Дорофеева Л.Ю.
Становление службы связано с открытием в 1989 году факультета по переподготовке
кадров при педагогическом университете, а в 1992 году факультета психологии, готовящих
для системы образования города квалифицированных специалистов. Таким образом,
психологической службе системы образования города более 10 лет. В ее основу положена
концепция, разработанная И.В.Дубровиной. Содержание деятельности службы определяется
соответствующими положениями федерального и регионального уровня. Основной целью
психологической службы системы образования города Перми является сохранение психического
и психологического здоровья детей и подростков.
В структуру службы входят 7 районных центров психолого-педагогической и медико-социальной
помощи, педагоги-психологи образовательных учреждений города, Центр развития образования
города (психологический отдел), который осуществляет координацию деятельности
на уровне города. Существующие на территории города психологические центры были
реорганизованы в 1999 году в центры психолого-педагогической и медико-социальной
помощи в соответствии с типовым положением об образовательном учреждении для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Центры имеют индивидуальное штатное расписание в зависимости от количества детского
населения в своем районе (в среднем от 20 до 35 человек). Структуру центров составляют:
СХЕМА 1
Большое место в работе центров занимает психопрофилактическая работа, которую
мы рассматриваем как "системообразующий вид деятельности практического психолога
образования, направленный на предупреждение возможного неблагополучия в развитии
ребенка, создание психологических условий, максимально благоприятных для этого
развития, на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей
в течение всего дошкольного и школьного детства, поэтому необходимо организовать
психопрофилактичекую работу не только с отдельными детьми или "группами риска",
но и на уровне образовательной среды (школы, района, города) в целом. В связи
с социальным заказом существенный блок психопрофилактической работы составляет
работа по первичной профилактике СОЗ в образовательной среде, формированию навыков
здорового образа жизни. Реализуя такие принципы как комплексность, дифференцированность,
аксиологичность, многоаспектность, легитимность, последовательность в превентивном
обучении на разных возрастных этапах развития ребенка, специалисты центров ведут
интегрированные образовательные курсы по превентивному обучению "Полезные привычки"
и "Полезные навыки", рекомендованные МО РФ, в ходе которых ребенок не только овладевает
информационным компонентом, но и поведенческим. Внедрение в образовательную среду
коммуникативных тренингов, занятий по развитию толерантности, тематических игр
приводит к формированию устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим
веществам, умению организовать свое время и жизнь, управлять своими эмоциями и
чувствами, умению решать свои проблемы без наркотиков. Выделение данного направления
работы в качестве приоритетного является политикой в сфере образования города.
На основе анализа потребностей и оценки ситуации комитетом по образованию и науке
администрации города Перми в 2000 году в каждом районном центре были созданы отделы
профилактики СОЗ, разрабатывается городская межведомственная программа профилактики
СОЗ, объединяющая усилия не только специалистов системы образования, но и других
заинтересованных ведомств.
СХЕМА 2.
С целью оказания комплексной помощи детям с трудностями в обучении, их родителям,
педагогам в ряде районных ППМСП-центрах созданы медико-психолого-педагогические
комиссии. Специалисты не только выявляют индивидуальные особенности детей, определяя
оптимальные условия обучения и развития, но и сами осуществляют коррекционно-развивающую
работу. Наряду с педагогами-психологами занятия проводят учителя-логопеды, дефектологи,
невропатолог, психотерапевт. Данный факт свидетельствует о том, что служба становится
действительно интегральной, обеспечивающей комплексную помощь, однако на практике
возникает ряд проблем из-за несовершенства нормативной базы и механизма интеграции
"узких" специалистов.
В связи с усилением социальной направленности политики в системе образования города
решением Комитета по образованию и науке города в районных ППМСП-центрах создаются
Отделы по охране и защите прав и интересов ребенка. Отдел комплектуется социальными
педагогами и педагогами-психологами, на которых возложены функции оказания социально-психологической
и педагогической помощи несовершеннолетним, выявление семей, находящихся в социально
опасном положении (на основании закона РФ №120 "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
Помимо этого центры, согласно региональному положению о службе, ведут методическую
работу с педагогами-психологами и другими специалистами, входящими в структуру
службы. При каждом центре созданы методические объединения этих специалистов,
проблемные группы, мастерские и другие формы методической работы, что позволяет
решать проблемы повышения уровня профессионализма специалистов службы. Центры
являются организаторами разнообразной исследовательской деятельности по актуальным
проблемам обучения и развития детей и подростков.
Таким образом, психологическая служба стала неотъемлемой частью системы образования
города, находится в режиме развития, так как наряду с освоенными формами и направлениями
работы, приходится решать новые задачи профессиональной деятельности.