|
Алексеева Наталья Владимировна
учитель музыки МОУ "СОШ № 131"
ул. Черняховского, 72
тел.
72-23-85
|
Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различны.
Но среди всех мотивов самым действенным является интерес
к предмету. Еще К.Д. Ушинский писал: "…учение, лишенное
всякого интереса и взятое силою принуждения…, убивает в
ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет".
Побуждающим фактором к развитию интереса учащихся к предмету
музыки является постоянная связь событий, отображенных в
музыкальных произведениях, с историей, литературой, живописью.
На заре человеческой цивилизации, когда бубен шамана созывал
охотников на охоту, музыка , литература и живопись существовали
как единое целое - обряд. Позднее музыка выделилась и сформировалась
в самостоятельное искусство. Однако взаимопроникновение
этих искусств прослеживается и сейчас.
1185 год - пленение половцами русского князя Игоря - реальное
событие русской истории. Проходит время, археологи находят
уникальный бесценный экземпляр древнерусской литературы
- "Слово о полку Игореве", написанный предположительно в
1187 году. Конец 19 века, 1890 год, русский композитор А.П.Бородин
создает свою знаменитую оперу "Князь Игорь", в которой сцена
"Плач Ярославны" передает горе, страдание женщин, томительное
ожидание из похода своих мужей.
Яркая музыка оперы побуждает ребенка больше узнать о событиях
того времени, обращая его к литературному произведению,
историческим справкам, к произведениям живописи.
Теперь обратимся к строкам А.С.Пушкина: "Мой дядя самых
честных правил…". Первый русский романс в стихах, который
благодаря музыке П.И. Чайковского, "зазвучал" намного ярче,
образнее. Звуки скрипки, флейты раскрыли нежную душу Татьяны,
ее любовь к Онегину, оживили девичий трепет и нежность души
главной героини. "Я к Вам пишу, чего же более…" звучит музыкальная
тема любви Татьяны.
Кроме того, и в романе, и в опере показан быт русского дворянства,
крестьянства. Встречаются элементы фольклора.
А ведь если бы не было романа в стихах, возможно, оперу
мы и не услышали. Именно это литературное произведение послужило
источником вдохновения великого русского композитора П.И.
Чайковского.
М.П. Мусоргский в 1873 году был приглашен на посмертную
выставку художника В.А.Гартмана. Побывав на ней, композитор
создает через год цикл музыкальных произведений, в котором
каждая пьеса имеет то же название, что и картина: "Гном",
"Старый замок", "Тюильрийский сад", "Два еврея: богатый
и бедный". Благодаря таланту композитора, созданным им ярким
интонациям, фантазия слушателя раздвигает рамки картин Гартмана.
Эта связь искусств помогает учащимся воспринять целостно
время эпохи и усиливает интерес ребенка не только к литературе,
живописи, истории, но и к музыке.
.