Штейникова Людмила Васильевна
К изучению 2-ой и 3-ей позиций можно приступать лишь тогда, когда хорошо усвоены
основные навыки игры в первой позиции. К этим навыкам относятся: постановка обеих
рук, свобода их движений, чистота интонации и достаточная подвижность пальцев
левой руки. Только при наличии всех этих условий можно начать изучение позиций
и переходов. Но чем раньше, тем лучше. С какой именно позиции начинать, принципиального
значения не имеет, но преимущество в более раннем изучении третьей позиции может
быть объяснено техникой соединения её с первой. Здесь расстояния между позициями
более широкие и они легче контролируются тактильными ощущениями. Польза раннего
освоения переходов состоит в том, что они способствуют уменьшению зажатости мышц,
ослаблению хватательного рефлекса. Кроме того, долгая задержка на игре в первой
позиции тормозит изучение грифа в длину. Практика показала, что начинать работу
над переходами нужно заранее, ещё до того, как они встретятся в произведениях
школьного репертуара.
Изучение смены позиций.
Прежде всего, осваивается свободное, ритмичное скольжение левой руки вдоль грифа
из 1-ой позиции в 3-ю и обратно путём сгибания и разгибания локтевого сустава.
Необходимо следить за освобождением большого пальца, за плавностью движения руки.
Следует объяснить ученику, что при движении руки в сторону корпуса, локоть немного
опускается, а при движении к головке скрипки - приподнимается. После такого подготовительного
упражнения можно приступить к изучению переходов во время звучания открытой струны.
Взяв звук ре на струне ля в первой позиции 3-им пальцем, после перехода в момент
звучания открытой струны, берём звук ре первым пальцем. Это упражнение способствует
развитию слухо- моторной координации. Для закрепления навыка полезно применить
этот вид переходов на пьесах, которые ранее были пройдены в первой позиции. К
примеру: Степовой "Бим-бом", р.н.п. "Зайчик" в обр. Берковича, англ.н.п. "Спи,
малыш". Полезно так же в это время изучать переходы на октавный флажолет. Применять
их можно в любой пьесе, которая заканчивается тоникой на открытой струне.
Следующим видом переходов является смена позиций скольжением на одном и том же
пальце. Обращаем внимание ученика на то, что в момент перехода нужно несколько
ослабить нажим пальца на струну, чтобы глиссандо получилось мягкое, певучее. Излишний
нажим пальца на струну мешает плавности перехода.
Для закрепления пройденного используются пьески из сборника В. Якубовской "Вверх
по ступенькам": В. Калинников "Киска"; Ан. Александров "Наша песенка простая";
польская н.п. "Танцевать два Миши вышли", чешская н.п. "Сапожник" и др.; Ю. Сулимов.
Этюд; И. Двойрин. Этюд №7 из сб. С. Шальмана "Я буду скрипачом" и др. Очень полезно
в этот период изучать однооктавные гаммы на одной струне одним пальцем, а также
этюд А. Комаровского № 21 и т. п.
Далее следуют переходы с нижележащего пальца на вышележащий и обратно. Объясняем
ученику, что скользит до нужной позиции тот палец, который в данный момент стоит
на струне. При этом образуется вспомогательная нота, которая нужна только как
временный ориентир. Затем, по мере усвоения навыка, надобность в ней постепенно
отпадает. Примеры: А. Комаровский Этюд №25, Ф. Рис Этюд №26, Ф. Вольфарт Этюд
№ 27 из сб. "Избранные этюды 3-5 кл."; А. Григорян "Начальная школа игры на скрипке"
Этюд №3 (стр.91); из пьес - "Шарманщик поёт" и "Колыбельная в бурю" П. Чайковского.
После этого осваиваем переходы с вышележащего пальца на нижележащий. Принцип перехода
почти как в предыдущем случае. Скользит палец, стоящий перед переходом, и только,
когда вся рука достигла нужной позиции, он незаметно подменяется нижележащим.
Этот вид переходов встречается в каждой гамме. В сборнике " Избранные этюды 3-5
класс" даны этюды № № 28, 29. 30 Е. Гнесиной, эт.№35 Ф.Вольфарта, и т.д. Отрабатывается
он и на "Старинной французской песенке" П. Чайковского и др. пьесах.
Переходы из позиции в позицию являются не только одним из основных элементов техники
скрипача, но и важным средством выразительности. Работая над свободными, интонационно-точными
переходами, необходимо учитывать в каждом отдельном случае, в зависимости от характера
исполняемого произведения, их музыкально-выразительное значение.
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|