Влияние антропогенных факторов на
почву микрорайона школы 5 города Перми.
|
Программа
Совета |
Жизнь человека неразрывно связана с землей,
почвой. Ведь только на земле могут развиваться растения.
Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее природное
богатство и пользоваться им нужно разумно.
Следствием неразумного использования почвы являются усиление
эрозионных процессов и высокий уровень ее загрязнения.
Только за счет атмосферных выбросов в год в почву поступает
350 кг/га вредных веществ. Загрязнение почвы оказывает
губительное влияние на растительность, поверхностные и
грунтовые воды.
Городские почвы принято делить на две основные группы:
1)почвы природные, как правило, бедные питательными веществами,
бесструктурные. На таких почвах деревья и кустарники рано
стареют и отмирают.
2)Почвы искусственные, насыпные. Такие почвы не могут
обеспечить нормальный рост деревьев. В этих почвах пониженная
водоудерживающая способность.
Низкая водоудерживающая способность городских почв уменьшает
влажность на 30-50% по сравнению с загородной зоной. Жесткие
условия создаются для растений в посадочных ямах среди
асфальта.
Изучение температурного режима почвы показало, что в летнее
время температура под асфальтированным покрытием выше
температуры воздуха, а это ослабляет деятельность корневой
системы. А зимой асфальт способствует глубокому промерзанию
почвы, что ведет к тем же последствиям.
Неблагоприятные почвенные условия уменьшают годичный прирост
растений и сокращают их долговечность. Так, липа живет
в лесу 400 лет, а в городе только 50-70 лет.
На территории школы преобладает почва со щелочной реакцией.
А щелочная реакция насыпных почв препятствует нормальному
росту корневой системы древесных растений.
Еще одним отрицательным фактором является уплотнение почв,
особенно у остановок общественного транспорта. Что наблюдается
и на остановке «Школа» маршрута № 7: на газоне вытоптан
травяной покров, яблоньки чувствуют себя неудовлетворительно.
В результате уплотнения почвы увеличивается и промерзание
почвы, что приводит к гибели растений. Ежегодно на газоне
перед школой, рядом с остановкой, учащиеся высаживают
деревья, но они не приживаются.
Растениям необходимы азот, фосфор, калий и кальций, множество
микроэлементов. Фосфор прочно закрепляется в почве, практически
не токсичен для человека и животных.
Опыты на пришкольном участке показали, что накопление
фосфора, калийных и азотных солей не произошло, т. к .
почва песчаная и происходит их вымывание. Это подтвердилось
на сырье календулы, которое сдавали в фитолабораторию
фармацевтического института.
Cо строительством автомобильной магистрали в Кировский
и Орджоникидзевский районы вырублена значительная часть
лесного массива, который состоял в основном из сосен,
прикрывавший территорию школы от преимущественного направления
ветров, несших загрязнители от Кировского и Дзержинского
районов, а также и от судостроительного завода «Кама».
Асфальтированные дороги, дорожные насыпи и мостовые мешают
поверхностному и подземному стоку, потому что они не оборудованы
ливневыми стоками. Из-за этого дорожная грязь сливается
в придорожные кюветы, что приводит к появлению антропогенных
болот.
Такие болота наблюдаются и возле школы. Заболоченность
ведет к изменению микроклимата нашего микрорайона.
В результате этого процесса произошло изменение состава
насекомых: больше стало кровососущих, мух, стрекоз, увеличилось
и число земноводных: лягушек, тритонов.
В связи с осушением торфяников в оставшихся ямах значительно
увеличилось число и биомасса диатомовых водорослей. В
результате изменения донного фактора этих ям накопился
кремнезём.
Происходит общее загрязнение территории школы и за счёт
новых построек. В последнее время появились мастерские,
депутатский домик, новая котельная, здание начальной школы
и пристрой к школе.
Данный материал используется на уроках естественно-научного
цикла при изучении родного края.
.
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|