Методические основы организации процесса развития
творческого мышления в классе фортепиано. |
Программа Совета |
Абрамова Л.Я.
Проблема развития творческого потенциала ребенка, воспитание человека-творца стоит
очень остро в нашем обществе.Главнейшей задачей музыкальной педагогики является
не только формирование музыканта-художника, но и формирование "развивающейся личности
в развивающемся мире".
Каждый год к нам приходят совершенно иные дети, иное поколение.Мыслят все быстрее,
информации о фактах, событиях, понятиях- все больше.Вот только удивляются все
меньше.Круг интересов однообразен:куклы Барби, модели машинок,компьютеры, игровые
приставки.Тенденция к равнодушию страшна.Общество нуждается в активных, творческих
людях.
Как сделать творческую деятельность потребностью,а искусство-естественной,необходимой
частью жизни?
Гуманисты всех эпох издавна оценивали роль творчества в формировании личности
чрезвычайно высоко. "Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной
степени,углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу",-утверждалАсафьев.Педагог
Блонский доказывал, что ребенок по проироде своей -"творец всяких, в том числе
и эстетических ценностей", поэтому в проявлении своего творчества он "сильно тяготеет
к хороводу, песням, танцам и драматизации".Выдающийся музыкант Л.Стоковский отмечал
любовь детей к созданию песенок, их интерес к контрастным тембрам, ритмам, большим
интервалам.Он также считал, что для детей музыка никогда не бывает чем-то изолированным
и обособленным, она всегда является частью жизни.
Таким образом, многими учеными и педагогами -музыкантами признается важность музыкального
творчества детей, и этот процесс должен быть интересным и увлекательным.Как это
воплощается на практике?
В основе методики обучения на фортепиано я использую традиционную образовательную
программу обучения,проверенную временем, но в сочетании с иновационными методами:это,
во-первых, игровой метод в начальных классах и, во-вторых, это система занятий
музицированием.Остановлюсь на первом методе.
В работах самых различных ученых доказывется,что "приобщение ребенка к искусству
осуществляется только через игру".Ребенок по своим психологическим возрастным
особенностям не может трудиться, как взрослый человек(работать на будущее, на
далекий результат).Наиболее полно свои возможности он раскрывает в игре.Игра помогает
сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей,
активизирует их творческие наклонности.С ее помощью каждый извлекаемый звук, любое
упражнение, песня, пьеса, то есть любая музыкальная деятельность приобретает эмоционально-образное
содержание.Важно так " выстроить" игру , чтобы в ходе ее ребенок сам ставил перед
собой задачи и, по-возможности, сам их решал.
Я использую на уроке сюжетные, ролевые и дидактичекие игры.Игровое действие дидактических
игр разнообразно:группирование,сравнение, отгадывание, загадывание.Игровые коллизии
вызывают у ребенка стремление анализировать, исследовать.А это уже творчество.
Пример:ролевая игра "Оживший портрет".Учащиеся рассматривают картины, на которых
изображены дети, и выполняют творческое задание:придумывают рассказ от имени своего
героя, фантазируя, где, с кем он живет, о чем думает, что любит.Подбирается музыкальный
фон, чтобы настроение музыки совпало с настроением картины.
Таким образом,через систему оригинальных игр, творческих заданий целостно развивается
детская личность в спектре композиторской, актерской, хореографической, литературной,изобразительной,практической,
трудовой, исследовательской видов деятельности.На примере разных искусств раскрывается
синтез речи, движения, музыки.
Освоению музыкально-эстетических явлений помогает двигательно-изобразительная
наглядность(штрихи,динамические оттенки, основы дирижерского жеста в его синтезе
с характером звучания, связь характера музыки с характером танцевального движения.)
Интегративное привлечение разных видов искусства способствует реализации синтеза
множественных межпредметных связей,выявлению общих художественных закономерностей.Например,
в игре "Ожившие портреты" я говорю, что в живописи свои краски, а в музыке свои
выразительные средства.Главным в этом методе является мысль о творчестве как воплощении
лучших побуждений человека, связь творчества с трудом.Таким образом, образовательно-игровой
материал складывается из блоков.
Способы:
1)творческая деятельность(речевая, музыкальная, танцевальная);
2)импровизация, выполнение творческих заданий, игр;
3)игра,спланированная на результат;игра, спланированная на процесс;
В процессе игры ребенку предоставляется возможность побыть и композотором, и актером,
и хореографом, и исследователем.При этом наблюдается, насколько богаче становятся
творческие возможности, фантазии.
Второе направление-музицирование, как составная часть творческого развития личности
ребенка.
В программе записано, что "школа….должна выявить и развить творческие задатки
детей…,привить им комплекс важнейших практических навыков(игра по слуху, транспонирование,игра
в ансамблях, умение аккомпанировать, чтение с листа).
Очень немногие педагоги проводят в жизнь регулярные, ставшие системой занятия
музицированием.Часто ссылаются на отсутствие времени.Сейчас это очень актуальный
вопрос музыкальной педагогики.
Я занимаюсь музицированием В 1-2-х классах по 15 мин. два раза в неделю, в средних
классах-20 мин.в неделю.Стараюсь за это время сделать как можно больше заданий
этого комплекса.Использую сборники для 1-2 класса, изданные музыкальной кафедрой
Пермского педагогического университета.В старших классах использую свой собственный
сборник "От барокко до современности", что дает повод поговорить с ребятами о
музыке разных эпох,стилей,активизирует процесс обучения, расширяет музыкальный
кругозор учащихся.
Музицирование-это активная форма деятельности учащегося, направленная на саморазвитие,
самообучение.В этих занятиях соединяются принцип педагогического руководства с
развитием детской активности, самостоятельности.У Дистервега есть следующая глубокая
мысль: "Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.Всякий,
кто желает к ним приобщиться, должен дстигнуть этого собственной деятельностью,собственным
напряжением….Это средство и одновременно результат образования".
Добавление целенаправленных занятий практическим музицированием-не трата, а экономия
времени.Ведь ученик, имеющий опыт музицирования,свободнее разбирает новые произведения,
быстрее и легче разучивает их,расширяет свой репертуар, овладевает различными
музыкальными стилями и, в конечном счете,чаще выступает в концертах.
Таким образом,игры и музицирование- это два направления, которые дают педагогу
отличную возможность неформально организовывать процесс обучения и воспитания,
самому включиться в поток творчества.
Немногие из наших учеников станут музыкантами, но творческие порывы необходимы
в каждой профессии ,ведь "творчество-это создание нового", именно в этом так нуждается
сейчас наше общество.
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|