ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  


Положение по организации дистанционного обучения в гимназии им. С.П. Дягилева

Центр развития образования г. Пермь

Программа Совета 
 

УТВЕРЖДАЮ
Директор гимназии им. С.П. Дягилева
Р.Д. Зобачева
" --__ " _______ 2002 г.
Положение по организации дистанционного обучения в
гимназии им. С.П. Дягилева


Содержание
1. Введение 2
2. Педагогические основы дистанционного обучения: 2
3. Модели дистанционного обучения 3
4. Организация дистанционного обучения 4
5. Организационная схема дистанционного обучения встроенного в учебный процесс. 4
4. Структура курса 5
5. Структура занятия 6
6. Приложение 1 Терминология 6
7. Приложение 2 Плановая и организационная и документация курса 8
7.1 Памятка обучаемому. 8
7.2 Памятка преподавателю 8
7.3 Памятка родителю дистанционного ученика 9
Пермь 2002 г
1. Введение В соответствии с концепцией развития гимназии и положением о школьной информационной службе (введенном в действие Приказом ГКОН № 529 от 10.09.98) одним из направлений деятельности является организация дистанционных форм обучения.
Имеющийся компьютерный парк используется в учебном процессе для ведения дистанционных занятий по нескольким дистанционным курсам. Для этих занятий на сервере локальной сети размещен программный комплекс, обеспечивающий возможность работы с удаленными пользователями имеющими домашние компьютеры подключенные к серверу сети. Настоящее положение определяет общий порядок и организацию дистанционного обучения в гимназии.
2. Педагогические основы дистанционного обучения:
2.1. В центре дистанционного обучения лежит самостоятельная познавательная деятельность обучаемого.
2.2. Учение, самостоятельное приобретение и применение знаний стало потребностью современного человека на протяжении всей его сознательной жизни в условиях постиндустриального, информационного общества.
3.3. Отсюда, с одной стороны необходима более гибкая система, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно слушателю. А, с другой - важно, чтобы обучающийся не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного самообразования.
2.4. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучающийся самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем своей практической деятельности. В ходе такого обучения, обучаемые должны уметь (научиться) приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией. Гипертекстовые мультимедийные возможности дистанционного курса позволяют слушателям искать нужную информацию и осуществлять пооперационный контроль.
2.5. Дистанционное обучение, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможности коммуникации не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при обучении.
2.6. Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, способностью, умением применять полученные знания на практике, в различных проблемных ситуациях должна строиться как на основе оперативной обратной связи, так и отсроченного контроля.
Таким образом, предлагаемая модель дистанционного обучения гибко сочетает:
самостоятельную познавательную деятельность обучаемых с различными источниками информации, учебными материалами курса, оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса, консультантами и координаторами;
групповую работу по типу обучения в сотрудничестве с участниками данного курса, используя все многообразие методов в работе над соответствующими модулями курса;
предусматривать совместные проекты участников курса с иногородними и зарубежными партнерами, организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций, обмен мнениями, информацией с участниками курсов;
контроль должен быть оперативным и предусматриваться при разработке соответствующих учебных материалов и итоговый со стороны ведущего преподавателя и консультантов координаторов в виде тестов, презентаций, творческих работ.
3. Модели дистанционного обучения
Богатое техническими, технологическими и методическими возможностями дистанционное обучение реализуется разными моделями. Их многообразие зависит от:
целевых установок обучаемого;
структуры образовательного процесса;
технической ресурсной обеспеченности;
контингента обучаемых.
В настоящее время существуют следующие модели дистанционного обучения:
Модель 1. ОБУЧЕНИЕ ПО ТИПУ ЭКСТЕРНАТА
Модель 2. УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
Модель 3. СОТРУДНИЧЕСТВО НЕСКОЛЬКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Модель 4. АВТОНОМНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Модель 5. АВТОНОМНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ
Модель 6. НЕФОРМАЛЬНОЕ, ИНТЕГРИРОВАННОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОГРАММ Модель 7. МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ВСТРОЕННОГО В ТЕКУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Аргументация в пользу последней из перечисленных моделей т.е модели дистанционного обучения, встроенного в текущий образовательный процесс, сформирована не столько историческими предпосылками и практическим опытом работы гимназии, сколько стремлением получить максимальную эффективность средств дистанционного обучения в условиях гимназии.
Модели дистанционного обучения могут и должны тиражироваться в системе дистанционного обучения как инструментарий повышения эффективности этой системы однако модель дистанционное обучение, встроенного в учебный процесс, призвана сделать технологию работы с учителями более оперативной, интенсивной, контролируемой и объективной.
4. Организация дистанционного обучения
