ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  


Методические основы организации процесса развития творческого мышления в классе фортепиано. Программа Совета 


Абрамова Л.Я.

Проблема развития творческого потенциала ребенка, воспитание человека-творца стоит очень остро в нашем обществе.Главнейшей задачей музыкальной педагогики является не только формирование музыканта-художника, но и формирование "развивающейся личности в развивающемся мире".
Каждый год к нам приходят совершенно иные дети, иное поколение.Мыслят все быстрее, информации о фактах, событиях, понятиях- все больше.Вот только удивляются все меньше.Круг интересов однообразен:куклы Барби, модели машинок,компьютеры, игровые приставки.Тенденция к равнодушию страшна.Общество нуждается в активных, творческих людях.
Как сделать творческую деятельность потребностью,а искусство-естественной,необходимой частью жизни?

Гуманисты всех эпох издавна оценивали роль творчества в формировании личности чрезвычайно высоко. "Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени,углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу",-утверждалАсафьев.Педагог Блонский доказывал, что ребенок по проироде своей -"творец всяких, в том числе и эстетических ценностей", поэтому в проявлении своего творчества он "сильно тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации".Выдающийся музыкант Л.Стоковский отмечал любовь детей к созданию песенок, их интерес к контрастным тембрам, ритмам, большим интервалам.Он также считал, что для детей музыка никогда не бывает чем-то изолированным и обособленным, она всегда является частью жизни.
Таким образом, многими учеными и педагогами -музыкантами признается важность музыкального творчества детей, и этот процесс должен быть интересным и увлекательным.Как это воплощается на практике?
В основе методики обучения на фортепиано я использую традиционную образовательную программу обучения,проверенную временем, но в сочетании с иновационными методами:это, во-первых, игровой метод в начальных классах и, во-вторых, это система занятий музицированием.Остановлюсь на первом методе.
В работах самых различных ученых доказывется,что "приобщение ребенка к искусству осуществляется только через игру".Ребенок по своим психологическим возрастным особенностям не может трудиться, как взрослый человек(работать на будущее, на далекий результат).Наиболее полно свои возможности он раскрывает в игре.Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности.С ее помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение, песня, пьеса, то есть любая музыкальная деятельность приобретает эмоционально-образное содержание.Важно так " выстроить" игру , чтобы в ходе ее ребенок сам ставил перед собой задачи и, по-возможности, сам их решал.
Я использую на уроке сюжетные, ролевые и дидактичекие игры.Игровое действие дидактических игр разнообразно:группирование,сравнение, отгадывание, загадывание.Игровые коллизии вызывают у ребенка стремление анализировать, исследовать.А это уже творчество.
Пример:ролевая игра "Оживший портрет".Учащиеся рассматривают картины, на которых изображены дети, и выполняют творческое задание:придумывают рассказ от имени своего героя, фантазируя, где, с кем он живет, о чем думает, что любит.Подбирается музыкальный фон, чтобы настроение музыки совпало с настроением картины.
Таким образом,через систему оригинальных игр, творческих заданий целостно развивается детская личность в спектре композиторской, актерской, хореографической, литературной,изобразительной,практической, трудовой, исследовательской видов деятельности.На примере разных искусств раскрывается синтез речи, движения, музыки.
Освоению музыкально-эстетических явлений помогает двигательно-изобразительная наглядность(штрихи,динамические оттенки, основы дирижерского жеста в его синтезе с характером звучания, связь характера музыки с характером танцевального движения.)
Интегративное привлечение разных видов искусства способствует реализации синтеза множественных межпредметных связей,выявлению общих художественных закономерностей.Например, в игре "Ожившие портреты" я говорю, что в живописи свои краски, а в музыке свои выразительные средства.Главным в этом методе является мысль о творчестве как воплощении лучших побуждений человека, связь творчества с трудом.Таким образом, образовательно-игровой материал складывается из блоков.
Способы:
1)творческая деятельность(речевая, музыкальная, танцевальная);
2)импровизация, выполнение творческих заданий, игр;
3)игра,спланированная на результат;игра, спланированная на процесс;
В процессе игры ребенку предоставляется возможность побыть и композотором, и актером, и хореографом, и исследователем.При этом наблюдается, насколько богаче становятся творческие возможности, фантазии.
Второе направление-музицирование, как составная часть творческого развития личности ребенка.
В программе записано, что "школа….должна выявить и развить творческие задатки детей…,привить им комплекс важнейших практических навыков(игра по слуху, транспонирование,игра в ансамблях, умение аккомпанировать, чтение с листа).
Очень немногие педагоги проводят в жизнь регулярные, ставшие системой занятия музицированием.Часто ссылаются на отсутствие времени.Сейчас это очень актуальный вопрос музыкальной педагогики.
Я занимаюсь музицированием В 1-2-х классах по 15 мин. два раза в неделю, в средних классах-20 мин.в неделю.Стараюсь за это время сделать как можно больше заданий этого комплекса.Использую сборники для 1-2 класса, изданные музыкальной кафедрой Пермского педагогического университета.В старших классах использую свой собственный сборник "От барокко до современности", что дает повод поговорить с ребятами о музыке разных эпох,стилей,активизирует процесс обучения, расширяет музыкальный кругозор учащихся.
Музицирование-это активная форма деятельности учащегося, направленная на саморазвитие, самообучение.В этих занятиях соединяются принцип педагогического руководства с развитием детской активности, самостоятельности.У Дистервега есть следующая глубокая мысль: "Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен дстигнуть этого собственной деятельностью,собственным напряжением….Это средство и одновременно результат образования".
Добавление целенаправленных занятий практическим музицированием-не трата, а экономия времени.Ведь ученик, имеющий опыт музицирования,свободнее разбирает новые произведения, быстрее и легче разучивает их,расширяет свой репертуар, овладевает различными музыкальными стилями и, в конечном счете,чаще выступает в концертах.
Таким образом,игры и музицирование- это два направления, которые дают педагогу отличную возможность неформально организовывать процесс обучения и воспитания, самому включиться в поток творчества.
Немногие из наших учеников станут музыкантами, но творческие порывы необходимы в каждой профессии ,ведь "творчество-это создание нового", именно в этом так нуждается сейчас наше общество.


написать модератору
библиотека совета
участники совета







  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 



Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru