Музейная педагогка В основу школьной музейной педагогики
положены идеи осмысления существования мира и индивидуальной
жизни человека, она в своем аспекте решает воспрос – каким
быть человеку в этом постоянно меняющемся мире. Педагогическая
цель работы любого музея, сотрудничающего со школой –
это формирование эмоционально-личностного отношения ребенка
к ценностям культурного наследия в системе художественно-эстетического
воспитания, что дает ему постижение мира культуры посредством
знакомства с подлинникамии всего того, что определяет
понятие Культуры. Это формиирование эстетического идеала,
воспитание эстетического вкуса и эстетических чувст, это
развитиие креативного мышления. Основные приинципы музейной
педагогики: тесная органическая связь культуры и образованиия;
высокий уровень интеграции музея и школы; учет возрастных
и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей;
комплексность в иизучении видов искусств; личностноориентированный
характер деятельности; гуманистическая направленость;
педагогииеческая целесообразность. Реализация этих принципов
при решении сложных задач комплексного художественного
воспитания и развития личности подрастающего поколениия
посредством музейной педагогики может быть представлена
в разных видах сотрудничества музея и школы. В настоящее
время определились четыре направления:
школа при музее;
школа в образовательном пространстве музея;
школный музей;
музей в образовательном постранстве школы.
В гимназии № 11 им. С.П.Дягилева постоянно действуют
музеи: мемориальный музей “ Гостиная семьи Дягилевых”,
музей этнографии, музей дизайна, геологический музей.
Сегодня музей “Дом Дягилева” по праву считается культурным
центром Перми. Это единственный в России архитектурный
свидетель увлекательной жизни удивительного и богатого
талантами семейства. Учащиеся гимназии, совершая экспедиции
по дягилевским местам, собирают материалы, которые пополняют
экспозицию музея и являются основой научно-исследовательской
и экскурсионной работы. При музее работает школа гидов-переводчиков.
За год благотворительные экскурсии в музее посещает более
2000 человек – это школьники, студенты, интеллигенция
города и области, гости многих городов России и зарубежья.
Экскурсии проводят учащиеся гимназии на русском, английском
и французском языках. Музей этнографии, организованный
школой – это звено культурно-исторического воспитания.
В его функции входит изучений бытовых и культурных особенностей
народа. В коллекции музея представлены изделия народных
умельцев, утварь, старинная одежда, мебель и многое другое.
Все это отражает яркие грани народной культуры XVIII –
XIX вв. Богатейшая кладовая уральских недр представлена
уникальной коллекцией минералов в гелогическом музее гимназии.
Свыше 100 образцов минералов привезены юными геологами
из многочисленных экспедиций. При музее существует мастерская
по обработке камня. Результаты художественного творчества
юные ювелиры показывают на гимназических и внешкольных
выставках. Художественное образование и опыт эстетического
оформления среды приобретают учащиеся гимназии на занятиях
в мастерской-музее дизайна. Творческие работы юных художников-дизайнеров
представлены в гимназической галерее – еще одном направлении
работы музейной педагогики. Главное направление работы
музеев гимназии – научно-исследовательская деятельность
учащихся, а также участие в научно-практических конференциях
разных уровней от гимназического до международного.