Концепция информатизации городской системы образования до 2005 г.

“Создание системы управления знаниями

Стратегия проведения информатизации на современном этапе сводится к созданию системы управление знаниями, которая включает в себя следующие направления работ:

  1. построение единого информационного пространства городской системы образования;
  2. отработка механизмов информационно-аналитической работы в образовательных учреждениях (ОУ) г. Перми;
  3. информатизация мониторинга качества образовательных услуг;
  4. методическое сопровождение внедрения НИТ в учебный процесс и сопровождение образовательных технологий, ориентированных на развитие у учащихся навыков самообучения (сетевые олимпиады, телекоммуникационные проекты, дистанционное обучение, развивающее обучение Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова и т.п.).

 

 

Создание системы управления знаниями

 

 

 

Построение единого информационного пространства

 

Отработка механизмов информационно-аналитической работы

 

Информатизация мониторинга качества образовательных услуг

 

Внедрение НИТ в учебный процесс и поддержка технологий самообучения

Управление знаниями, в основе своей, - это область, где интеллектуальный “капитал” ОУ (знания сотрудников, педагогов и учащихся, ресурсы их вычислительной техники, в том числе домашней, инновационные методики и проекты, новаторские программы и курсы, накопленные информационные фонды и т.д.) рассматривается как управляемый актив. Главными средствами реализации этой концепции в сфере образования на практике являются организаторская энергия отвечающих за информатизацию ОУ работников, организация процесса обучения с использованием новых информационных технологий (НИТ) и совершенствование существующих в ОУ информационных технологий. Тесно взаимодействуя между собой, эти три направления упрощают и обогащают учебно-воспитательный процесс, сбор информации и данных, накопление знаний, обмен и использование их. Они также обеспечивают оперативную доставку, предоставление накопленной информации и данных отдельным сотрудникам, педагогам, учащимся и учебным группам (т.е. пользователям информационных систем), вовлеченным в решение конкретных задач образования. Нет никакого сомнения в том, что в XXI веке индивидуальные пользователи информационных систем, которых все чаще называют “создателями знаний”, станут самым ценным ресурсом любого ОУ. Главная цель управления знаниями состоит в доведении интеллектуального достояния учреждения до тех сотрудников и педагогов, которые непосредственно отвечают за качество образовательных услуг, определяя тем самым успех или неудачу своего ОУ.

Новая стратегия информатизации не предполагает увеличения штата учреждений. Система управления знаниями это часть образовательной системы, состоящая из тех же людей (сотрудников, преподавателей, учащихся), оборудования, каналов связи, программного обеспечения и т.д. Но эта система “запрограммирована” так, что сама автоматически перестраивает свою работу при появлении новых технологий или изменении внешних условий, выбирая оптимальный режим своего функционирования.

Управление знаниями не ограничивается созданием центральной базы данных, где будет храниться вся информация, накопленная сотрудниками ОУ и заложенная в используемые ими информационные системы. Напротив, управление знаниями предполагает всесторонний охват самых разнообразных источников - от бумажных библиотечных фондов и Web-сайтов до информационных фондов партнеров данного ОУ. Оно включает также и культивацию знаний учащихся, наполнение их содержанием и обогащение их в процессе совместной работы учителя и ученика. Управление знаниями вовсе не нацелено на превращение “создателей знаний” в легко заменяемые элементы корпоративной информационной системы. По сути своей реализация этой концепции должна дать новый импульс тому, что называют “мыслительным трудом” всех участников образовательного процесса. Управление знаниями призвано обеспечить единение технологии с высокой культурой работников ОУ, учащихся и процессом их обучения, стать универсальным средством обработки поступающей информации и опыта работы сотрудников ОУ, инструментом его широкого распространения. В конце концов, управление знаниями должно превратиться в основную движущую силу развития ОУ, роста его специалистов и учеников.

 

Необходимость управления знаниями

На практике концепция управления знаниями в ОУ начала реализовываться совсем недавно, но этот процесс сразу же получил бурное развитие. Оказалось, что претворение новой идеи в жизнь повышает деловой престиж учреждения, т.к. помогает быстро осваивать самые передовые технологии и обеспечивает адаптацию работников ОУ к постоянно меняющимся условиям образовательного пространства. Существует целый ряд важнейших аспектов, которые стимулируют применение данной концепции для управления материальными и интеллектуальными ресурсами ОУ на системной основе.

