|
Руководитель:
Рудакова Лариса Васильевна,
доктор технических наук, профессор кафедры охраны
окружающей среды ПГТУ
eco@cpl.pstu.ac.ru
|
|
Модератор:
Максаева Наталья Васильевна,
заместитель директора по УВР МОУ
"Средняя общеобразовательная школа N 5 г. Перми"
maksaewa@e-mail.ru
|
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Чтобы выжить человечеству в современных условиях,
ему надо изменить отношение к Природе. Для этого уже со
школьной скамьи необходимо формировать экологическое мышление,
экологическую культуру. Поэтому экологическое образование,
признанное в соответствии с международными нормами, может
стать стержнем пересмотра образования.
Анализ и оценка экологической ситуации в России, а также
определение ее места в глобальных экологических процессах
позволили рассматривать нашу страну в качестве одной из
главных стабилизирующих сил в охране и восстановлении окружающей
природной среды на планете.<br>
По оценке общественного мнения в последние годы во многих
странах мира проблема выживания человечества становится
приоритетной. В России, напротив, место экологических проблем
в общественном рейтинге понизилось за последние пять лет
со второго до двенадцатого, экономические и социальные проблемы
доминируют над экологическими. Очевидно, что без осознания
нашим обществом важности решения экологических проблем устойчивое
развитие России стоит под угрозой.
В этой связи экологическое образование и просвещение населения
и, особенно подрастающего поколения, приобретает исключительное
значение. Именно в системе экологического образования возможно
формирование экологическое мышление и экологическую культуру.
Экологическое образование в России начало свое становление
в конце 60-х годов, когда появились первые курсы по теме
«Охрана природы». За прошедшее сорокалетие экологическое
образование претерпело существенные изменения: от просвещения
в области проблем окружающей среды до общественно-полезной
природоохранной деятельности учащихся. Получили развитие
такие формы работы, как «зеленые» патрули, школьные лесничества,
учебные экологические тропы и т.д.
В 90-х годах была сформирована задача ответственного отношения
к природе и становления экономического мышления учащихся.
И одним из путей развития экологического образования стала
экологизация предметного обучения. Первая программа, которая
была экологизирована - это программа по предмету «Биология».
Затем были пересмотрены и программы других предметов, как
физика, химия и т.д.
Наряду с этим стали появляться спецкурсы, такие как «Экология
России», «Ландшафтоведение», «Изучай и охраняй природу родного
края», «Здоровье человека и окружающая среда» и т.д., что
входит в систему как основного, так и дополнительного образования.
Деятельность дополнительного образования характеризуется
многообразием форм практической работы: полевые практикумы,
экспедиции, экологические лагеря, учебные экологические
тропы и т.д. К тому же учреждения дополнительного образования
предоставляют возможность детям регулярно и подолгу бывать
на природе. Такие занятия могут дать больше, чем работа
в классе, а общение детей с природой оказывает положительное
влияние на последних.
Становится очевидным, что экологическое образование становится
одним из системообразующим фактором системы образования.
С этой целью, школа с 1993 года взяла направление – «экологическое
образование и воспитание.»
Под руководством ученых педагогического института была разработана
комплексная программа, которая работала на ее реализацию.
Основная цель программы: формирование экологической культуры
- совокупности опыта взаимодействия Человека и Природы.
При реализации этой цели перед школой был поставлен ряд
задач:
- составить древо понятий слова "экология", чтобы
знать и понимать, чем будет заниматься школа, сформулировать
приоритеты понятий;
- выделить элементы экологии в различных дисциплинах;
- составить и утвердить программу курсов для разных возрастных
групп;
- создать учебную экологическую тропу школы 5;
- разработать программу "Воспитательная среда школы
5".
Учитывая, что "экология" в последнее время употребляется
в различных трактовках, например, экология отношений, экология
души, экология жилища и т.д., поэтому секцию решили назвать
"Экология: образование и воспитание учащихся".
ФОТОАРХИВ
В работе секции принимают участие:
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|