ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
 
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  

Историческая справка о деревне Монастырь и близлежащих поселениях Плёсенского сельсовета Программа Совета 



Недалеко от деревни Плёсо
находятся раскопки стоянки
первобытного человека.


Исконно русская традиционная деревня Монастырь (село Монастырское, деревня Верхняя Кама - в советское время) - это чудом со-хранившееся и ещё в большей степени чудом появившееся в 1539 г. по-селение русских, южнее коренных селищ коми-зырян, но севернее коми-пермяков и других народностей финно-угорской группы, населявших се-веро-восточную часть Европы.
По преданиям, село было основано в 1539 году теми, кто был не доволен правлением царя. Затем оно пополнилось стрельцами, бе-жавшими от гнева Петра I после стрелецких бунтов в 1682 г, 1689 г. 1698 г. Стрельцы спустились по Каме от Вятки или пришли по дороге, которая соединяла центр российского государства с Пермью Великой (ныне Чердынь). Однако, оставаясь на территории коми-поселений, русские не включались в существующие коми-деревни, а строились обо-собленно, привнося с собой традиции и образы центральных частей России (московской, питерской, новгородской).
В самых непроходимых лесах, окруженных болотами, ими были основаны скиты - Пальник и Монастырь. Факт существования на этом месте мужского монастыря подтверждается многими людьми, прожи-вавшими в селе Монастырское, в течение нескольких веков сохранив-шее свое исконное название. По предположениям, мужским он был из-за преобладания мужского населения в этом ските. Причин две: первая - убегая, большинство стрельцов не успели забрать семьи, вторая - мно-гие женщины и дети умерли во время скитаний по непроходимым мес-там.
Стрельцы селились в непосредственной близости от реки, т.к. по реке двигались баржи и лодки купцов, которых достаточно часто грабили местные жители. Об этом свидетельствует название: "Разбойничий лог" - это лог, который из глубины леса выходил к берегу Камы в очень уз-ком месте и был удобен для нападения на караваны. В то время было построено 50-60 домов.
Соединение традиций православия центра России, Перми Вели-кой с язычеством коренных жителей, суровые условия и разбойничьи устои сформировали основные, хотя и во многом противоречивые черты характера людей, населявших эту землю - основательность, бесстра-шие, свободолюбие и своеволие, чувство юмора и угрюмость, доброта и хитрость, чувство справедливости и разбойное поведение, верность идеалам, вера в приметы и одновременно в бога.
В селе Монастырское в XVI веке была построена первая деревян-ная церковь (год постройки неизвестен). Сохранились сведения, что та церковь была построена как курная изба, без единого гвоздя и топилась по черному.
Церковь сгорела и на ее месте была построена другая церковь (см. рисунок), которая простояла почти 3 века. Сведения о ней и фотографии хранятся в Санкт-Петербургском институте истории материальных куль-тур. К церкви было приписано 2 церковных дома, 1755 прихожан из 18 деревень и селищ: Пальник, Сосновая, Усть-Чукурья, Бурдаково, Весля-на, Кулига, Логиново, Шумино, Тиуново, Давыдово, Забегаево, Булатов-ка, Оныл, Плёсо, Пашня, Гарь, Пономаревка.
В конце XIX - начале XX вв. началось строительство новой, треть-ей церкви, которая сохранилась до настоящего времени (см. фотогра-фии)
По летописи 1909 года:
Священник - Михаил Павлович Русаков, 35 лет,
Псаломщик - Илья Федорович Иваницкий, 63 года,
Просфирня - Александра Дмитриевна Лихачева, 52 года,
Церковный староста - Стефан Лихачев.
Пермский художник Плотников создал несколько акварельных ри-сунков церкви в селе Монастырское, один из которых хранится в Перм-ской художественной галерее.
В Монастырском было 5 водяных мельниц. Последняя на р. Пугва возле Мыса (Пугвин Мыс) была разрушена в 60-е годы ХХ века. Строили ее Лихачевы Петро и Митька. До сих пор сохранились части деревянно-го водопровода.
Люди, населявшие Монастырское, очистили от леса большие тер-ритории для полей и сажали рожь, капусту, картошку, лук, лен. Жили, в основном, натуральным хозяйством, делали все для себя: холсты, поло-вики, одежду, сани, грабли, дуги, туески, короба, лапти, сети, морды, ме-режи, жернова для ручных мельниц. Иногда торговали в Коми-округе и Вятской губернии.
Поселений других народов на этой стороне Камы не было, что оп-ределялось большими расстояниями, различием веры, непроходимо-стью лесов и боязнью "лютых" стрельцов. Известно, что людей, живу-щих в верховьях Камы, не коснулась ни одна война.
Неподалеку от этих мест (Кай-городок) жил в ссылке Ф.Э. Дзержин-ский, бежавший из ссылки, сплавившись по Каме.
В годы коллективизации в Монастырском был создан колхоз. По-пытка переименования его в "Верхнюю Каму" не состоялась. Новое на-звание не прижилось.
С 1929 года история ссылки и гонений в эти края повторилась. Сотни тысяч людей гнали зимой пешком от ст. Менделеево (более 300 км), летом завозили на баржах через Вятку по Каме и высаживали в тай-ге... Тысячи ссыльных переселенцев из Белоруссии, Украины, Чечни, Прибалтики, Поволжья, гонимые сталинскими репрессиями, не смогли выжить в этих суровых краях.
В п. Коврижка, например, поселилось до 500 семей (около 2000 человек). Осталось в живых только 150 человек. Оставшиеся в живых ссыльные и приехавшие добровольно из голодающей центральной час-ти страны люди, создавали леспромхозы, строили новые поселки: Сёй-ва, Чуртан, Оныл-2, Сосновка, Камский, Пельминбор, Усть-Черная, Ке-рос, Усть-П и другие.
Старожилы помнят, как в 1929 году в д. Дозовку было доставлено на баржах около 10000 человек. За 2-3 последующих года там осталось в живых около 50-ти семей. Их перевезли в д, Шордын. До 1948 года ос-татки строений поселка Дозовка и кладбище погибших от голода в 1932 году переселенцев размером в гектар оставались нетронутыми. Однако позднее их сравняли с землей, остатки сожгли, как черную память.
Фамилии семей, проживавших в этих краях и отражающих всю трагедию истории ссылок и гонений северного Прикамья: Старорусские стрелецкие - Осокины, Лихачевы, Анисимовы, Полуш-кины, Горюновы, Черемухины, Батыревы, Мышкины, Югриновы, Морош-кины,…
Немецкие - Мор, Киммель, Дитерле, Рутц, Гейль, Нидэнталь, Шмидт, Госниц, Герцог, Гейнц, Майер, Король,…
Еврейские - Зибельман, Шрейдер….
Осетинские - Базаевы, Вагизовы, …
Чеченские - ……
Ингушские - ……
Украинские - Рыбальченко, Беспалко, Дьяченко…
Белорусские - Марыч, Шелеховы, Скакун, Перепелка, Мингевич, Курусь, Безверхний, Станкевич…
Крымско-татарские - Халитовы, Галиевы, Хомяковы, Хинилевы, Узбекские - Хакимовы…
Прибалтийские - Жураускайте, Швельня, Шинкевичус…
Польские - Кочановские, Ковальские, Лесковские…
Ленинградские диссиденты - Огинский, Башарин…
Многие фамилии ещё предстоит узнать.
Если Вы хотите более подробно узнать об истории и потенциале территории поселений Плёсенского с/с, - читайте отчет по резуль-татам научной экспедиции 20 - 27 августа 2001 г
"ОЦЕНКА ПРИ-РОДНО - РЕСУРСНО ГО, ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО И МУЗЕЙНОГО ПО-ТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ СЕЛА МОНАСТЫРЬ И БЛИЗЛЕЖАЩИХ ДЕРЕВЕНЬ ГАЙНСКОГО РАЙОНА КПАО" - в Пермском Историко-Краеведческом некоммерческом партнерстве "Северный Мона-стырь", тел. 342-2-906666.


