С 1993 года МОУ СОШ 5 г. Перми является
опорной школой Ленинского района по экологическому образованию
и воспитанию. В центре по экологии при педагогическом
университете были предложены программы следующих курсов:
начальная школа - человек и окружающая среда;
5 класс - здоровье человека и окружающая среда;
6 класс - изучай и охраняй природу родного края;
7 класс - экология ландшафтов;
8 класс - промышленная экология;
9 класс - общая экология;
10-11 класс - экология России.
Природные ландшафты и окружающая территория школы 5 уникальны
для исследовательской деятельности учащихся, которая проводилась
по 2 направлениям:
1)изучение экологического состояния школьного помещения;
2)изучение природного окружения МОУ «СОШ 5».
Учащиеся исследовали санитарно-гигиеническое состояние
нашей школы, дали оценку эмоционального восприятия помещения.
И, в конечном итоге, предложили свои рекомендации учителям-руководителям
кабинетов.
Изучение природного окружения школы проводилось по следующим
направлениям:
1)изучение истории микрорайона Закама;
2)экологическая обстановка на территории школы, которая
показала, что общее загрязнение микрорайона школы и ухудшение
обстановки идет за счет четырех факторов:
1)транспортные артерии и увеличение интенсивности движения
автотранспортом; работа котельной школы;
2)вырубка деревьев вдоль дороги и уничтожение тополей
перед школой;
3)затруднение вентиляции территории с ее застройкой;
4)наличие средообразующих болот, увеличивающих влажность
воздуха и почвы.
Учащиеся школы провели ряд экспериментальных и теоретических
исследований в изучении антропогенных факторов:
1)действие естественного фона радиации;
2)загрязнение воздуха транспортом;
3)бактериологические исследования на количественный учет
микроорганизмов воздуха и воды;
4)исследования загрязнения воздуха через атмосферные осадки;
5)исследование питьевой воды (РН, жесткость);
6)влияние механических факторов на организм человека,
определение шумовой нагрузки;
7)роль зеленых насаждений пришкольного участка в улучшении
микроклимата школы.
По итогам работы была проведена научно-практическая конференция.
Экологические исследования целесообразно проводить индивидуально
или группами учащихся во внеурочное время, поэтому в школе
работало НОУ, научными руководителями которого являются
ученые и учителя школы. Так, например, секцией гидробиологии
руководила Алексевнина Маргарита Степановна - кандидат
биологических наук, зав. кафедрой зоологии беспозвоночных,
Преснова Елена Владимировна – кандидат биологических наук
(ПГУ); секцией промышленной экологии - Рудакова Лариса
Васильевна - профессор кафедры охраны окружающей среды,
доктор технических наук ПГПУ; секцией "Юный эколог"
руководили учителя нашей школы: Яблокова Н.А., учитель
физики, Галимулина Т.И., учитель химиии, Смирнова А.И.,
учитель биологии, Вагина Н.П., учитель географии.
В работе секции "Юный эколог" учителям давали
консультации Еропкин К.И. - кандидат биологических наук,
Эршон В.Г. - зав. экологической лаборатории Пермского
института повышения квалификации, Елькина А.М. - методист
института повышения квалификации.
За годы работы над методической темой "Экология:
образование и воспитание учащихся" мы пришли к выводу,
что необходимо использовать такие формы работы, благодаря
которым осуществляется формирование умений самостоятельно
работать с дополнительной литературой, отстаивать свои
убеждения, развивать критичность мышления и творческие
способности, применять полученные знания при решении практических
задач. К таким формам можно отнести учебные конференции
и семинары. Здесь рассматривались работы учащихся в исследовании
экологических проблем такие как «исследования в области
водной экологии» (рук. - Алексевнина М.С., учащиеся -
Галямова А.,9б кл., Русов П., 8б кл., Бочкарева Ж., 10б
кл.; «работа в области общей и промышленной экологии»
(рук. Рудакова Л.В., учащиеся –Норкина В., 10а кл., Исаевич
С., 10а кл., Бахарев А., 10а кл.) и т.д.
Учащиеся школы принимали участие во всех проводимых мероприятиях
по охране окружающей среды ("Первоцвет", "Помоги
лесу", "Посади дерево", "Чистая вода"
и т.д.), а также в районных, городских и областных олимпиадах,
где были неоднократными призерами. Также учащиеся со своими
исследовательскими работами выступали на межвузовских
экологических конференциях, областной эколого-натуралистической
станции, НПК районного, городского и областного значения.
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|