|
Сидорова Татьяна Анатольевна
Учитель обществознания и права
МОУ «СОШ №5» г. Перми tania-sid@e-mail.ru
|
Природа и ее богатства являются национальным
достоянием народов России, естественной основой их устойчивого
социально-экономического развития и благосостояния человека.
При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной
деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на
состояние окружающей среды, Советы народных депутатов,
другие государственные органы, предприятия, учреждения,
организации, а также граждане Российской Федерации обязаны
постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую
культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего
поколения. А также, граждане имеют право требовать от
соответствующих органов своевременной, полной и достоверной
информации о состоянии окружающей природной среды и мерах
по ее охране. В целях повышения экологической культуры
общества устанавливается система всеобщего, комплексного
и непрерывного экологического воспитания и образования,
охватывающая весь процесс дошкольного и школьного воспитания
и образования.
Статья 74 п.1 закона Российской Федерации об охране окружающей
среды гласит: «Для того, чтобы овладеть минимумом экологических
знаний, необходимых для формирования экологической культуры
граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных
заведениях, независимо от их профиля, необходимо обеспечение
обязательного преподавания основ экологических знаний».
В работе по организации и созданию необходимых условий
для экологического образования населения должны быть объединены
и скоординированы усилия органов государственной власти,
природоохранных, образовательных и общественных организаций
и многих других объединений. Только таким путем, наряду
с соответствующим нормативно-правовым обеспечением, можно
побудить различные социальные группы к приобретению экологических
знаний.
В настоящее время образование в нашей стране, в том числе
и экологическое, осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и нормами международного права. Решить
эту задачу без создания соответствующего механизма нормативно-правового
регулирования практически невозможно. Такой механизм должен
определять и регулировать структуру, содержание и обязательность
экологического образования как системы. Элементы системы
должны учитывать формирование и реализацию разных взаимодействующих
форм и уровней экологического образования - от повышения
экологической грамотности дошкольников до экологического
просвещения самых широких слоев населения.
Структура нормативно-правовой базы должна обеспечивать
права и обязанности граждан, определять систему управления
и регулирования, финансирования, а также порядок осуществления
и ответственность участников процесса экологического образования
на основе единой государственной политики.
На Всероссийском съезде по охране природы отмечалось,
что, несмотря на возрастающее понимание обществом важности
экологического образования, усилия различных государственных
и общественных организаций по развитию форм экологического
обучения и просвещения населения, целостная национальная
система плохо развита.
В положении «Об опорном образовательном учреждении по
экологическому образованию в Пермской области» написано:
1)Опорное учреждение по экологическому образованию: детский
сад, общеобразовательная школа предназначены для освоения
отдельных программ, организованных форм и методик экологического
образования в учебной и внеучебной работе с детьми и подростками;
для построения системы экологического образования в соответствии
с основными его принципами; для оказания в районе (городе)
методической помощи педколлективам школ, детских садов
по вопросам экологического образования.
2)Внеклассную, внеучебную работу по экологическому образованию
опорное учреждение может планировать и осуществлять с
привлечением базы и специалистов внешкольных учреждений,
территориальных комитетов по охране природы, специалистов
соответствующих инспекций и природопользователей.
3)Районные управления и отделы образования, администрация
опорного учреждения по экологическому образованию создает
необходимые условия для творческой работы учителей, воспитателей
в самом учреждении, а также обучение педкадров на тематических,
целевых курсах, в областном центре и других регионах.
4)Для учащихся школ на базе библиотеки, предметного кабинета,
специального кабинета экологии и охраны природы создается
информационный экологический центр, учитывающий возрастные
группы детей.Задача центра – расширить возможности теоретической
подготовки учащихся, работы с научно популярной литературой,
периодической печатью, краеведческими материалами по проблемам
экологии.
5)Опорное учреждение по экологическому образованию осуществляет
работу с семьей, как неотъемлемым аспектом эффективности
экологического образования.
Одним из важнейших условий эффективности экологического
образования является разумное сочетание теоретического
обучения с реальной практической деятельностью, связанной
с изучением окружающей природной среды и оценкой его экологического
состояния.
Оптимальный вариант такой деятельности – осуществление
во всех территориях области комплекса научно-значимых
измерений параметров окружающей природной среды с использованием
единой стандартизованной правовой и методической базы.
Это позволит учащимся школ различных районов области обмениваться
полученными результатами, сопоставлять данные своих экспериментов.
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|