В организации дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций огромную роль играют непосредственные участники этого процесса как обучаемые, так и преподаватели, координаторы дистанционных курсов, консультанты и кураторы учебных групп. Все они используют возможности телекоммуникаций для решения конкретных педагогических и воспитательных задач. Причем, если обучаемому вполне достаточно просто владеть средствами телекоммуникаций на уровне пользователя, то от преподавателей и кураторов требуются определенные знания и умения по организации работы в телекоммуникационной среде в рамках поставленных дидактических задач.
Консультанты
Координаторы дистанционных курсов
Куратор курса
Методическая комиссия
Обучаемые
Преподаватели
В качестве координаторов дистанционных курсов выступают председатели предметно методических объединений.
Куратор курса руководитель курса; как правило, в качестве куратора курса рекомендуется назначать разработчика одного (или нескольких) компонентов дистанционного учебного процесса авторов учебников для школьников или пособия для учителя, имеющего навыки программиста-разработчика создателя программного продукта;
Методическая комиссия временный коллектив преподавателей, формируемый куратором курса для обсуждения ключевых методических проблем, выработки критериев оценок, организации и проведения проверок ученических работ.
Преподаватель сотрудник гимназии, осуществляющий непосредственное общение между обучаемыми, координаторами и консультантами ; на его ответственности подготовка упражнений и конкурсных заданий, редактирование рассылаемых материалов, оперативная переписка, организация контроля и проверки.
Подготовкой каждой группы слушателей руководит преподаватель с полномочиями вести обучение, проводить промежуточный контроль знаний и выставлять оценку за курс по результатам комплексного испытания. Общение обучаемых с преподавателем производится с использованием: рассылки материалов по компьютерным сетям ( E-mail, компьютерные конференции или доски объявлений); дискуссий в режиме on-line с использованием компьютерных сетей (обмен письменными сообщениями); электронных материалов ( электронные учебники);
5. Организационная схема дистанционного обучения встроенного в учебный процесс.
Организационно в дистанционном обучении принимают участие:
1. Гимназия имеющая лицензию на право образовательной деятельности
2. Информационная служба имеющая статус структурного подразделения гимназии.
Директор гимназии (завуч. по информационным технологиям)
Куратор курса 1
Куратор курса 2
Информационная служба гимназии
преподаватель
преподаватель
методическая комиссия
команда 1
команда 2
группа школьников
Здесь отражено разделение учебно-методической деятельности на несколько относительно независимых курсов, возглавляемых кураторами (используемая здесь терминология модели дистанционного обучения, встроенного в учебный процесс, вынесена в Приложение 1). Куратор - научный, методический и административный руководитель курса. Он непосредственно участвует в деятельности курса, однако, его основная ответственность сосредоточена на формировании коллектива преподавателей и организации их совместной работы. В частности, одним из форм такой работы коллектива преподавателей являются временные тематические коллективы преподавателей методические комиссии. В методических комиссиях генерируются основные положения учебной деятельности учреждения, которые становятся нормативными документами после утверждения администрацией университета.
Возможны сокращенные варианты обсуждаемой схемы. Например, при небольшом объеме деятельности, куратор может брать на себя нагрузку преподавателей, используя приглашаемых специалистов.
4. Структура курса
На каждом курсе обучающимся предлагается завершенный тематический цикл по одному из школьных предметов. Наряду с целевыми установками единство цикла обеспечивается тем, что материалы курса являются авторским продуктом одного из разработчиков или единого коллектива разработчиков. В материале по тематическому циклу выделяются следующие компоненты:
4.1 Книга для обучаемых; это учебник, который рекомендован; учебник излагает содержание курса и ориентирован на фиксированный возрастной и квалификационный уровень учащихся; учебник структурирован на главы и параграфы; в нем выражено примерное соответствие структуры процесса глава-тема, параграф-занятие; соблюдены принятые Министерством образования для соответствующего возрастного контингента объемные ограничения на размер параграфа-занятия; каждый параграф сопровождается серией контрольных вопросов и упражнений, которые призваны помочь читателю-ученику в качестве самоконтроля;
4.2 книга для преподавателя; это - методическое пособие для учителя, который является преподавателем выбранного курса дистанционного обучения и одновременно руководителем команды; в пособии описывается методика преподавания предметной дисциплины, а также предлагаются разделы содержания курса, которые обеспечивают более широкое видение предмета, чем учебник для школьников;
4.3 методические рекомендации к проводимым занятиям; они содержат примерное распределение учебного материала по занятиям темы, выделяют и описывают ключевые элементы занятий;
4.4) конкурсные задания и контрольные работы; как правило, эти материалы составляются описанием заданий и методическими рекомендациями учителю по методам и приемам подготовки и проведения конкурсов, способам оформления результатов и представления выполненной работы;
4.5) программные средства, необходимые для проведения занятий по курсу: изучаемые и исследуемые программы, иллюстративный материал, представляемый с экрана компьютера, упражнения и контрольные задания, выполняемые на компьютере;
4.6) плановая, организационная и документация курса
4.7) личная переписка куратора курса со слушателями.
5. Структура занятия
Занятия в этой форме дистанционного обучения представляют собою прочтение слушателем полученных методических материалов (с тренировочными упражнениями, выполняемых на рекомендуемых программах);
ответы на вопросы контрольных заданий и упражнений по каждому занятию;
подготовка реферата при завершении каждой темы;
разработка индивидуального проекта;
публикации и рецензии в телеконференциях.
Начало изучения каждой из тем определяется получением методических материалов по теме, представляющих собою главы книги - пособия для слушателя. Вместе с этими главами направляются рекомендации их изучения: деление на параграфы-занятия, сроки освоения каждого параграфа, правила оформления отчета по теме.
Это не означает, что не допускаются оперативные вопросы и сомнения слушателей по ходу выполнения занятий. При индивидуальном обучении значительно возрастает роль личной переписки куратор-слушатель по электронной почте.
6. Приложение 1 Терминология
коллективный ученик команда, составленная из группы школьников участвующая в дистанционном учебном процессе; ответственность за организацию учебного процесса на месте (в учебном заведении, на базе которого сформирована команда), возлагается на учителя, стоящего во главе команды.
индивидуальный ученик обучающийся, участвующий в дистанционном учебном процессе индивидуально.
команда коллектив школьников, руководимый учителем и участвующий в дистанционном учебном процессе как единый адресат; как правило, учитель собирает в команду детей одного возраста, чаще всего одноклассников, и, во всяком случае, школьников примерно одинакового уровня подготовленности; нормальной по численности командой следует считать группу в 15-20 детей, в перспективе класс; типовой руководитель команды школьный учитель.
курс временное подразделение гимназии, группирующее преподавателей и обучаемых по тематическому принципу
отделение (курса), организуемое в тех случаях, когда в тематике курса сосредоточено большое количество предъявляемого обучаемым материала и существуют организационные возможности разделить курс на несколько параллелей; каждая из таких параллелей и составляет отделение; кураторами разных отделений одного курса могут работать различные специалисты;
куратор курса руководитель курса; как правило, в качестве куратора курса рекомендуется использовать разработчика одного (или нескольких) компонентов дистанционного курса автор учебника для школьников или пособия для учителя, программист-разработчик программного продукта;
преподаватель сотрудник гимназии осуществляющий непосредственное общение обучаемых, консультантов и координаторов; на его ответственности подготовка упражнений и конкурсных заданий, редактирование рассылаемых материалов, оперативная переписка, организация контроля и проверки;
методическая комиссия временный коллектив преподавателей, формируемый куратором курса для обсуждения ключевых методических проблем, выработки критериев оценок, организации и проведения проверок ученических работ;
тема часть курса, ограниченная временными рамками и группирующая учебный материал по признакам содержания; в курсе может содержаться 5-8 тем; каждая тема, в свою очередь, реализуется несколькими занятиями; наряду с органической привязкой к содержанию обучения тема является структурной единицей методической работы на курсе v все виды контроля за деятельностью обучаемых связаны с темой;
занятие - аудиторный урок команды с учителем руководителем команды в рамках базовой формы учебного процесса или факультатива по методическим материалам, получаемым от координатора дистанционного курса;
конкурс - форма учебного процесса, группирующая несколько занятий в теме и позволяющая внести в занятия элементы соревнования и игры, стимулирующие учащихся; конкурсы позволяют привести неформальные показатели контроля над результатами учебного процесса к количественным характеристикам; хотя конкурс организуется и проводится среди школьников, тем не менее, он становится объективным показателем качества обучения и сформированности умений и педагогических навыков слушателя (руководителя команды); конкурсы могут быть командными и личными (индивидуальными).
перекрестная проверка - способ проверки текущих упражнений, конкурсных заданий и контрольных работ, в которой наряду с методистами учебного заведения дистанционного обучения принимают участие слушатели и руководимые ими команды; центр группирует полученные от слушателей работы и, сформировав в пакеты, направляет их на проверку другим командам (группировка работ в пакеты выполняется программными средствами, входящими в систему административного управления учебным заведением дистанционного обучения);
работы, проверенные слушателями в фиксированное время возвращаются в центр; в результате каждая работа оценивается многократно (4-8 оценок); с одной стороны, перекрестная проверка обеспечивает высокую объективность контроля; с другой полезный методический механизм, позволяющий учителям и учащимся увидеть свои сильные и слабые стороны: вынесенные на широкое внутрикурсовое обсуждение достоинства и недостатки работ, дают возможность учителю объективно сравнить себя и свою команду с результатами однокурсников; на этом этапе обучения слушатель закрепляет полученные знания и учится анализировать качество педагогической работы.
7. Приложение 2
Плановая и организационная и документация курса

7.1 Памятка обучаемому.
Вы приступите к изучению курса дистанционного обучения. Для успешного освоения курса вам необходимо обратить внимание на несколько существенных вопросов, связанных с организацией курса. Итак...
Данный курс организован таким образом, что вы будете постоянно работать в телекоммуникационной среде, "добывая" себе знания как на своем "родном" сервере, так и путешествуя по другим сетям, участвуя в телеконференциях и проектах. Поэтому, владеть хотя бы минимальными навыками по работе в сети (уметь работать с электронной почтой и гипертекстом WWW-страничек) вам необходимо. Хотя, если вы готовы научиться всему в процессе работы обращайтесь за помощью в информационную службу которая поможет вам на начальном этапе обучения.
Прежде чем начать наше обучение на курсе, проводящимся в дистанционном режиме, предлагается принять несколько организационных решений.
1. Первое из них касается организации общения между преподавателем и обучаемым. На каждое полученное письмо от преподавателя обучаемый обязан откликнуться - это считается "посещением" занятия, если проводить аналогию с очным обучением.
2. Слушателю дается неделя на составление ответного письма. Желательно, чтобы слушатель выполнил в срок предложенное задание (если это подразумевается программой обучения). Задание может быть выполнено не полностью, но и в этом случае слушатель должен написать преподавателю о своей работе. В крайнем случае, ответ может состоять из краткой фразы "задание получено", если вы по каким-то причинам не уложились в срок с выполнением задания - преподаватель при этом будет понимать, что слушатель не потерял с ним контакт.
3. Если же по техническим причинам вам не удается в течение 2-3 недель отправить письмо (электронная почта тоже иногда "ломается"), просьба сообщить об этом преподавателю по телефону или при личной встрече. 4. В очередном письме вам будет сообщаться, с какими материалами нужно познакомиться. Будут также присылаться дополнительные материалы, вопросы, задания. Электронную переписку с преподавателем желательно хранить до окончания курса - это своего рода отчетные материалы по курсу. Заранее продумайте, как вы организуете хранение этих материалов.
7.2 Памятка преподавателю
Преподаватель сотрудник гимназии, осуществляет непосредственное общение между обучаемыми, координаторами и консультантами.
Он непосредственно готовит упражнения и конкурсные задания для обучаемых, осуществляет редактирование рассылаемых материалов, организует оперативную переписку. контроль и проверку выполнение заданий.
Каждому преподавателю выделяется электронный адрес, и организуется рабочее место для ведения электронного журнала.
В электронном журнале отражаются все сведения о порядке изучения курса обучаемым, выставляются оценки за отдельные этапы обучения.
Электронный журнал включает следующие разделы:
ЦЕЛИ КУРСА И ЕГО АВТОРЫ
РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ДИСКУССИЙ
ГРАФИК ПЕРЕДАЧИ ОТЧЕТНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО СЕТИ
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ И ПРОЕКТОВ ПО КУРСУ
CПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
7.3 Памятка родителю дистанционного ученика
Уважаемые родители!
В связи с расширением задач учебного заведения появилась возможность дистанционного обучения.
С этой целью в гимназии функционирует сервер удаленного доступа на котором представлены учебные материалы и дистанционные курсы в соответствии с основным учебным планом.
Если Ваш ребенок имеет возможность выполнения контрольных заданий с использованием средств телекоммуникаций просим, оказать ему в этом посильную помощь.
Необходимым условием для участия в программах дистанционного обучения является наличие домашнего компьютера, модема и телефонной линии. Оплаты услуг провайдеров InterNet не требуется.
После записи клиентской части программного обеспечения у вашего ребенка появляется возможность дистанционного образования с использованием электронной почты и работы с программно-аппаратным комплексом BBS "Diaghilev" непосредственно из дома по индивидуальному учебному плану.
Обучение организовано с использованием средств удаленного доступа.
На страницах BBS представлены:
план изучения курса;
план проведения групповых дискуссий;
график передачи отчетных материалов по сети;
перечень вопросов и проектов по курсу.

 

 


написать модератору
библиотека совета
участники совета







  КОММЕНТАРИИ

Благодарис нашего парнтера за предоставление возможности общения участников секции

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

МАТЕРИАЛЫ СЕКЦИИ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ
Пермская гильдия добросовестных предприятий




Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 

 

SpyLOG

  РОССИЙСКИЕ   ФОРУМЫ

Министерство образования РФ
Обучение.ру - Образовательный портал
Фонд поддержки российского учительства
Архив педсоветов 2000-2001
Педсовет в Красноярске
Интернет форум в Омске
Тольятти приглашает на свой педсовет

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru