Город Пермь является крупным индустриальным
центром с развитой химической промышленностью. Развитие
разных форм заболеваний, особенно у детей, может происходить
под влиянием мощной аэрогенной и водной нагрузки химических
компонентов выбросов предприятий. Наша школа находится
территориально в центре Перми, и учащиеся, посещая школу,
проживают на территории, которую можно отнести к зоне
экологического риска.
В связи с этим химическое образование должно
заложить основы экологических знаний и формировать экологическое
мировоззрение.
Особая роль в образовании и воспитании
отводится исследовательской деятельности учащихся.
Микрорайон школы № 5 расположен на правом
берегу реки Кама и представлен частными домами. Воду для
бытовых служб жители берут из артезианских скважин, глубина
которых не более 30 м. Постоянный контороль за качеством
питьевой воды отсутствует, поэтому одним из первых исследований
было определение состава воды, которую пьют учащиеся нашей
школы.
Часть жителей микрорайона пользуются мягкой
водой из своих скважен. Остальные пользуются водой Чусовского
водозабора или школьной скважины, в том и другом случаях
эта вода - жесткая, к тому же пить эту воду без кипячения
нельзя, так как избыток магния в этой воде может вызвать
паралич дыхания при отравлении и дерматит. Ураты, которые
также обнаружены в воде, обладают свойством отлагаться
и концетрироваться в суставной жидкости, в хрящах, уменьшая
их подвижность и вызывая заболевание - подагру. Появляется
зубной налет с образованием зубного камня, ткани набухают,
появляются оттеки.
После исследований школьники и их родители
получили рекомендации как улучшить качество питьевой воды.
Другая группа ребят исследовала уровень
загрязненности атмосферных осадков, в которых определялось
содержание в воздухе оксидов азота, углерода, серы, сероводорода.
Треья группа изучила, как влияет на состав воздуха автотранспорт.
Почти при каждом доме в микрорайоне есть
приусадебные участки, поэтому важно узнать состав почв,
их нитратное загрязнение, необходимость и дозы известкования.
Это была постановка задачи для четвертой группы.
Результаты этих исследований доводятся
до сведения ребят на уроках химии и ежегодных научно-практических
конференциях, а через школьников - до их родителей.
В результате разнообразной деятельности:
на уроках химии и после них - учащиеся нашей школы приобретают
знания как:
- определять химические показатели окружающей среды;
- проводить качественные реакции на основные группы
изученных неорганических и органических веществ, образующих
химическое окружение человека;
- влияние изученных химических веществ на организм
человека и окружающую среду, способы защиты от их вредного
влияния;
- комплексно использовать сырье, экономить материалы
и защищать среду от химических загрязнений на примере
изученных производств.