АДМИНИСТРАЦИИ г. ПЕРМИ
ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕо школьной информационной службе
(школьном медиацентре)
Утверждено
Приказом ГКОН №
529 от 10.09.98г. Пермь, 199
81. Общие положения
1.1. Школьная информационная служба (далее Служба) создается в целях удовлетворения потребностей школьного педагогического коллектива, учащихся, их родителей, а также населения микрорайона в оперативном предоставлении педагогической информации, сведений об учащихся, каталогов учебных информационных материалов, баз данных, нормативно-правовых документов, внедрения форм дистанционного обучения и новых информационных технологий (НИТ) в преподавание различных предметов, накопления и тиражирования различных фондов информационных материалов, наиболее полного использования возможностей корпоративных сетей образования всех уровней, глобальных сетей России и всего мира. Основными направлениями работы Службы для повышения оперативности доступа к информации, качества обучения и эффективности управления образовательным учреждением (ОУ) являются совершенствование механизма деятельности таких учреждений на базе внедрения вычислительной техники, сетевого оборудования, интеграции их с другими средствами медиаобразования, библиотечными фондами и средствами массовой информации (СМИ).
1.2. Служба является специализированным подразделением ОУ (средней школы, лицея, колледжа, учреждения дополнительного образования и иных ОУ, предоставляющих образовательные услуги для детей), реализующего свою комплексную программу развития. Служба принимает также посильное участие в реализации Программы развития городской системы образования до 2000 г., районной программы информатизации, государственных программ "Информатизация России", "Творческая одаренность" и т.д.; выполнении комплексных научно-технических программ, формирует и выполняет в установленном порядке собственные, утвержденные для ОУ научно-технические и образовательные программы, отчитываясь по этим видам деятельности.
1.3. Служба функционирует на основании Закона Российской Федерации “Об образовании”, нормативных документов Министерства образования РФ, Устава ОУ, инструктивно-методического письма “Об уточнении штатных расписаний образовательных учреждений г. Перми” № 2137 от 17.07.98 и настоящего Положения.
2. Организационная структура Службы
2.1. В состав Службы входят принадлежащие ей (или на паях с другими подразделениями ОУ) лаборатории и учебные кабинеты (в том числе, кабинеты ВТ и лингофонные кабинеты), автономные и объединенные в сеть компьютеры других служб и подразделений, медиатека, библиотечный фонд, радиоузел, аудиостудия, видеостудия или видеозал, пост электронной почты или подузел высокоскоростного доступа к Internet, оборудование локальной сети ОУ, минииздательский комплекс и (или) средства для тиражирования печатных материалов. Созданная материальная база и ее функциональное наполнение используется сотрудниками ОУ, педагогами, учащимися для решения поставленных задач перед учебным заведением, а также временными творческими коллективами (из сотрудников и учащихся) для выполнения хоздоговорных работ по предоставлению образовательных и информационных услуг на поступившие заявки от других учреждений, населения и частных лиц.
2.2. Организация структуры Службы обеспечивает ее деятельность в следующих взаимосвязанных направлениях:
а) организационное обеспечение проектов и программ;
б) методическое обеспечение деятельности ОУ;
в) техническое оснащение учебного заведения средствами ТСО и обслуживание средств ВТ;
г) повышение квалификации сотрудников ОУ;
д) программно-методическое обеспечение;
е) информационное обеспечение;
ж) функционирование поста электронной почты или подузла высокоскоростного доступа к Internet;
з) проведение мероприятий по информационной безопасности.
2.3. Служба взаимодействует на основе приказов, распоряжений, информационных писем и т.д. в вопросах, касающихся информатизации образования в указанных направлениях (а - з) с:
информационно-аналитическим отделом районного оРГАНА управления образованием (РОУО);
районным информационным центром (РИЦ)
при РОУО и его подузлом связи;Центром развития образования г. Перми (ЦРО);
Городским подузлом связи информационных сетей системы образования;
информационно-аналитическим отделом ГКОН;
Центром педагогической информации Пермской области,
а также на основании договоров и соглашений со следующими организациями:
Региональный ЦЕНТР информатизации при ПГТУ;
ИНТЕРНЕТ-ЦЕНТР при ПГУ;
ПЕРМСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ПРИПИТ);
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ г. ПЕРМИ (и их подразделения);
ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИИ (ЦИТО)
и с другими заинтересованными организациями на взаимовыгодных условиях.
Схема функционирования школьной информационной службы (медиацентра), развернутое содержание перечисленных направлений работы и основных задач (а - з), совместно решаемых с перечисленными организациями, приведены в Приложении 3.
3. Финансирование, материально-техническое обеспечение
3.1. Служба содержится за счет целевых бюджетных ассигнований, включаемых в базовое финансирование ОУ. Внештатные подразделения Службы (временные творческие коллективы) финансируются из внебюджетных источников.
3.2. Учреждение создает условия, необходимые для реализации целей, задач и программ Службы в соответствии со своим Уставом и настоящим Положением.
3.3. Штатное расписание Службы определяются в соответствии с инструктивно-методическим письмом “Об уточнении штатных расписаний образовательных учреждений г. Перми” № 2137 от 17.07.98 и данным Типовым Положением.
Положение о школьной информационной службе (школьном медиацентре) утверждается руководителем ОУ после инспектирования материальной базы Службы и ее наполнения и составления Акта о степени развития Службы. Инспектирование проводится информационно-аналитическим отделом ГКОН и специалистами ЦРО. На основании Акта составляется приказ ГКОН об открытии Службы в ОУ.);3.3.1. Школьная информационная служба относится к I ступени развития, если в ее структуру входит следующий минимальный набор оборудования с соответствующим наполнением:
а) компьютерный класс IBM-совместимых ПЭВМ с локальной сетью (Microsoft или Novell NetWare), объединяющей 11 рабочих мест, сетевой принтер, CD ROM с сетевым приводом, сканер. Все компьютеры должны содержать установленный пакет MS Office. Определены в форме приказа руководителя ОУ ответственные сотрудники и набор мероприятий по информационной безопасности;
б) оборудован функционирующий пост электронной почты, имеющий IBM-совместимый компьютер с модемом (приобретен E-mail адрес у одного из провайдеров в г. Перми) и городским телефоном с отдельным номером. В учреждении и районе должна быть отработана система для пересылки корреспонденции (приказов, распоряжений и других файлов) между ОУ и РОУО, ЦРО, ГКОН;
в) имеющийся компьютерный класс должен использоваться в учебном процессе для ведения занятий по нескольким предметам (не только для информатики) или для работы нескольких кружков. Для этих занятий на сервере локальной сети должны быть размещены программные комплексы, учебные базы данных, наличие в медиатеке не менее 20 CD-дисков с образовательным содержанием;
г) видеостудия с двумя телевизорами и с двумя видеомагнитофонами, видеозал (кабинет) с подключением к внешней TV-антенне, набор не менее 30 видеокассет с соответствующей маркировкой на учебные темы по различным предметам (желательно наличие видеокамеры
д) Медиатека – отдел для хранения информационных фондов на всевозможных носителях, созданный на базе библиотеки, в которой имеется компьютер для ведения АРМов библиотекаря и электронных каталогов для учета информационных материалов, находящихся в ОУ, РОУО, ЦРО, ГКОН и т.д. Кроме того, в школе должна быть отработана система выдачи сотрудникам, педагогам и учащимся информационных материалов на всех видах носителях и организация работы с ними (график работы Медиатеки и компьютерного класса, журнал выдачи информационных средств, журнал учета неисправностей материальных средств и т.п.).
3.3.2. Школьная информационная служба относится к II ступени развития, если в ее структуру входит следующий минимальный набор оборудования с соответствующим наполнением:
а) имеется набор оборудования с соответствующим наполнением для Службы I-й ступени развития;
б) создана общая локальная сеть ОУ, объединяющая компьютеры и другие ресурсы (принтеры, сканеры и т.д.) в кабинете(ах) ВТ, кабинетах администрации и учительских комнатах, библиотеке, бухгалтерии и т.д.;
в) создан подузел высокоскоростного доступа к Internet, подключенный к единой информационной сети образовательных учреждений, и организована работа Интернет-класса с одновременным выходом в Internet всех рабочих станций;
д) организована работа минииздательского комплекса для тиражирования печатных материалов;
е) в ОУ отработана система автоматизированного приема и рассылки писем, другой корреспонденции, автоматизирована работа библиотекарей по учету библиотечных фондов на всех видах носителей;
ж) на сервере локальной сети ОУ размещены базы данных общего пользования, ведется их сопровождение и пополнение;
з) имеющиеся оборудование и программное обеспечение в кабинете(ах) ВТ, аудио-видеостудии, лингофонных кабинетах, подузле связи активно используется для преподавания различных дисциплин, работы кружков и для занятий участников российских и международных телекоммуникационных проектов.
3.3.3. Штаты для Службы I ступени развития:
а) руководитель Службы (разряд оплаты труда применяется на основании приказа Минобразования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31.08.95г. № 463/1268);
б) техник по ЭВМ и использованию ТСО (8-10 разряд);
в) лаборант (5-7 разряд).
3.3.4. Штаты для Службы II ступени развития:
а) руководитель Службы (разряд оплаты труда применяется на основании приказа Минобразования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31.08.95г. № 463/1268);
б) администратор узла связи – инженер по ЭВМ (
9-12 разряд);в) техник по ЭВМ и использованию ТСО (8-10 разряд);
г) лаборант (5-7 разряд).
Перечень функциональных обязанностей персонала Службы и список необходимой документации приведены в Приложениях 1 и 2.
3.4. Структура Службы и его подразделений (состав оборудования, кабинетов и помещений
) определяется и утверждается решением руководителя ОУ. Для обеспечения эффективной работы Службы по выполнению поставленных перед ОУ задач и целей, решением руководителя ОУ может быть создан общественный орган – Совет школьной информационной службы, в который могут войти, кроме штатных сотрудников Службы, и другие сотрудники ОУ (зам. директор по учебно-воспитательной работе, зав. кабинетом ВТ, преподаватели информатики, педагоги, методисты, школьный библиотекарь и т.д.), представители родительского комитета (и даже активные ученики).3.5
. Контроль за деятельностью Службы, в том числе в части договорных работ, осуществляется администрацией ОУ в установленном порядке.3.6. Методическое обеспечение деятельности Службы осуществляется районным методкабинетом (РМК) и координируется ЦРО.
4. Права и обязанности Службы
4.1. Права Службы соответствуют правам структурного подразделения ОУ, зафиксированным в уставе ОУ
.4.2.
В административно-организационном отношении Служба и ее руководитель подчиняются руководству ОУ, в состав которого входит Служба.4.3
. Служба и все его структурные (штатные и внештатные) подразделения подчиняются принятым правилам внутреннего распорядка, техники безопасности, противопожарным требованиям, санитарно-профилактическим нормам и указаниям руководства ОУ. Учебный, учебно-методический, научно-исследовательский и производственный процесс Службы осуществляется в соответствии с требованиями Закона РФ "Об образовании", Устава ОУ и другим нормативно- правовыми документами действующего законодательства.5. Реорганизация и прекращение деятельности
Реорганизация, а также ликвидация Службы осуществляться руководством ОУ по согласованию с информационно-аналитическим отделом ГКОН
в рамках действующего законодательства РФ и Устава ОУ.6. Порядок утверждения Положения и внесения в него изменений
6.1. Положение о школьной информационной службе (школьном медиацентре) составляется на основе данного Типового положения
, принимается решением администрации ОУ и вступает в силу после утверждения директором ОУ.6.2. При необходимости в Положение о Службе могут быть внесены изменения и дополнения по инициативе администрации ОУ, согласованные с руководителем Службы и
с информационно-аналитическим отделом ГКОН и утвержденные руководителем ОУ.
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ
должностных обязанностей персонала
Школьной информационной службы
(медиацентра)Руководитель Службы - 1 ед. Подчиняется непосредственно директору ОУ. Планирует и осуществляет управление деятельностью Службы для достижения целей и решения задач, отраженных в Положении о Службе. Несет ответственность перед руководством и коллективом ОУ за планирование, организацию и осуществление всей деятельности Службы. Координирует сбор научной и учебно-методической литературы по информатизации, сведений и данных, необходимых для формирования и пополнения информационных баз и банков данных ОУ (в том числе, видио-теле-аудио материалов и библиотечных фондов). Ведет контроль за внедрением и использованием передовых информационных технологий в ОУ, за оптимальным сбором, переработкой и использованием информационных ресурсов и их защиты от несакционированного доступа. Курирует проведение в помещениях Службы занятий, методических мероприятий, семинаров и совещаний в соответствии с планами работ ОУ и РОУО. Организует работу ВТК, проведение экспертной оценки поступающих в ОУ информационных материалов программ, разработок и проектов, ориентированных на сферу информатизации учебного заведения. Выносит на рассмотрение руководства ОУ и РОУО предложения, направленные на улучшение и оптимизацию организации и качества работ Службы, ОУ и РОУО в сфере информатизации. Занимается техническим оснащением кабинетов и лабораторий Службы и ОУ. Организует и координирует учебный, учебно-методический, научно-исследовательский и производственный процесс Службы. Своевременно оформляет договорную, финансовую и отчетную документацию по выполняемым работам сотрудниками Службы, несет ответственность за своевременное и качественное выполнение таких работ. Отвечает за соблюдение санитарно-гигиенических требований, правил и норм охраны труда и техники безопасности работниками и сотрудниками Службы, выполняющих свои обязанности в лабораториях и помещениях Службы.
Инженер по ЭВМ (администратор подузла информационных сетей) - 1 ед. Планирует загрузку оборудования, отвечает за работу подузла и относящихся к нему средств электронных коммуникаций (локальной сети ОУ), в соответствии с планами работы Службы и ОУ. Оказывает содействие и помощь специалистам образования, преподавателям и участникам ВТК, выполняющим работы с использованием оборудования и средств связи подузла по заданию администрации ОУ и РОУО. Участвует в организации работ по техническому и программно-методическому обеспечению функционирования подузла, способствует инновационной и опытно-экпериментальной работе в нем. Принимает участие в экспертизе авторских программ, разработок и проектов, ориентированных на сферу информатизации ОУ. Участвует в организации технических и учебно-методических мероприятий ОУ и РОУО с использованием оборудования и средств связи подузла. Следит за сохранностью оборудования подузла, обеспечивает его своевременный ремонт, отвечает за соблюдение норм и правил техники безопасности и гигиены здоровья работников и учащихся, использующих оборудование подузла. Ведет учет времени и объема загрузки оборудования, организует ремонт техники и дооснащение подузла.
Техник - 1 ед. Обеспечивает прием - передачу писем и других документов по электронной почте для ОУ. Проводит текущие технические работы по обеспечению нормального функционирования оборудования Службы, поста электронной почты и их эксплуатации. Принимает участие в сборе информации и переводе ее на электронные носители, создает и сопровождает информационные базы данных, необходимые для работы Службы. Принимает участие в обучении персонала и учащихся ОУ. Оказывает помощь в монтаже, запуске и ремонте ВТ и другого оборудования Службы в рамках своей компетенции.
Лаборант - 1 ед. Осуществляет техническую помощь и работу по переводу материалов на электронные носители для подготовки, издания и тиражирования научно-методических, научно-педагогических материалов и другой документации ОУ. Привлекается для демонстрации работы оборудования Службы во время учебного процесса.
Приложение 2
Перечень документации Службы
Приложение 3
Схема функционирования школьной информационной службы
Направления работы Службы
а) организационное обеспечение проектов и программ | б) методическое обеспечение | в) техническое оснащение и обслуживание | г) повышение квалификации сотрудников ОУ | д) программно-методическое обеспечение | е) информационное обеспечение | ж) функционирование поста электронной почты или подузла | з) проведение мероприятий по информационной безопасности |
а) организационное обеспечение проектов и программ:
- разработка и реализация плана совместных действий всех подразделений ОУ по решению вопросов информатизации, согласованного на районном и городском уровне;
- разработка рекомендаций в учебные планы ОУ по всем дисциплинам с учетом необходимости формирования элементов информационной культуры;
- организация в ОУ компьютерных кружков и других объединений учащихся, использующих в своем творчестве элементы медиаобразования;
- обеспечение доступа к нормативно-правовым и инструктивно-методическими материалам, выдача рекомендаций по их применению для организации работы, существующим и вновь создаваемым структурным подразделениям, возникающих в процессе информатизации ОУ (библиотеки, медиатеки, пост электронной почты и пр.);
- организация и поддержка работы в учебном заведении (вместе с другими подразделениями) кабинета ВТ, медиатеки, библиотечного фонда, радиоузла, аудиостудии, видеостудии, видеозала, поста электронной почты, подузла высокоскоростного доступа к Internet, оборудования локальной сети, минииздательского комплекса и(или) средств для тиражирования печатных материалов;
- апробация и экспериментальное внедрение АРМов для специалистов ОУ;
- организация и поддержка деятельности учителей ОУ, интересующихся проблемами информатизации образования;
б) методическое обеспечение:
- анализ текущей ситуации процесса информатизации ОУ, коррекция и мониторинг деятельности по этой проблеме;
- адаптация базового курса “Основы информатики и вычислительной техники” (ОИВТ) для 7-9 классов своего ОУ, приобретение, создание и сопровождение учебно-методических и программных комплексов, включая учебные пособия для учащихся и учителей;
- выработка научно-обоснованных критериев оценки качества программно-методических средств для своего ОУ;
- подготовка методических пособий и рекомендаций по вопросам информатизации ОУ;
- участие в разработке методических материалов по медиаобразованию, ОИВТ, автоматизации делопроизводства, бухгалтерского учета и учета библиотечных фондов для учебных заведений района и города;
- постоянное отслеживание и экспертиза научно-методических, программных и технических разработок, ведущихся в районе, городе, регионе, России и за рубежом по вопросам информатизации образования и других направлений, касающихся работы информационных служб ОУ;
- изучение существующего опыта и разработка плана своей работы, программы информатизации ОУ, обеспечение максимального внедрения НИТ и медиасредств в обучение всех возрастных групп школьников ОУ;
- участие в создании и адаптации АРМов всех сотрудников учебного заведения;
в) техническое оснащение и обслуживание
:- решение проблем ремонта, сервисного обслуживания оборудования всех звеньев Службы в учебном заведении;
- поиск ресурсов для оснащения ОУ аудио-видеотехникой, оргтехникой, компьютерами типа IBM PC для включения в телекоммуникационную сеть, налаживания качественного учебного процесса и современного делопроизводства;
- создание единой, в рамках ОУ, системы обработки и передачи педагогической информации на всех возможных видах носителей (совместимой с районной, городской и областной системами);
г) повышение квалификации сотрудников ОУ
:- организация и содействие подготовке и переподготовке учителей различных дисциплин и сотрудников ОУ по вопросам внедрения НИТ, средств медиаобразования, приемов работы в глобальных информационных сетях;
- подготовка библиотекарей и бухгалтеров ОУ по профессиональному использованию компьютеров;
- подготовка работников администрации ОУ по ведению делопроизводства с использованием компьютеров;
- организация углубленной подготовки учителей информатики для администрирования локальной сетью ОУ;
д) программно-методическое обеспечение
:- содействие в приобретении программно-методического обеспечения для кабинета ВТ (с помощью централизованного закупа и собственных средств);
- создание и поддержка в ОУ банка педагогической информации, обеспечение санкционированного доступа к нему учреждений районного и городского уровня;
- обоснование необходимости и подготовка к введению новых учебных предметов в дополнение к существующему курсу ОИВТ, ориентированных на профессиональное обучение школьников работе с современными информационными средствами;
- разработка недостающих фрагментов программного обеспечения для создания различных АРМов работников ОУ;
е) информационное обеспечение
:- подключение ОУ к районной, городской, региональной телекоммуникационной системе с выходом в глобальные сети (Relcom, Internet и др.) и к областному банку педагогической информации;
- обеспечение для ОУ доступа к банку педагогической информации на физических носителях (CD-дисках, дискетах, аудио-видеокасетах, бумаге и т.д.);
- использование возможностей городского радио и телевидения, городской и областной печати, глобальных сетей для пропаганды возможностей и достижений своего ОУ в сфере информатизации;
- участие в работе секций информатизации городских и областных педагогических конференций;
- регулярное участие в работе методобъединения учителей информатики и других объединений на уровне района и города, посвященных проблемам информатизации образования;
- освещение опыта работы ОУ по реализации программ информатизации учебного заведения и района в телеконференциях, организуемых в сети электронных коммуникаций системы образования;
- осуществление, по возможности, публикаций опыта и разработок учителей и сотрудников ОУ по проблемам информатизации и медиаобразования в городском сборнике “Вести образования” или других изданиях;
- организация, в том числе при помощи учащихся, специальных выпусков в учебном заведении школьных газет, электронных газет, информационных листков и помещения на один из подузлов образования школьной WEB-страницы;
ж) функционирование поста электронной почты или подузла высокоскоростного доступа к Internet
:- объединение компьютеров в кабинете(ах) ВТ, компьютеров в администрации, библиотеке, бухгалтерии и в других подразделениях в общую локальную сеть ОУ;
- подключение этой сети к сетям других учебных заведений г. Перми, РОУО, ЦРО, ГКОН через пост электронной почты или подузел высокоскоростного доступа к Internet к единой информационной сети образовательных учреждений;
- обеспечение работы сервера(ов) для размещения общих для ОУ баз данных, сопровождение и пополнение этих баз данных, создание новых банков и баз данных;
- размещение на базе своего или районного или городского подузла электронных газет и школьной постоянно обновляемой WEB-страницы;
- оказание помощи в участии педагогов и учащихся в региональных, российских и международных учебных проектах, связанных с использованием информационных сетей и средств телекоммуникаций (“Реки жизни”, “Глоуб”, “Гармония” и др.);
- проведение семинаров, тематических занятий и сеансов связи для участников сетевых проектов и телеконференций, аудио-видеосеансов и занятий;
- содействие педагогам и учащимся в поиске ресурсов и средств для подключения к информационным сетям;
з) проведение мероприятий по информационной безопасности
:- разработка приказов, распоряжений и инструкций, регламентирующих проведение в ОУ мероприятий по информационной безопасности сотрудниками и учащимися;
- проведение контроля за выполнением мероприятий, связанных с защитой информации и недопущения несанкционированного доступа в информационную сеть ОУ.