Отчет содержит следующие разделы:
Раздел 1. ОЦЕНКА ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ И ПРОЕКТ УСТРОЙСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ "СЕВЕРОМОНАСТЫРСКАЯ"
1.1.Краткая характеристика природных условий
1.2. Экологическая тропа (южная часть)
1.3. Участок тропы: урочище "Разбойный лог"
1.4. Экологическая тропа (северная часть)
1.5. Месторождения "белых" глин
Раздел 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕОФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ ДАЛЬ-НЕЙШИХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ В Д. МОНАСТЫРЬ
2.1. Применение методов электроразведки
2.2. Предварительные результаты поиска могильников в д. Монастырь
Карта сопротивлений на территории с.Монастырь
Раздел 3. ОЦЕНКА ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПОЛЕВОГО ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕ-ДОВАНИЯ Д. МОНАСТЫРЬ И БЛИЗЛЕЖАЩИХ ПОСЕЛКОВ
3.1. Вводная часть
3.2. Традиционная обрядность
3.3. Фольклорная традиция
3.4. Местные говоры. Диалектические слова и выражения
3.5. Выводы и рекомендации Раздел 4. ПОТЕНЦИАЛ ВКЛЮЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ В ПРОГРАММУ "МЕМОРИ-АЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ССЫЛЬНЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ 1930-1950 ГОДОВ" ПО РЕЗУЛЬТА-ТАМ МЕМОРИАЛЬНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
4.1. Трагедия отечественной истории и уникальность социообразования данной территории
4.2. Расшифровка бесед по устной истории с жителями пос. Сёйва, Чуртан, Пугмыс
Раздел 5. ОЦЕНКА ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ "СЕВЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ".
5.1. Развитие территорий через туризм
5.2. Анализ туристских ресурсов территории "Северный Монастырь"
5.3. Маршруты, готовые для пропаганды и использования 5.3.1. Туристский маршрут сплава "Верховья Камы"
5.3.2. Охотничий маршрут "Боровая и водоплавающая дичь"
Раздел 6. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА СОЗДАНИЯ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО И МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА "СЕВЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ" 6.1. Предпосылки создания музея
6.2. Статья профессора Чагина
6.3. Историко-культурная ценность строений в деревнях Монастырь, Пашня, Плёсо, Логиново
РЕЗЮМЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕДИЦИИ
Библиографический список


написать модератору
библиотека совета
участники совета






  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ


МАТЕРИАЛЫ СЕКЦИИ

  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб
  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru