Комитет по образованию и науке г.Перми Городская научно-практическая конференция
"
Интернет и общество"

Научно-практическая конференция "Интернет и общество"


Оргкомитет конференции

Обьявления

Новости

Секции конференции

Цели конференции

Задачи конференции

Темы для обсуждения

Результаты конференции

Контакты


  


 

 

 

 

МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 67”

Тема: Компьютеризация и проблемы информационного общества

Секция: “Социально-значимые проекты”

Выполнили:

Кутовой Максим Сергеевич, ученик 11 класса

Аитов Илья, ученик 11 класса

Научный руководитель: Балахнина Елена Александровна,

учитель технологии (раздел “Компьютерные технологии”),

Жужгова Наталья Валентиновна, учитель истории.

 

В своем докладе мы рассматриваем информатизацию общества с точки зрения философии.

Почему выбрали именно эту тему?

В наши дни компьютеры занимают всё более и более значимую роль в жизни людей. Такое быстрое и широкое распространение компьютеров обуславливается, прежде всего, быстро растущим в последнее время количеством информации.

В данный момент людей захлестывает поток информации, но они испытывают голод в знаниях. И это является одним из парадоксов современного развития общества. Чтобы скомпенсировать нехватку знаний человека, стали кое – где вместо людей вводить машины, которые могут моментально получать, обрабатывать и воспроизводить информацию, чего не может человек.

Казалось бы, что плохого в дальнейшем развитии информатики и внедрении ее во все новые отрасли жизнедеятельности человечества?

С технической точки зрения ничего. Но не с точки зрения философской. Ведь общение с компьютером — это не только удовольствие или необходимость. Это и возникновение ряда проблем, с которыми человек уже столкнулся.

Рассмотрим одно из последствий, которое несет соприкосновение с компьютером: мастера разных профессий начинают выглядеть как близнецы; ведь “система правил” способна выявить и передать лишь инвариантное своему собственному языку. Поэтому, несмотря на различие реальностей, “картины”, получаемые на выходе, обладают значительным сходством. А это значит, что наряду с упрощением компьютеризация несет с собой и унификацию.

К тому же компьютер выдает знания, бедные смысловым содержанием. А между тем знание, несущее лишь абстрактно – общие смыслы, не просто теряет свою привлекательность, а часто губительно сказывается на понимании общей картины изучаемого явления, не продвигает поиски более глубоких пластов понимания.

Компьютеры и средства телекоммуникации, предназначенные укрощать информационную лавину, в конечном счете, усиливают ее. Избыточная, неконтролируемая и неорганизованная информация также затрудняет принятие правильных решений, как и ее неполнота. К тому же работа с компьютером требует определенного физического напряжения, значительных интеллектуальных и эмоциональных усилий. Умение работать с компьютером и информационными системами стимулирует развитие интеллектуальных способностей, но, в то же время может и отрицательно сказываться на них. Опасения относительно того, “не разучатся ли люди считать”, “не отучит ли телевизор от чтения книг”, а также по поводу призывов “здесь нужно не думать, а вычислять”, имеют определенные основания.

Известны случаи проявления техностресса, обусловленного или неспособностью привыкнуть, ужиться с компьютером, или наоборот, чрезмерным увлечением ЭВМ. И то и другое приводит к нервным срывам. При грубом нарушении нормального информационного режима могут возникнуть информационные перегрузки, когда информация застает врасплох, нет времени подготовиться, осмыслить. За семьдесят лет число заболеваний информационными неврозами в 25 раз.

Но наибольшие опасности для человека – изоляция и отчуждение, которые может породить информационное общество с его тенденциями поощрять работу на дому и насыщенностью образовательными и развлекательными каналами. В результате – отход семьи от непосредственных контактов с другими людьми.

 

Философские проблемы информатики из-за отсутствия онтологической проблематики не “схватываются” принципом единства диалектики, логики, теория познания и ориентированы, прежде всего, на логико-гносеологические и социологические аспекты. Это и ряд других обстоятельств вызвали необходимость обсуждения специфики философского знания, которую я вижу, прежде всего, в исследовании отношения бытия и сознания, субъекта и объекта. Подобная концепция дает ключ к пониманию и философского аспекта проблем информации: здесь изучается преимущественно именно субъектно-объектные отношения. Сознание, конечно, не оторвано от бытия, находится с ним в определенных отношениях, и вот выяснение этого отношения, чаще всего субъектно-объектных характеристик и есть, на мой взгляд, центральный философский вопрос проблемы информации.