Во-первых, в последнее время увеличилась скорость развития средств вычислительной техники (ВТ), за которой все трудней угнаться ОУ. И в то же время появилось множество различных видов носителей информации (от бумажных носителей, видео и аудио записей до CD и DVD-дисков), что стимулирует концентрацию этих ресурсов на “островах информатизации”, которые способны угнаться за техническим прогрессом. Стали очевидны и широчайшие перспективы дистанционного обучения, которое позволяет обеспечить доступ к этим ресурсам. Системы дистанционного обучения и самообучения находят все более широкое применение, а в ведущих учебных заведениях нашей страны и мира стали скорее правилом, чем исключением (например, отсутствие в ВУЗе Интернет-класса со свободным доступом студентам для поиска интересующей их информации является подрывающим престиж фактором). Сегодня в учебных заведениях с мировой известностью считают, что управление знаниями и процессами совершенствования их производства являются наиболее важными из новых факторов, обеспечивающих успех в конкурентной борьбе и удовлетворение образовательных запросов потребителя.

Во-вторых, за последние 10-20 лет отечественная образовательная система претерпела коренные изменения. Если ранее главным критерием оценки качества обучения повсеместно выступало количество приобретенных знаний, то сейчас на первый план выдвинулось умение самим учащимся приобретать новые нужные ему знания. Так, в последние годы в ОУ г. Перми среди новых образовательных технологий наиболее интенсивно осваивается система развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, которая развивает у школьников способность самостоятельно обучаться. 10 лет назад только считанные работники в учреждении умели работать с ВТ, сейчас это для всех становиться практически обязательным требованием. Такую тенденцию хорошо улавливают инвесторы образования: учебные заведения, которые смогли обеспечить соответствующий уровень работы на ПЭВМ для своих сотрудников и продемонстрировать быструю приспособляемость к изменчивым условиям ведения учебного процесса, становятся лидерами информатизации и получают статусы, гарантирующие более высокую зарплату (лицеи, гимназии, экспериментальные площадки и пр.). Сегодня будущее ОУ и ее деловая оценка как никогда раньше зависят от способности оперативно осваивать новые методы обучения, своевременно реагировать на новые веяния.

Третьим фактором стало появление работников ОУ, отвечающих за его информатизацию (заместители руководителя ОУ по информатизации, руководители информационных служб и т.п.). Эта плеяда работников способна отслеживать самые последние изменения в развитии ВТ и средств связи, повышать культуру их использования и обеспечивать оптимальные расходы при модернизации оргтехники. Сегодня темпы таких изменений возрастают еще больше и риск “неразумного” вложения денег увеличивается. Главным качеством руководителя ОУ становиться умелый расход ограниченных ресурсов (как денежных, материальных, так и людских) и способность оперативно оценивать перспективность новых ВТ-технологий благотворно сказывается на экономии ресурсов. Даже “бедные” ОУ могут быстро повысить уровень своей информатизации, используя “малые” вложения при наличии хорошо работающей информационной службы.

И, наконец, сам процесс технологического развития ОУ диктует необходимость управления знаниями. Возможности получения информации, знаний и данных уже намного превосходят человеческую способность усваивать и анализировать их. Следовательно, в выигрыше окажутся те учреждения, которые откроют своим служащим оперативный доступ к информации и опыту, необходимым для своевременного определения новых тенденций и возможностей управления. Такой подход позволит реагировать на изменчивую социальную ситуацию во много раз быстрее.

Управление знаниями помогает готовить служащих и учащихся ОУ к работе в условиях постоянно меняющихся демографических, отраслевых, экономических требований. Практическая реализация этой концепции позволяет оперативно обмениваться информацией и передовым опытом. А это крайне необходимо для четкого восприятия новых проблем, возникающих перед образованием, и для своевременной оценки открывающихся возможностей.

 

Основные принципы управления знаниями в образовании

Знания уходят своими корнями в три основные области, каждую из которых необходимо учитывать при разработке средств управления знаниями. Работник образования черпает знания из собственного опыта и опыта своих коллег, а также в ходе анализа учебно-управленческой информации, например, методической литературы или инструктивных писем руководства. Именно в результате синтеза этих трех элементов возникают новые знания и разрабатываются новые планы работ. Эффективность стратегии управления знаниями зависит от способности интеллектуальных систем управлять источниками, приведенными ниже, и совершенствовать их.

Учебно-управленческие данные обычно характеризуются как набор разрозненных фактов о событиях и ситуациях в сфере образования. Большинство ОУ накапливает огромные массивы таких данных (в бумажном или электронном виде) или реже в сильно структурированных базах данных, входящих, например, в специализированные системы планирования ресурсов ОУ (типа ИС “Школа”). Кроме этого, часть ОУ подписывается или подключено к внешним юридическим электронным (“Кодекс”, “Консультант+”) или бумажным (журнал “Директор школы”) базам данных, получая оттуда правовую и демографическую информацию, сравнительные статистические данные, различные сведения о системе образования РФ и мира. Результат использования перечисленных данных зависит, в первую очередь, от возможностей ОУ по их анализу, синтезу и последующему преобразованию в информацию и знания.

Образовательная информация - это продукт обработки опыта ОУ и идей, наполнения их конкретным содержанием. Информация, или осознанный опыт, обычно сохраняется в слабо структурированной форме, например, в документах, сообщениях электронной и голосовой почты, в мультимедийных данных. Главное достоинство применения информации в образовательных процессах состоит в возможности управления ее содержанием. Это позволяет упростить сбор, изучение и распространение накопленного опыта, а также избежать повторения ошибок и дублирования выполняемых действий.

Знания включают в себя личный опыт, идеи, понимание, оценки и суждения отдельной личности. Знания весьма динамичны и передаются только в процессе непосредственного сотрудничества и общения с их носителями. Таким образом, системы управления знаниями должны стимулировать обмен личным опытом, который традиционно определяет ценность конкретного работника или учащегося. Сегодня главным вкладом каждого сотрудника и ученика в успех ОУ является создание новых знаний путем сотрудничества со своими коллегами и товарищами, а также синтез уже накопленных данных и информации.

Программа развития системы образования г. Перми до 2005 г. рассматривает совокупность этих компонентов как фонд знаний, управление которым позволяет создавать динамичные образовательные системы, нацеленные на перспективу. И наоборот, ОУ не сможет поддерживать необходимые сегодня темпы развития, если не обеспечит качественного управления своими информационными ресурсами. В этом случае важная информация останется невостребованной, не будут усвоены полученные уроки отрицательного опыта, работа примет формы застоя, важные тенденции останутся незамеченными, сотрудники не смогут избавиться от дублирования выполняемых задач, а иногда им даже придется повторять уже однажды выполненную работу.

Элементы системы управления знаниями

В любом ОУ со временем накапливается уникальный фонд знаний, соответствующий ее индивидуальным образовательным проблемам. Следовательно, каждая система управления знаниями должна полностью отвечать конкретным требованиям именно того ОУ, для которого она создается. И далее мы опишем элементы, которые должны обязательно учитываться при создании средств управления знаниями для использования их в реальной обстановке.

При решении вопросов управления знаниями приходится обращать внимание на целый ряд аспектов, касающихся культуры обучения, учебных планов ОУ, применяемых учебных процессов и технологий. Поэтому очень важно дать работникам и учащимся стимул и снабдить их необходимым инструментарием для обмена опытом. Характер стимулирования и набор средств должен определяться в каждом конкретном случае и соответствовать задачам, стоящим перед ОУ. Создаваемая система управления знаниями должна быть нацелена на получение оптимальных результатов и полностью отвечать потребностям стратегического развития всей системы образования (ОУ, района, города, области). Чтобы достичь этого, необходимо сосредоточить свои усилия на следующих трех аспектах.

 

 

 

 

Стратегия деловой активности

образовательной системы

 
Стратегические задачи          

Процессы. Управление знаниями должно быть тесно связано с конкретными образовательными процессами.

   

Организация

 

 

 

 

Технология

 
Организационный динамизм. Следует устранять барьеры на пути совместного использования знаний и всячески поддерживать дух новаторства.          
Технология. Необходимо поддерживать обмен опытом между сотрудниками, предоставляя им для этого хорошо знакомый инструментарий.      

 

 

Процесс

   

 

Процессы

Приступая к практической реализации технологии управления знаниями, прежде всего, следует внимательно изучить сильные и слабые места образовательной системы, а также определить сферы ее деятельности, в которых управление знаниями даст наибольший эффект. Средства управления знаниями, предлагаемые в настоящее время, дают конкретные, поддающиеся оценке результаты в четырех важнейших областях деятельности любого ОУ:

 

Области применения технологий управления знаниями

1. Разработка и совершенствование образовательных услуг и проектов

При разработке методических материалов и новых образовательных услуг, способных в полной мере удовлетворять потребности учащихся и их родителей, особое значение приобретает сотрудничество между разно профильными специалистами.

Собирая информацию от подразделений и специалистов, занимающихся мониторингом качества образования, системы управления знаниями не просто помогают обмениваться данными и идеями - они позволяют накапливать передовой опыт создания и совершенствования предоставляемых образовательных услуг. А синтез идей и информации значительно ускоряет выполнение проектов и намного повышает эффективность труда. Подразделения и специалисты получают полное представление о ходе учебного процесса и выполнения проектов, благодаря чему удается избежать ненужного дублирования. Упрощается и решение проблем, возникающих на стыке зон ответственности разных специалистов и подразделений

Критерии оценки: время разработки учебных курсов и проектов, продолжительность цикла, снижение затрат на инновацию

Технологические направления: анализ, сотрудничество, отслеживание ситуации

2. Планирование развития системы образования

Работая в обстановке “постоянных изменений”, образовательной системе приходится все время пересматривать планы в каждой из областей своей деятельности - от приема учащихся до управления. Именно поэтому руководители ОУ полностью поддерживают идею совместного использования информации работниками самого разного уровня и их широкое вовлечение в процесс принятия решений. Управление знаниями открывает систематический доступ к образовательной и деловой информации, сведениям о других ОУ, демографическим данным по своей территории, т.е. ко всему тому, что так необходимо для подготовки хорошо обоснованных решений.

Критерии оценки: выявление новых тенденций, время реакции на кризисные явления, уровень осведомленности об образовательных системах и ОУ (в других районах, городах и регионах) полнота информации

Технологические направления: анализ, сотрудничество

3. Подбор, обучение и расстановка кадров

Самое ценное достояние любой образовательной системы – ее сотрудники. Эффективная система управления знаниями должна постоянно следить за квалификацией и компетентностью каждого работника, помогать в составлении служебных характеристик, производить подготовку служащих, снабжать их оперативной информацией о положении дел, управлять льготами, повышать уровень навыков и моральное состояние персонала. Динамическое изменение условий в социальной среде может захватить образовательную систему врасплох: окажется, что ее работники или учащиеся просто не готовы к работе в новых условиях. Поэтому системы управления знаниями должны отслеживать уровень подготовки персонала и своевременно выявлять проблемы. Кроме того, должны быть предусмотрены механизмы переподготовки служащих, позволяющие быстро получать новые знания и навыки. Если выясняется, что какой-либо сотрудник работает намного лучше других, то ему должны создаваться всевозможные условия для передачи передового опыта

Критерии оценки: уровень подготовки, охват сотрудников системой переподготовки, выравнивание уровня мастерства

Технологические направления: управление содержанием, сотрудничество, отслеживание ситуации

 

4. Работа с родителями и учащимися, реагирование на их проблемы

Залог длительного успеха любой образовательной системы лежит в удовлетворении запросов учащихся и их родителей. А для налаживания и развития благоприятных отношений с ними крайне важно постоянно следить за контактами с каждым из них, отмечая при этом возникающие проблемы, учитывая типовые задачи, прогнозируя будущие запросы. Высокоэффективные средства управления знаниями значительно упрощают этот процесс на всех его стадиях, от оптимизации сети информирования населения о своих образовательных услугах до организации гибкой системы поддержки своих выпускников

Критерии оценки: удовлетворение запросов учащихся и их родителей, учет их в новых курсах и проектах, отслеживание общей ситуации

Технологические направления: отслеживание ситуации, сотрудничество

 

Организационный динамизм

ОУ постоянно сталкиваются с психологическими барьерами, которые становятся главным препятствием на пути внедрения систем управления знаниями.

Передача опыта. На получение новых знаний обычно затрачивается много времени, и при этом зачастую преследуется индивидуальная цель - выделиться среди других сотрудников или учащихся. Совершенно естественно, что в результате люди приходят к выводу: “знание — сила”. А это усложняет отношения в коллективе, создает обстановку недоверия. Характерно, что ее возникновению могут способствовать руководители и учителя, которые выделяют наиболее знающих работников и учеников и всячески поощряют их.

Боязнь нововведений. Социальная сфера в нашей стране связана с постоянными изменениями (причины: нерегулярное финансирование ОУ, высокая текучесть кадров, постоянное обновление учебных программ и нормативно-правовых документов, переход на финансовую самостоятельность и т.д.), что требует перспективного мышления и оперативного реагирования. В то же время любые нововведения порой ассоциируются с риском, и работники образования испытывают неудержимую тягу к испытанным и хорошо освоенным методам работы. В результате возникает серьезная опасность того, что образовательная система окажется не в состоянии своевременно отреагировать на очередное изменение ситуации.

Для преодоления психологического барьера крайне важно создать в ОУ такую атмосферу, в которой высоко ценятся и вознаграждаются, прямо или косвенно, обмен опытом и освоение передовых технологий. Чувствуя себя одиноким, не имея стимула и не ощущая поддержки, человек просто не станет участвовать в процессе управления знаниями.

Косвенная поддержка. Руководство ОУ должно дать понять в простой и ясной форме, что для него крайне важно наладить обмен опытом и внедрение передовых технологий за счет развертывания системы управления знаниями. Чтобы создать соответствующие настроения среди сотрудников и учащихся, нужно финансировать и поддерживать такие проекты на самом высоком уровне, систематически стимулировать нововведения, сделать динамизм и обновление главными приоритетами.

Явная поддержка. Призывы к управлению знаниями, не подкрепленные гибкой системой поощрения, способны деморализовать даже самых ярых сторонников этой идеи. Руководство ОУ должно предложить разнообразные стимулы, рассчитанные как на отдельных сотрудников и учащихся, так и на целые подразделения и группы. Чтобы обеспечить явную поддержку системы управления знаниями, необходимо, прежде всего, выявить лидеров этого направления. Они помогут вызвать интерес к этой идее в самих подразделения и группах, повысить уровень персонального мастерства их членов, доказать необходимость интеграции с другими коллективами.

 

Технология

Технология является основным средством практической реализации концепции управления знаниями. Именно она создает основу в ОУ для автоматизации и централизации обмена знаниями и опытом, служит движущей силой процессов обновления производства. Однако при выборе технологических решений, на базе которых будет строиться система управления знаниями, следует учитывать ряд очень важных условий.

Во-первых, следует подбирать уже знакомое пользователям программное обеспечение, не заставляя их изучать новый инструментарий. Широкое применение уже развернутых средств в интегрированных системах и в инфраструктуре управления знаниями позволит сотрудникам активно использовать имеющиеся навыки и привычные программы. В конце концов, успех применения средств управления знаниями определяется тем, как будет применяться информация, накопленная в ОУ. Если сотрудники не захотят перестроить свою работу в соответствии с потребностями системы управления знаниями, положение не спасут даже колоссальные средства, затраченные на их переподготовку и обучение. Причина проста: у них не будет должного мотива для работы с этой системой.

Во-вторых, до каждого пользователя нужно доводить только ту часть информации, которая ему нужна, но делать это в полном объеме, охватив все источники. Побочным следствием ускоренного развития технологии стало то, что информацию и знания теперь приходится искать в самых разных местах (в книжной библиотеке, прессе, CD-дисках, Интернет и т.п.). Таким образом, платформа, на которой будет создаваться система управления знаниями, должна поддерживать не только саму эту систему, но и все многообразие существующих источников информации. И очень важно, чтобы такая поддержка была абсолютно прозрачной для пользователей, администраторов и разработчиков.

В-третьих, технологическая платформа должна учитывать высокую мобильность современных интеллектуальных работников и учащихся, следовательно, поддерживать самый широкий спектр устройств доступа, от сотовых телефонов до портативных компьютеров. Как бы ни совершенна была система синтеза и доставки тщательно отобранной информации, она окажется совершенно бесполезной, если придется принимать решение вне зоны ее досягаемости.

И, наконец, нельзя забывать о том, что в каждом ОУ накапливается уникальный фонд знаний, и возникают свойственные только ему проблемы, решить которые как раз и призвана система управления знаниями. Следовательно, платформа, включая ее внутреннюю инфраструктуру, приложения и средства партнеров, должна поддерживать самый широкий спектр возникающих задач.

Практическая реализация концепции управления знаниями требует хорошо сбалансированного подхода. Технология играет здесь двоякую роль - с одной стороны, она создает фундамент для работы с фондами знаний и служит связующим звеном между сотрудниками, работающими на расстоянии друг от друга. С другой стороны, отсутствие (даже на короткое время) внедренной технологии управления знаниями полностью парализует работу ОУ (как отсутствие, например, электричества или телефонной связи).

Реализуя концепцию управления знаниями на практике, ОУ нацеливается в будущее и значительно повышает свою способность адаптироваться к изменчивым внешним условиям. Результаты не заставят себя ждать: сократятся сроки разработки новых курсов, более обоснованными станут принимаемые решения, повысится уровень подготовки работников и учащихся, появится возможность предложить новые образовательные услуги, полнее удовлетворяющие запросы учеников и их родителей.