ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  

"Проблемы психологического обеспечения развития классов РО"

Гимназия №3 г. Перми

Программа Совета 

 Модератор Классен Ольга Владимировна, учитель информатики гимназии №3 г. Перми gcon3@pstu.ac.ru

Руководитель Корчагина Ольга Игоревна, психолог гимназии №3 г. Перми gcon3@pstu.ac.ru

Корчагина О.И., Новикова Т.В., Ольшанская А.В.

Опыт интеграции двух структур образовательного пространства по созданию условий социальной субъектности учащихся.

Подростковый возраст (11-14, 15 лет) - самый трудный в личностном становлении. Подростку трудно вырваться из круга взрослых, социальный статус подростка остаётся детским: ученик занят учебной деятельностью, он находится на иждивении у родителей, самостоятельность его ограничена. Основное противоречие подросткового возраста заключается в необходимости освоения чувства взрослости, взрослого статуса самоопределения и отсутствие взрослой практической деятельности и ответственности.
Подростковый возраст - это период поиска себя, своих возможностей, период самоопределения и самореализации. Подростку интересно всё, что помогает открыть себя.
Очень важно создать условия в гимназии, которые способствовали подростку прожить данный возраст, освоить социум и открыть себя.
За последние два - три года накоплен опыт взаимодействия двух гимназических структур (воспитательной команды и психологической службы) по работе с подростками. В основе деятельности лежит общегимназическое дело, объединяющее трёх субъектов образовательного пространства (учащихся, родителей, педагогов) - творческие сборы. Опыт проведения сборов уже был описан, также отдельно публиковался опыт работы психологической службы с подростками (смотрите материалы городских конференций РО). В данной статье авторы ставят своей задачей описать совместный опыт по организации и проведению творческих сборов 2002 "Диалог культур", которые стали настоящим совместным проектом учителей, ребят, родителей, общественного объединения "Мемориал".
Творческие сборы и подготовка к ним - это и есть социальное творчество, переплетённое многообразием форм деятельности, позволяющее подростку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности.
Самоопределившись стать командиром на отряде - подросток делает выбор за которым следует мера ответственности за данный выбор. Подросток попадает в поле соавторов, где рождается идея сборов, определяется замысел и реализуется огромный подготовительный этап и кульминация - сами сборы, порождающие новые социальные инициативы подростков. Помимо общего замысла подростки самоопределяются по малым инициативным группам, разрабатывающим конкретное дело во время сборов (линейка открытия, вечер знакомств, "Весело о главном"). Всё это свидетельствует о становлении социальной субъектности учащихся, т.к. они сами замысливают дело, сами проводят и рефлексируют (волонтёрский десант на социальных объектах в микрорайоне традиционно подростки организуют сами: сами предлагают, сами находят при помощи родителей объект для работы, сами проводят с ребятами из отрядов и рефлексируют или представляют творческий отчёт для других участников сборов).
Вступая во взаимодействие с друг другом, младшими детьми и взрослыми ребята встречаются с огромным количеством психологических проблем: как выстроить конструктивное взаимодействие, как выйти из конфликта, как сохранить собственную индивидуальность в коллективе, как избежать психологического давления, как договориться. По мимо данных проблем подростками осознаётся необходимость освоения и более глубоких психологических знаний без которых не возможно работать на отряде. Как построить работу с младшими детьми, со своими сверстниками? Как развить в себе качества лидера? Ища ответы на данные вопросы подростки основательно изучают возрастную психологию, конфликтологию, социальную психологию и на данных теоретических основах строят своё взаимодействие в отрядах и целенаправленно развивают себя. Общение, как ведущая деятельность подросткового возраста становится не стихийным явлением, а управляемым и регулируемым процессом самими подростками.
В этом учебном году комиссаром сборов Ольшанской Анной написан реферат "Проблемы социализации учащихся подросткового и юношеского возраста в условиях гимназии №3", целями которого было: разобраться с психологическими особенностями возрастов, понять "что есть социализация" и создать методическое пособие для лидеров на отряде. Созданное Анной методическое пособие стало для её сверстников опорой в подготовке и проведении сборов.
