и планируемые
цели образования, которые востребуемы жизнью, в том числе на те, которые используются
в самом обучении - ключевые, базовые компетентности. В такое понимание базовых
компетентностей включается не только традиционное умение читать, писать и считать,
но и расширение этих умений, в следующих направлениях: 1) Работа со всеми видами
информации. Эта информация может быть организована в так называемые гипермедиа-структуры,
позволяющие организовать связь при помощи ссылок от одного элемента к другому,
которые могут направляться и в глобальную информационную сеть (Интернет). .
2) Использование для этой работы различных технологий, то есть наряду с карандашом,
бумагой и собственным голосом - фотоаппаратов, музыкальных инструментов, компьютеров
и телекоммуникационных линий, проекторов и т. д. В качестве результатов работы
могут быть получены гипермедийные сайты в Интернете и выступления в классе с использованием
созданных/смонтированных учащимися изобразительным рядом и музыкой и т. д. .
3) Расширение способов работы с информацией и повышение самостоятельной роли учащихся
в этой работе (во многом это идейно соответствует понятию "функциональной грамотности"):
создание, поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача информации,
моделирование (прежде всего - математическое и компьютерное), проектирование и
планирование объектов и процессов, ответственная реализация планов (изготовление
объектов, активная деятельность), совместная деятельность, рефлексия и самообучение.
.
Основы этих компетентностей закладываются в начальной школе и развивается в основной
и старшей. Наиболее эффективно такое развитие может идти в сочетании учебной деятельности,
где продолжается систематическое освоение новых элементов компетентности, с такой,
где эта компетентность используется, оценивается и совершенствуется. .
В программе развития лицея до 2006 года определена модель выпускника -.
"Выпускник лицея №3 - интеллектуально развитая личность, компетентная в социальной,
экономической, правовой, коммуникационной и информационной сфере деятельности,
исповедующая здоровый образ жизни и способная к осознанному самоопределению, опираясь
на гуманистические установки". . Одним из основных инструментов реализации поставленных целей в лицее являются
новые информационные технологии (дальше по тексту НИТ), освоением и внедрением
которых в образовательный процесс по всем вышеперечисленным направлениям мы занимаемся
с 1998 года. Но с принятием новой программы развития лицея, основным модулем которой
является модуль "Компетентность" появилась необходимость говорить не просто о
НИТ, а о "медиаобразовании", переживающее сегодня второе рождение в связи с развитием
новых информационных технологий, в том числе и Интернет. Особенно актуально это
стало с принятием Федеральной целевой программы развития единой образовательной
информационной среды (2002-2005 г.г. Постановление Правительства Российской федерации
от 28.07.2001г.№630). .
Впеpвые, подробно понятие "медиаобразование" было pасшифровано в материалах ЮНЕСКО
в 70-ые годы. "Под медиаобpазованием следует понимать обучение теоpии и практическим
умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, pассматpиваемыми
как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теоpии и
пpактике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств
в пpеподавании других областей знаний, таких как, напpимеp, математика, физика,
география". .
Так, в США в 60-ые годы возникла концепция медиаобpазования, получившая название
"визуальная грамотность". В качестве синонима использовался термин "медиагpамотность".
Авторы этой концепции исходили из того, что в современном мире человек находится
под воздействием большого числа символов: человеческой речи, звуков и образов
окружающего мира. Школа должна обучать детей и невеpбальным способам коммуникации,
в первую очередь, визуальным. Отсюда повышенный интерес к фотографии, комиксам,
рекламе, а на более высокой стадии развития "визуальной грамотности" - к кино,
телевидению, видео, на современном этапе персональным компьютерам и Интернет.
В этой концепции, отразилось широкое проникновение в жизнь американского общества
техногенных средств коммуникации и традиционно высокая оценка владения ими. Концепцию,
возникшую в тот же период в Европе, очень условно можно охарактеризовать как "оценочную".
В ней на передний план выдвигались проблемы развития "иммунитета" психики к манипулиpованию
со стороны масс-медиа, прежде всего формирования критического мышления как средства
"информационной защиты". .
В частности, во Франции, где медиаобpазованию в последние десятилетия уделялось
самое пристальное внимание, оно рассматривается как компонент общего социально-культуpного
образования. .
В соответствующей статье в Российской педагогической энциклопедии есть определение:
"Медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) - направление
в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации
(прессы, телевидения, радио, кино, видео и др. ). Основные задачи медиаобразования:
подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию
различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее
воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм
коммуникации с помощью технических средств". . Опираясь на накопленный опыт в лицее по своению НИТ, мы полагаем: .
1. Цели медиаобразования легче достигать не в виде самостоятельного курса, а при
изучении тех или иных учебных дисциплин, то есть интегрируя медиаобразование с
базовым, решая проблемы отношения и понимания медиаобразования учителями, методические
приемы реализации медиаобразования на всех уроках, что позволит эффективно решать
проблемы интеграции различных образовательных областей.. .
