|
Максаева
Наталья Васильевна,
учитель
физики и экономики,
заместитель директора по УВР МОУ "Средняя общеобразовательная
школа N 5 г. Перми"
ул.
Борцов Революции, 151
maksaewa@e-mail.ru
|
До сравнительно недавнего времени акустика стояла в стороне
от магистральных направлений физики нашего века.
Акустика, которая развивалась в русле старых, традиционных
представлений ньютоновской классической физики, не могла
похвастаться ни радикальным изменением человеческих представлений
о мире, ни впечатляющими открытиями в технике. А между тем
акустика все больше захватывает пространство и в науке,
и в технике, и в быту. Как-то незаметно в повседневную жизнь
человека вошли и стали необходимыми звуковое кино, грампластинки,
магнитофоны, электронные музыкальные инструменты.
С развития музыкальных инструментов лучше всего и начать
первый урок по разделу акустики для развития мотивации у
школьников к данной теме.
Сначала появились традиционные музыкальные инструменты,
которые являются костяком симфонического оркестра.
Разные группы инструментов различаются механизмом, каким
в них создается звук: возбуждения колебания струны (струнные
музыкальные инструменты); воздушного столба (ударные музыкальные
инструменты); мембран (ударные музыкальные инструменты).
Излучение звука достаточно большой интенсивности роялем,
скрипкой, гитарой, арфой и т.д. происходит только потому,
что струны в точках их закрепления передают свои колебания
корпусу инструмента и находящемуся в нем воздуху, т.е. корпус
музыкальных инструментов играет роль своеобразного резонансного
ящика.
Удивителен факт, что все инструменты могут звучать в одном
оркестре, не противореча друг другу. Это зависит, прежде
всего, от расположения музыкантов в оркестре, а также от
числа исполнителей на тех или иных музыкальных инструментах.
Всего можно различить немногим более двадцати типов последних.
Состав симфонического оркестра складывался веками. Разнообразие
его звучания удовлетворяло и композиторов, и слушателей.
Но жизнь не стоит на месте: меняется время, меняется музыка.
И для новой музыки требуются другие музыкальные инструменты,
так как потребовалась новая музыкальная выразительность,
на которую симфонический оркестр оказался неспособным. Тогда
стали рождаться новые, электрические музыкальные инструменты,
звучание которых отличалось от симфонических. Например,
электрогитара. Она представляет собой сочетание звукопроизводящего
устройства и электронного усилителя. Звук ее имеет мало
общего со звуком обыкновенной гитары, т.к. в процессе усиления
звука возникают искажения. Дело в том, что характеристики
усилителя имеют очень мало общего со свойствами резонатора
(корпуса) гитары. Звук электрогитары своеобразен, но менее
выразителен, чем звук обыкновенной гитары, но электрогитара
обладает рядом преимуществ перед последней: расширенные
исполнительские возможности, получение новых тембров.
В принципе все электронные музыкальные инструменты имеют
ряд преимуществ перед традиционными. Часто наблюдается сочетание
в одном инструменте нескольких голосов различных музыкальных
инструментов.
Интересны электромузыкальные инструменты и в отношении возможности
автоматического создания музыки с помощью специальных электронных
вычислительных машин, в частности компьютеров, что дает
возможности самому школьнику побывать в роли композитора.
Сравнивать инструменты симфонического оркестра и электронного
ансамбля невозможно: это просто другая музыка, другой музыкальный
мир, ставящий перед собой совсем другие задачи и рассчитанный
на другую аудиторию.
Данная информация увлекает сегодняшних школьников еще больше,
если на уроке звучит музыка различных времен и эпох.
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
.