В созданное методическое пособие вошли:
-Советы организаторам, работающим с подростками;
-Схема организации КТД (Коллективно Творческого Дела);
-Как организовать работу отряда;
-Стили работы лидеров на отрядах;
-Образное описание стадий развития коллектива;
-Методика организации встречи "Знакомства";
-Методика организации вечернего рефлексивного дела "Огонёк";
-Тест на определение психологических свойств, препятствующих лидерству.
Важной частью совместной деятельности в работе с подростками считаем создание условий для открытия и освоения ими конструктивных способов взаимодействия друг с другом и собой. Очень сложно кому-либо войти в обособленный мир подростков, почти невозможно прямое воздействие в процесс миропонимания тинэйджеров, их внутренний поиск закрыт от постороннего глаза. Как помочь? Поиск ответа на данный вопрос и стал основой для активного взаимодействия двух структур образовательного пространства. Уроки психологии, курсы, консультирование оторваны от реальной жизни подростка и существуют параллельно, лишь изредка соприкасаясь друг с другом, так как преподавание курса психологии начинается лишь с 10 класса. Изучение психологии как науки создаёт поле для более глубокого взаимодействия и являются частью образовательной среды, в которой живёт и действует юноша, а подросток лишён психологического просвещения.
Одним из выходов из создавшейся ситуации считаем вхождение психолога в процесс подготовки и проведения сборов, где у подростков возникает потребность в освоении психологических знаний, направленных на решение возникающих коммуникативных и личностных задач (Как нам построить свои отношения во время работы на отряде? - задают вопрос лидеры, приходя на консультацию перед сборами. Как снять страх у ребёнка, который боится выступать на сцене, но этого очень хочет? И т.д.). Все ситуации моделируются, идёт совместный поиск решения, находится оптимальный выход для каждого участника встреч.
Для лучшего понимания и открытия себя проводится с прошлого года серия игровых тренингов: "Полёт на воздушном шаре", "Остров обитаемый в океане есть", "Голос чужой планеты". В тренингах принимают участие все желающие, в том числе и взрослые (педагоги, родители).
В традиции делать видеозапись проводимых отрядных дел и создание на их основе методического пособия для следующих поколений лидеров. Анализ видеозаписи помогает лучше осознать свою роль и "отточить" сои "профессиональные" навыки в работе с отрядом, стимулирует развитие, помогает самоопределению.
Таким образом, подкрепляя психологическими основами педагогически регулируемое воздействие, под которым понимается :
-Проектирование социальных отношений (совет командиров (СК), Парламент гимназии, планёрка лидеров, интеллектуальный клуб, проектная деятельность);
-Социальное взаимодействие (ежегодные Творческие сборы, сборы в интернате №1 (ноябрь 2001), сборы в Верещагино (июнь - июль 200-, 2001), фестиваль в Мотовилихе Новое поколение Next (ноябрь 2000), участие в областных, городских, районных интеллектуальных играх),
-Стимулирование социальной деятельности (гранды, ситуация общения, изменение статуса в классе, в школе, новые знакомые, друзья, путешествия, победы в конкурсах на уровне гимназии, района, города, области);
-Социальная защита (освоение способов конструктивного взаимодействия, умение защищать свои права потребителя, умение выстраивать взаимодействие на основе уважения прав и свобод личности и умение защитить свои права),
создаются условия для развития социальной компетентности подростков и повышения профессиональной компетентности педагогов. Вместе педагоги и подростки становятся реальными субъектами социального творчества, создавая и творя новую социальную реальность, обретают и развивают себя.



написать модератору
библиотека совета
участники совета







  КОММЕНТАРИИ

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

МАТЕРИАЛЫ СЕКЦИИ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ
Пермская гильдия добросовестных предприятий




Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 

 

SpyLOG

  РОССИЙСКИЕ   ФОРУМЫ

Министерство образования РФ
Обучение.ру - Образовательный портал
Фонд поддержки российского учительства
Архив педсоветов 2000-2001
Педсовет в Красноярске
Интернет форум в Омске
Тольятти приглашает на свой педсовет

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru