Подростковый возраст (11-14, 15 лет) - самый
трудный в личностном становлении. Подростку трудно вырваться из
круга взрослых, социальный статус подростка остаётся детским:
ученик занят учебной деятельностью, он находится на иждивении
у родителей, самостоятельность его ограничена. Основное противоречие
подросткового возраста заключается в необходимости освоения чувства
взрослости, взрослого статуса самоопределения и отсутствие взрослой
практической деятельности и ответственности.
Подростковый возраст - это период поиска себя, своих возможностей,
период самоопределения и самореализации. Подростку интересно всё,
что помогает открыть себя.
Очень важно создать условия в гимназии, которые способствовали
подростку прожить данный возраст, освоить социум и открыть себя.
За последние два - три года накоплен опыт взаимодействия двух
гимназических структур (воспитательной команды и психологической
службы) по работе с подростками. В основе деятельности лежит общегимназическое
дело, объединяющее трёх субъектов образовательного пространства
(учащихся, родителей, педагогов) - творческие сборы. Опыт проведения
сборов уже был описан, также отдельно публиковался опыт работы
психологической службы с подростками (смотрите материалы городских
конференций РО). В данной статье авторы ставят своей задачей описать
совместный опыт по организации и проведению творческих сборов
2002 "Диалог культур", которые стали настоящим совместным
проектом учителей, ребят, родителей, общественного объединения
"Мемориал".
Творческие сборы и подготовка к ним - это и есть социальное творчество,
переплетённое многообразием форм деятельности, позволяющее подростку
осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы
и способности.
Самоопределившись стать командиром на отряде - подросток делает
выбор за которым следует мера ответственности за данный выбор.
Подросток попадает в поле соавторов, где рождается идея сборов,
определяется замысел и реализуется огромный подготовительный этап
и кульминация - сами сборы, порождающие новые социальные инициативы
подростков. Помимо общего замысла подростки самоопределяются по
малым инициативным группам, разрабатывающим конкретное дело во
время сборов (линейка открытия, вечер знакомств, "Весело
о главном"). Всё это свидетельствует о становлении социальной
субъектности учащихся, т.к. они сами замысливают дело, сами проводят
и рефлексируют (волонтёрский десант на социальных объектах в микрорайоне
традиционно подростки организуют сами: сами предлагают, сами находят
при помощи родителей объект для работы, сами проводят с ребятами
из отрядов и рефлексируют или представляют творческий отчёт для
других участников сборов).
Вступая во взаимодействие с друг другом, младшими детьми и взрослыми
ребята встречаются с огромным количеством психологических проблем:
как выстроить конструктивное взаимодействие, как выйти из конфликта,
как сохранить собственную индивидуальность в коллективе, как избежать
психологического давления, как договориться. По мимо данных проблем
подростками осознаётся необходимость освоения и более глубоких
психологических знаний без которых не возможно работать на отряде.
Как построить работу с младшими детьми, со своими сверстниками?
Как развить в себе качества лидера? Ища ответы на данные вопросы
подростки основательно изучают возрастную психологию, конфликтологию,
социальную психологию и на данных теоретических основах строят
своё взаимодействие в отрядах и целенаправленно развивают себя.
Общение, как ведущая деятельность подросткового возраста становится
не стихийным явлением, а управляемым и регулируемым процессом
самими подростками.
В этом учебном году комиссаром сборов Ольшанской Анной написан
реферат "Проблемы социализации учащихся подросткового и юношеского
возраста в условиях гимназии №3", целями которого было: разобраться
с психологическими особенностями возрастов, понять "что есть
социализация" и создать методическое пособие для лидеров
на отряде. Созданное Анной методическое пособие стало для её сверстников
опорой в подготовке и проведении сборов.
В созданное методическое пособие вошли:
-Советы организаторам, работающим с подростками;
-Схема организации КТД (Коллективно Творческого Дела);
-Как организовать работу отряда;
-Стили работы лидеров на отрядах;
-Образное описание стадий развития коллектива;
-Методика организации встречи "Знакомства";
-Методика организации вечернего рефлексивного дела "Огонёк";
-Тест на определение психологических свойств, препятствующих лидерству.
Важной частью совместной деятельности в работе с подростками считаем
создание условий для открытия и освоения ими конструктивных способов
взаимодействия друг с другом и собой. Очень сложно кому-либо войти
в обособленный мир подростков, почти невозможно прямое воздействие
в процесс миропонимания тинэйджеров, их внутренний поиск закрыт
от постороннего глаза. Как помочь? Поиск ответа на данный вопрос
и стал основой для активного взаимодействия двух структур образовательного
пространства. Уроки психологии, курсы, консультирование оторваны
от реальной жизни подростка и существуют параллельно, лишь изредка
соприкасаясь друг с другом, так как преподавание курса психологии
начинается лишь с 10 класса. Изучение психологии как науки создаёт
поле для более глубокого взаимодействия и являются частью образовательной
среды, в которой живёт и действует юноша, а подросток лишён психологического
просвещения.
Одним из выходов из создавшейся ситуации считаем вхождение психолога
в процесс подготовки и проведения сборов, где у подростков возникает
потребность в освоении психологических знаний, направленных на
решение возникающих коммуникативных и личностных задач (Как нам
построить свои отношения во время работы на отряде? - задают вопрос
лидеры, приходя на консультацию перед сборами. Как снять страх
у ребёнка, который боится выступать на сцене, но этого очень хочет?
И т.д.). Все ситуации моделируются, идёт совместный поиск решения,
находится оптимальный выход для каждого участника встреч.
Для лучшего понимания и открытия себя проводится с прошлого года
серия игровых тренингов: "Полёт на воздушном шаре",
"Остров обитаемый в океане есть", "Голос чужой
планеты". В тренингах принимают участие все желающие, в том
числе и взрослые (педагоги, родители).
В традиции делать видеозапись проводимых отрядных дел и создание
на их основе методического пособия для следующих поколений лидеров.
Анализ видеозаписи помогает лучше осознать свою роль и "отточить"
сои "профессиональные" навыки в работе с отрядом, стимулирует
развитие, помогает самоопределению.
Таким образом, подкрепляя психологическими основами педагогически
регулируемое воздействие, под которым понимается :
-Проектирование социальных отношений (совет командиров (СК), Парламент
гимназии, планёрка лидеров, интеллектуальный клуб, проектная деятельность);
-Социальное взаимодействие (ежегодные Творческие сборы, сборы
в интернате №1 (ноябрь 2001), сборы в Верещагино (июнь - июль
200-, 2001), фестиваль в Мотовилихе Новое поколение Next (ноябрь
2000), участие в областных, городских, районных интеллектуальных
играх),
-Стимулирование социальной деятельности (гранды, ситуация общения,
изменение статуса в классе, в школе, новые знакомые, друзья, путешествия,
победы в конкурсах на уровне гимназии, района, города, области);
-Социальная защита (освоение способов конструктивного взаимодействия,
умение защищать свои права потребителя, умение выстраивать взаимодействие
на основе уважения прав и свобод личности и умение защитить свои
права),
создаются условия для развития социальной компетентности подростков
и повышения профессиональной компетентности педагогов. Вместе
педагоги и подростки становятся реальными субъектами социального
творчества, создавая и творя новую социальную реальность, обретают
и развивают себя.