|
Рауш Альбина Викторовна,
учитель
музыки МОУ " Пермская Кадетская школа № 1"
ул.
Гашкова, 5
|
Что музыка - интегрированный предмет, известно давно. Но
существует ли предел интеграции предметов?
О взаимосвязи литературы и музыки написано и сказано очень
много; порой музыка вдохновляла поэтов, а порой литературные
произведения рождали у композиторов интересные музыкальные
идеи. Эту мысль можно смело осуществлять на своих уроках.
Можно вспомнить к любым строкам поэтического произведения,
которое ребята проходят на уроке литературы, музыку. А потом
спросить, почему же они выбрали именно это музыкальное сопровождение?
Или же наоборот, дать прослушать какое-либо музыкальное
произведение, а потом попросить подобрать к нему известные
им стихи. Интерес у ребят огромный, т.к. в это мгновение
ребята становятся творцами.
Неплохо использовать на уроках репродукции художественных
полотен. Глядя на картину, учащиеся напевают то музыкальное
произведение, которое по их усмотрению отражает суть картины,
ее настроение, ритм. Порой музыку прошу нарисовать самим
в своих альбомах. Игру можно называть "Сочиняю музыку с
художественных картин".
Кроме литературы и рисования, можно интегрировать музыку
с другими предметами. Например, изучая тему "Рок" (в СССР
и на Западе), можно включить в урок сообщение учителя экономики,
которая расскажет о рыночной и командной экономических системах.
Учащиеся откроют для себя, что черты разных систем отражены
и в музыке: полнейшая раскованность Принца (США), статичность
поведения на сцене ансамбля "Верасы" (СССР).
Учитывая специфику учебного заведения, где ребята получают
знания автодела, целесообразно привести примеры влияния,звучащей
в автомобиле музыки на действия водителя: она влияет на
стиль вождения. Если звучит Поль Мориа или что-нибудь из
Вивальди, сидящий за рулем управляет машиной размеренно
и логично. Если же зазвучит кассета с песнями Элвиса Пресли,
то через пять минут водитель станет позже переключать передачи,
доводя работу мотор до более высоких оборотов. Чуть рискованнее
станут обгоны. Что ни говори, ритм - великая вещь. Он может
незаметно захватить власть над человеком. Это процесс на
уровне подсознания, его трудно контролировать.
Музыка дает своего рода наркотическое опьянение, объяснить
которое можно, опираясь на физику. Учитывая то, что в классе
обучаются одни мальчики, связь музыки и физики вызывает
живой интерес.
Знакомясь с музыкальными инструментами, узнаем не только
их названия, не только знакомимся с их устройством, но и
пробуем понять принцип звукоизвлечения. Пытаемся объяснить,
почему звучание у каждого из них разное? Почему они именно
так, а не иначе расположены в оркестре? Это все - физика.
Еще И.С.Бах своими научными музыкальными изысканиями показал,
что музыка - это та же математика. Некоторый материал уроков
музыки можно связывать с математическими понятиями. Например,
знакомясь с формой рондо, соединяем музыкальные знания с
математическими - круг("рондо" в переводе с французского
означает "круг").
Даже на этих примерах можно убедиться, что интеграция музыки
с другими школьными предметами безгранична.
.