2. Используя технологии медиаобразования можно эффективно воздействовать на систему
коммуникации, сложившуюся в самой системе образования (учитель-ученик), с тем,
чтобы усовершенствовать учебный процесс. То есть, с помощью медиаобразования попытались
решать уже не только социокультурные, но и дидактические задачи. .
3. Особенным в этом случае следует признать уровень реализации в учебном заведении
собственно медиаобразования, направленного на подготовку школьников к жизни в
информатизированном пространстве, на внутреннюю и внешнюю корректировку мировоззренческих,
социальных и практико-ориентированных составляющих информационной сферы индивида
под воздействием школьных и внешкольных информационных потоков. .
4. "Механика" интеграции медиаобразования в те или иные школьные учебные предметы
заключается в том, что следует находить как можно больше точек соприкосновения
учебной информации каждой образовательной области и информационных потоков, с
которыми сталкивается ребенок вне школы. Обеспечивать их пересекаемость путем
постановки и решения тех медиаобразовательных задач, которые возникают в точке
пересечения. .
5. Интеграция медиаобразования с базовым может быть достигнута органичным для
каждой учебной дисциплины медиаобразовательным целеполаганием и достижением поставленных
целей на фактическом материале той или иной дисциплины. .
6. Учащиеся, получившие доступ в Интернет в школе или других учреждениях, занимающихся
организационно-просветительской деятельностью в области подключения детей к современным
информационным технологиям, реализуют интересные проекты, о которых уже говорилось
в предыдущих публикациях. .
Реальный опыт лицея по интеграции медиаобразования с базовым уже сейчас выявил
ряд проблем. Корни некоторых из них лежат в тех областях, в которых оказалось
упущенным из виду огромное методическое богатство, накопленное в отечественной
школе ранее, в том числе - методические приемы работы с аудио-визуальными средствами
обучения, использование средств наглядности и др. .
Поэтому мы выделяем ряд специфических проблем медиаобразования, решение которых
наиболее актуально: .
· Какова взаимосвязь проблем наглядности в обучении и медиаобразования интегрированного
с базовым и профильным ? · На каждом ли компьютерном уроке ( урок с применением
компьютера согласно современным требованиям санитарных норм), над отработкой методики
проведения которых работают учителя начальной школы в лицее, школьники получают
образцы информационного взаимодействия. .
· Является ли организация учебной предметной информационной среды образцом организации
целенаправленного информационного взаимодействия. · Каким образом наиболее эффективно
использовать параллельные информационные потоки внеформального и неформального
образования для достижения качества обучения. .
· Как наиболее эффективно использовать технологии медиаобpазования для интеграции
учебных дисциплин в той или иной образовательной области и между ними в контексте
реальной жизни и других информационных потоков. .
· Как можно решить проблему "информационного кокона", отгораживания от реального
мира, жизни в том информационном пространстве, которое интересно, в том числе
и "виртуальном", с точки зрения общепедагогического воздействия. .
Приглашаем поделиться своим мнением, опытом в решении перечисленных выше проблем.
.
Работа
секции будет посвящена обсуждению:
1. Цели медиаобразования легче достигать не в виде самостоятельного курса,
а при изучении тех или иных учебных дисциплин, то есть интегрируя медиаобразование
с базовым, решая проблемы отношения и понимания медиаобразования учителями, методические
приемы реализации медиаобразования на всех уроках, что позволит эффективно решать
проблемы интеграции различных образовательных областей.. .
2. Используя технологии медиаобразования можно эффективно воздействовать на систему
коммуникации, сложившуюся в самой системе образования (учитель-ученик), с тем,
чтобы усовершенствовать учебный процесс. То есть, с помощью медиаобразования попытались
решать уже не только социокультурные, но и дидактические задачи. .
3. Особенным в этом случае следует признать уровень реализации в учебном заведении
собственно медиаобразования, направленного на подготовку школьников к жизни в
информатизированном пространстве, на внутреннюю и внешнюю корректировку мировоззренческих,
социальных и практико-ориентированных составляющих информационной сферы индивида
под воздействием школьных и внешкольных информационных потоков. .
4. "Механика" интеграции медиаобразования в те или иные школьные учебные предметы
заключается в том, что следует находить как можно больше точек соприкосновения
учебной информации каждой образовательной области и информационных потоков, с
которыми сталкивается ребенок вне школы. Обеспечивать их пересекаемость путем
постановки и решения тех медиаобразовательных задач, которые возникают в точке
пересечения. .
5. Интеграция медиаобразования с базовым может быть достигнута органичным для
каждой учебной дисциплины медиаобразовательным целеполаганием и достижением поставленных
целей на фактическом материале той или иной дисциплины. .
6. Учащиеся, получившие доступ в Интернет в школе или других учреждениях, занимающихся
организационно-просветительской деятельностью в области подключения детей к современным
информационным технологиям, реализуют интересные проекты, о которых уже говорилось
в предыдущих публикациях.
В
работе секции примут участие:
Вячеслав Димов - руководитель лаборатории дистанционного обучения Центра
развития образования г. Перми slava@permonline.ru