Экологическое образование и воспитание
младших школьников во внеклассной работе.
|
Программа
Совета |
|
Гречка Ирина Ивановна
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №5» г. Перми grechka@e-mail.ru
|
Экологическое образование и воспитание
младших школьников во внеклассной работе
В системе экологического образования и воспитания младших
школьников большую роль играет внеклассная работа по природоведению.
Внеклассная работа младших школьников определяется педагогами
как деятельность, которая выполняется во внеурочное время,
является необязательной для учащихся и строится на основе
их интереса. Определяя содержание внеклассной работы,
учителю необходимо исходить из принципов: связи с жизнью,
с проблемами, которые решает район, область, страна; связи
с программным материалом по природоведению; соответствия
содержания внеклассной работы возрасту учащихся, их умственному
развитию и интересам.
Содержание внеклассной работы должно быть развитием, углублением
изучаемого материала на уроках природоведения. Содержание
её может быть развёрнуто на основе изучения жизни человека
в единстве с экологическими системами.
В основу внеклассной работы учителю необходимо поставить
краеведческий принцип изучения и охраны природы. Целенаправленное
изучение экологической ситуации, которая сложилась на
территории родного края, помогает школьникам осваивать
моральные и нормативные отношения к природе. Изучая окружающую
среду на внеклассных занятиях, младшие школьники на основе
живых впечатлений о взаимных связях человека с природой
дают обоснование целесообразности норм и правил поведения
в природной среде.
Внеклассная работа создаёт условия для приобретения опыта
принятия экологических решений на основе полученных знаний.
Велика роль внеклассной работы в приобщении детей к самостоятельной
работе, наблюдениям кратковременным и долговременным.
В беседах имеются огромные возможности для обсуждения
экологических проблем, которые играют интегрирующую роль
в обучении. Предметом обсуждения могут стать проблемы,
выражающие связи человека и природы, в которых могут быть
заложены противоречия. Организуя внеклассную работу, учитель
должен помнить, что помимо обучения она должна способствовать
и отдыху ребят от учебной работы в классе.
Разнообразная природоохранительная деятельность учащихся
реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных,
групповых, массовых.
К индивидуальным видам внеклассной работы можно отнести:
уход за растениями и животными дома и в уголке живой природы,
составление коллекций из открыток, марок, конвертов, камней
и т. д., работа с природным материалом (шишки, корни,
жёлуди, древесные грибы, глина, песок и др.). Поддержка
таких увлечений учащихся содействуют развитию их творческих
способностей и помогают оценить природу.
Групповая внеклассная работа успешно протекает в кружке.
В начальных классах часто организуются кружки «Юных натуралистов»,
«Юных друзей природы». Он включает школьников объединённых
по интересам практического направления работы: комнатного
цветоводства, декоративного цветоводства, жизни аквариумов
и птиц и т. д.
К массовым формам внеклассной природоохранительной работы
относятся коллективные походы детей в природу, экскурсии,
различные утренники, посещение краеведческих музеев, зоо
и ботанических садов, зоопарков и т. д.
Успешное руководство внеклассной природоведческой работой
во многом зависит от хорошей натуралистической подготовки
учителя, его знаний о жизни природы, интересов к чтению
научно-популярной литературы, увлечённости и мастерства
увлечь детей полезной, общественно значимой деятельностью.
Всё это, в связи с учебной деятельностью, повышает уровень
экологической ответственности младших школьников, выражается
в их отношении к природе, делах, поступках.
.
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|