Понимание интеграционной сути предмета
музыки на примере программы Д.Б. Кабалевского.
|
Программа
Совета |
|
Вершинина Нина Васильевна
учитель музыки МОУ "СОШ № 80"
ул. Толбухина, 33
тел. 73-40-26
|
Исполняя песни "Эх, хорошо в стране Советской жить…", "Мы
сдвинем горы и реки пустим вспять…" и т.д., не задумывались
так глубоко, а зачем это нужно? Чтобы показать богатырскую
силу народа? Рационально ли это? Педагогическая деятельность
учителя музыки была направлена только на изучение вокального
репертуара, посвященного тем или иным значительным датам:
7 ноября, Новый год, 23 февраля, 8 марта и т.д.
Знакомство с музыкой сводилось почти исключительно к репертуару,
разученному в классе, неизбежно ограниченному сравнительно
небольшими исполнительскими возможностями учащихся.
Мне кажется, главное, к чему должен стремиться учитель,
это вызвать у учеников ясное понимание и ощущение того,
что музыка не простое развлечение и не добавление к жизни,
которым можно пользоваться или не пользоваться по своему
усмотрению, а важная часть самой жизни в целом и жизни каждого
отдельного человека.
Деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы
музыка вошла в мир детей как часть духовной культуры, где
понятие художественного образа целостно, ибо целостно восприятие
ребенком окружающего мира.
Все эти задачи успешно решает программа Д.Б. Кабалевского,
основополагающая мысль которой выражена в словах "формирование
музыкальной культуры как части всей духовной культуры".
В прочтении этой мысли может возникнуть вопрос, где поставить
акцент, смысловое ударение?
На мой взгляд, долгое время музыку как вид искусства и школьный
предмет рассматривали как малозначимую часть детской жизни.
А если вдуматься в смысл этой фразы и сделать акцент на
словах "духовная культура"? Коренным образом меняется смысл
этого ключевого тезиса программы и всей концепции. С Кабалевским
можно и должно соглашаться, ибо его идея погружения ребенка
в мир музыки проста и гениальна.
Музыка должна войти в мир школьника как часть духовной культуры
человечества, соединенная тысячами нитей с литературой,
изобразительным искусством, где понятие художественного
образа целостно, ибо целостно восприятие ребенком окружающего
мира, в котором все одушевленно и имеет свой язык, обращенный
к чувствам, разуму, душе и сердцу человека.
Интеграционный подход к решению проблемы формирования и
развития художественно-творческих способностей дает несомненные
преимущества в становлении духовно-эстетического, творческого
потенциала личности в условиях современной социокультурной
среды.
Во-первых, потому что интеграционность в изучении основ
искусства для детей младшего и среднего школьного возраста
органична и естественна, что подтверждает практика.
Во-вторых, интерес представляет возможность разработки педагогической
системы формирования творческих способностей учащихся в
условиях взаимодействия музыки, литературы, живописи.
Категория музыкальности выделяется как универсальная в контексте
синтеза искусств и осознается как творческое явление, связанное
с многоуровневой природой самой музыки, как особого рода
духовная способность, неразрывно связанная с музыкальной
и в целом художественной культурой. Этим объясняется многозначность
музыки как интегрирующей единицы. Отсюда и разноплановые
уровни осмысления категории "интеграция":
- Интеграция как психологический механизм "перетекания"
одного компонента в другой: переживание (эмоция) -
понимание (знание) - приятие (отношение) - наслаждение
(эстетические чувства);
- Интеграция в области образно-смысловой, интонационной,
языковой и, как следствие, более глубокое проникновение
в природу искусства, познание его законов, сути, глубинной
общности всех искусств;
- Когда одно и то же художественное явление (независимо
от вида искусства) рассматривается многогранно, с
различных сторон и объединяет различные виды художественно-творческой
деятельности;
- Проблемная ситуация урока музыки завязывается на
материале "немузыкальном", но образно и интонационно
созвучном его идее, теме, эмоциональному наполнению.
Именно такой подход к интеграции позволяет
решать проблему развития творческих способностей через вовлечение
ребенка не только в воспринимающую, но и репродуктивно-творческую
деятельность.
Музыкальный материал, звучащий на уроке, должен быть всегда
законченным по форме: это фраза, предложение, период, часть,
так как дети во время восприятия музыки должны ощущать процесс
формирования музыкальной мысли, начиная с простейших ее
элементов. Только при таком подходе можно надеяться на развитие
учеников чувства формы, осознания содержания музыки.
Желательно при изучении монографических тем или освоении
художественных исторических стилей создать на уроке определенную
интонационную атмосферу той или иной эпохи, страны, так
как основную интонацию урока в этом случае подчеркивают
умело подобранные контрасты музыкального материала. Постижение
крупных музыкальных произведений, особенно инструментальных,
процесс сколь увлекательный, столь и трудный, требующий
высокой культуры слухового понимания. Только вслушиваясь
в каждый звук, сравнивания каждый миг звучания с предыдущим
и последующим, можно понять содержание "музыкальной истории".
Из этого следует, что освоение крупных музыкальных произведений
школьниками требует более глубокого проникновения в музыкальную
ткань, чем в песенных формах, равнозначного внимания на
всем протяжении развития музыкальной мысли.
Вот почему смысл урока музыки не только в овладении культурой,
а точнее искусством восприятия и анализа музыкального произведения,
а в пробуждении в детях эстетических и нравственных чувств,
рожденных художественным творением, в "слышании" и "видении"
образов и понимании их жизненной основы, в развитии постоянной
потребности общения с искусством в повседневной жизни.
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
.
|