Недалеко от деревни Плёсо
находятся раскопки стоянки
первобытного человека.
Исконно русская традиционная деревня Монастырь (село Монастырское,
деревня Верхняя Кама - в советское время) - это чудом
со-хранившееся и ещё в большей степени чудом появившееся
в 1539 г. по-селение русских, южнее коренных селищ коми-зырян,
но севернее коми-пермяков и других народностей финно-угорской
группы, населявших се-веро-восточную часть Европы.
По преданиям, село было основано в 1539 году теми, кто
был не доволен правлением царя. Затем оно пополнилось
стрельцами, бе-жавшими от гнева Петра I после стрелецких
бунтов в 1682 г, 1689 г. 1698 г. Стрельцы спустились по
Каме от Вятки или пришли по дороге, которая соединяла
центр российского государства с Пермью Великой (ныне Чердынь).
Однако, оставаясь на территории коми-поселений, русские
не включались в существующие коми-деревни, а строились
обо-собленно, привнося с собой традиции и образы центральных
частей России (московской, питерской, новгородской).
В самых непроходимых лесах, окруженных болотами, ими были
основаны скиты - Пальник и Монастырь. Факт существования
на этом месте мужского монастыря подтверждается многими
людьми, прожи-вавшими в селе Монастырское, в течение нескольких
веков сохранив-шее свое исконное название. По предположениям,
мужским он был из-за преобладания мужского населения в
этом ските. Причин две: первая - убегая, большинство стрельцов
не успели забрать семьи, вторая - мно-гие женщины и дети
умерли во время скитаний по непроходимым мес-там.
Стрельцы селились в непосредственной близости от реки,
т.к. по реке двигались баржи и лодки купцов, которых достаточно
часто грабили местные жители. Об этом свидетельствует
название: "Разбойничий лог" - это лог, который из глубины
леса выходил к берегу Камы в очень уз-ком месте и был
удобен для нападения на караваны. В то время было построено
50-60 домов.
Соединение традиций православия центра России, Перми Вели-кой
с язычеством коренных жителей, суровые условия и разбойничьи
устои сформировали основные, хотя и во многом противоречивые
черты характера людей, населявших эту землю - основательность,
бесстра-шие, свободолюбие и своеволие, чувство юмора и
угрюмость, доброта и хитрость, чувство справедливости
и разбойное поведение, верность идеалам, вера в приметы
и одновременно в бога.
В селе Монастырское в XVI веке была построена первая деревян-ная
церковь (год постройки неизвестен). Сохранились сведения,
что та церковь была построена как курная изба, без единого
гвоздя и топилась по черному.
Церковь сгорела и на ее месте была построена другая церковь
(см. рисунок), которая простояла почти 3 века. Сведения
о ней и фотографии хранятся в Санкт-Петербургском институте
истории материальных куль-тур. К церкви было приписано
2 церковных дома, 1755 прихожан из 18 деревень и селищ:
Пальник, Сосновая, Усть-Чукурья, Бурдаково, Весля-на,
Кулига, Логиново, Шумино, Тиуново, Давыдово, Забегаево,
Булатов-ка, Оныл, Плёсо, Пашня, Гарь, Пономаревка.
В конце XIX - начале XX вв. началось строительство новой,
треть-ей церкви, которая сохранилась до настоящего времени
(см. фотогра-фии)
По летописи 1909 года:
Священник - Михаил Павлович Русаков, 35 лет,
Псаломщик - Илья Федорович Иваницкий, 63 года,
Просфирня - Александра Дмитриевна Лихачева, 52 года,
Церковный староста - Стефан Лихачев.
Пермский художник Плотников создал несколько акварельных
ри-сунков церкви в селе Монастырское, один из которых
хранится в Перм-ской художественной галерее.
В Монастырском было 5 водяных мельниц. Последняя на р.
Пугва возле Мыса (Пугвин Мыс) была разрушена в 60-е годы
ХХ века. Строили ее Лихачевы Петро и Митька. До сих пор
сохранились части деревянно-го водопровода.
Люди, населявшие Монастырское, очистили от леса большие
тер-ритории для полей и сажали рожь, капусту, картошку,
лук, лен. Жили, в основном, натуральным хозяйством, делали
все для себя: холсты, поло-вики, одежду, сани, грабли,
дуги, туески, короба, лапти, сети, морды, ме-режи, жернова
для ручных мельниц. Иногда торговали в Коми-округе и Вятской
губернии.
Поселений других народов на этой стороне Камы не было,
что оп-ределялось большими расстояниями, различием веры,
непроходимо-стью лесов и боязнью "лютых" стрельцов. Известно,
что людей, живу-щих в верховьях Камы, не коснулась ни
одна война.
Неподалеку от этих мест (Кай-городок) жил в ссылке Ф.Э.
Дзержин-ский, бежавший из ссылки, сплавившись по Каме.
В годы коллективизации в Монастырском был создан колхоз.
По-пытка переименования его в "Верхнюю Каму" не состоялась.
Новое на-звание не прижилось.
С 1929 года история ссылки и гонений в эти края повторилась.
Сотни тысяч людей гнали зимой пешком от ст. Менделеево
(более 300 км), летом завозили на баржах через Вятку по
Каме и высаживали в тай-ге... Тысячи ссыльных переселенцев
из Белоруссии, Украины, Чечни, Прибалтики, Поволжья, гонимые
сталинскими репрессиями, не смогли выжить в этих суровых
краях.
В п. Коврижка, например, поселилось до 500 семей (около
2000 человек). Осталось в живых только 150 человек. Оставшиеся
в живых ссыльные и приехавшие добровольно из голодающей
центральной час-ти страны люди, создавали леспромхозы,
строили новые поселки: Сёй-ва, Чуртан, Оныл-2, Сосновка,
Камский, Пельминбор, Усть-Черная, Ке-рос, Усть-П и другие.
Старожилы помнят, как в 1929 году в д. Дозовку было доставлено
на баржах около 10000 человек. За 2-3 последующих года
там осталось в живых около 50-ти семей. Их перевезли в
д, Шордын. До 1948 года ос-татки строений поселка Дозовка
и кладбище погибших от голода в 1932 году переселенцев
размером в гектар оставались нетронутыми. Однако позднее
их сравняли с землей, остатки сожгли, как черную память.
Фамилии семей, проживавших в этих краях и отражающих всю
трагедию истории ссылок и гонений северного Прикамья:
Старорусские стрелецкие - Осокины, Лихачевы, Анисимовы,
Полуш-кины, Горюновы, Черемухины, Батыревы, Мышкины, Югриновы,
Морош-кины,…
Немецкие - Мор, Киммель, Дитерле, Рутц, Гейль, Нидэнталь,
Шмидт, Госниц, Герцог, Гейнц, Майер, Король,…
Еврейские - Зибельман, Шрейдер….
Осетинские - Базаевы, Вагизовы, …
Чеченские - ……
Ингушские - ……
Украинские - Рыбальченко, Беспалко, Дьяченко…
Белорусские - Марыч, Шелеховы, Скакун, Перепелка, Мингевич,
Курусь, Безверхний, Станкевич…
Крымско-татарские - Халитовы, Галиевы, Хомяковы, Хинилевы,
Узбекские - Хакимовы…
Прибалтийские - Жураускайте, Швельня, Шинкевичус…
Польские - Кочановские, Ковальские, Лесковские…
Ленинградские диссиденты - Огинский, Башарин…
Многие фамилии ещё предстоит узнать.
Если Вы хотите более подробно узнать об истории и потенциале
территории поселений Плёсенского с/с, - читайте отчет
по резуль-татам научной экспедиции 20 - 27 августа 2001
г
"ОЦЕНКА ПРИ-РОДНО - РЕСУРСНО ГО, ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО И МУЗЕЙНОГО
ПО-ТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ СЕЛА МОНАСТЫРЬ И БЛИЗЛЕЖАЩИХ ДЕРЕВЕНЬ
ГАЙНСКОГО РАЙОНА КПАО" - в Пермском Историко-Краеведческом
некоммерческом партнерстве "Северный Мона-стырь", тел.
342-2-906666.
Отчет содержит следующие разделы:
Раздел 1. ОЦЕНКА ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ
И ПРОЕКТ УСТРОЙСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ "СЕВЕРОМОНАСТЫРСКАЯ"
1.1.Краткая характеристика природных условий
1.2. Экологическая тропа (южная часть)
1.3. Участок тропы: урочище "Разбойный лог"
1.4. Экологическая тропа (северная часть)
1.5. Месторождения "белых" глин
Раздел 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕОФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
ПРИ ДАЛЬ-НЕЙШИХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ В Д. МОНАСТЫРЬ
2.1. Применение методов электроразведки
2.2. Предварительные результаты поиска могильников в д.
Монастырь
Карта сопротивлений на территории с.Монастырь
Раздел 3. ОЦЕНКА ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПОЛЕВОГО ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО
ОБСЛЕ-ДОВАНИЯ Д. МОНАСТЫРЬ И БЛИЗЛЕЖАЩИХ ПОСЕЛКОВ
3.1. Вводная часть
3.2. Традиционная обрядность
3.3. Фольклорная традиция
3.4. Местные говоры. Диалектические слова и выражения
3.5. Выводы и рекомендации Раздел 4. ПОТЕНЦИАЛ ВКЛЮЧЕНИЯ
ТЕРРИТОРИИ В ПРОГРАММУ "МЕМОРИ-АЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ССЫЛЬНЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
1930-1950 ГОДОВ" ПО РЕЗУЛЬТА-ТАМ МЕМОРИАЛЬНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
4.1. Трагедия отечественной истории и уникальность социообразования
данной территории
4.2. Расшифровка бесед по устной истории с жителями пос.
Сёйва, Чуртан, Пугмыс
Раздел 5. ОЦЕНКА ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ
"СЕВЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ".
5.1. Развитие территорий через туризм
5.2. Анализ туристских ресурсов территории "Северный Монастырь"
5.3. Маршруты, готовые для пропаганды и использования
5.3.1. Туристский маршрут сплава "Верховья Камы"
5.3.2. Охотничий маршрут "Боровая и водоплавающая дичь"
Раздел 6. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА СОЗДАНИЯ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО
И МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА "СЕВЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ"
6.1. Предпосылки создания музея
6.2. Статья профессора Чагина
6.3. Историко-культурная ценность строений в деревнях
Монастырь, Пашня, Плёсо, Логиново
РЕЗЮМЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕДИЦИИ
Библиографический список