 

Проблема информации в современной науке представляется как комплексная, системная, не только в частнонаучном, но и в философском плане. Также лучше исходить из единства всех частей философского знания. Проблема информации в современной науке с философской точки зрения – это не только гносеологическая или логическая проблема, но и социологическая, ибо наука – это не только система знаний, но и социальная деятельность по получению этого знания, приведение его в систему и использование его в производстве и иных практических областях. Проблема также и в злоупотреблении компьютером, а отсюда неадекватное влияние на сознание человека со всеми вытекающими негативными последствиями.

Работасостоит из вступления, четырех частей и заключения. Во вступлении ставится обоснование выбранной темы и актуальность всех проблем, связанных с использованием компьютера. В первой главе я знакомлю читателей с историей компьютеризации в целом во всем мире. Во второй главе рассказывается об уровне компьютеризации нашей 67 – й школы. В третьей главе представлена анкета, по которой был проведен опрос учащихся старших (10 – 11) классов, результаты опроса и анализ результатов. Четвертая глава — ознакомление с информационным обществом, человеком информационного общества и культурой или ценностями информационного общества. В заключении представлю проблемы информационного общества и свое мнение об их решении.

Нельзя сказать, что до недавнего времени эта проблема никого не волновала. О ней высказывались ученые даже до появления компьютера. Например, Карл Ясперс: “Все возрастающая доля труда ведет к механизации и автоматизации деятельности работающего человека. Труд не облегчает бремя человека в его упорном воздействии на природу, а превращает человека в часть машины.

Вследствие уподобления всей жизненной деятельности работе машины общество становится похоже на одну большую машину, организующую всею жизнь людей. Бюрократия Египта, Римской империи - лишь подступы к современному государству с его разветвленным чиновничьим аппаратом. Все, что задумано для осуществления какой-либо деятельности, должно быть построено по образцу машины, т.е. должно обладать точность, предначертанностью действий, быть связанным внешними правилами... Следствия этой машинизации проистекают из абсолютного превосходства механической предначертанности, исчисляемости и надежности. Все, связанное с душевными переживаниями и верой, допускается лишь при условии, что оно полезно для цели, поставленной перед машиной. Человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке. Поэтому тот, кто раньше был субстанцией целого и его смыслом - человек, - теперь становится средством... Люди в своей массе уподобляются песчинкам и, будучи лишены корней, могут быть, поэтому, использованы наилучшим образом.

Ощущение жизни служит обычно рубежом между пребыванием на работе и частной жизнью. Однако частная жизнь становится пустой, механизируется, и досуг, удовлетворение превращаются в работу”.

Тот же, кто таит в себе неудовлетворенность, проявляющуюся в вечном беспокойстве, постоянно ощущает внутренний разлад. Он вынужден всегда носить маску, менять эту маску в зависимости от ситуации и от людей, с которыми он общается. Он перестает постигать самого себя, так как, нося постоянно маску, он, в конце концов, сам уже не знает, кто он”.

На мой взгляд, Ясперс несколько драматизирует ситуацию “удрученности” человека в новом обществе, но делает это свойстве информации - она размножается вне зависимости от того, откуда исходит.

Еще раньше Д. Белл сказал: “Сейчас становится все более очевидной угроза полицейского и политического наблюдения за индивидами с использованием изощренной информационной техники... Все это элементарно подтверждает один из старейших... политических трюизмов: когда какое-либо агентство, облеченное властью, устанавливает бюрократические нормы и невольно, беря за точку отсчета сегодняшний или завтрашний день, а не общественные отношения “информационного века”. И хотя он предупреждает об опасностях, тем не менее он сгущает краски, забывая о двунаправленном стремится, во что бы то ни стало насаждать их, создается угроза злоупотреблений. Другой не менее важный момент заключается в том, что контроль над информацией чаще всего выливается в злоупотребления, начиная с сокрытия информации и, кончая ее незаконным обнародованием, и что, дабы предотвратить эти злоупотребления, необходимы институциональные изменения, прежде всего в сфере информации”.

На мой взгляд, мнение Д.Белла перекликается с предупреждением другого философа Ж.Эллюля о возможности срастания информатики и бюрократии в единую, мощную систему. Возможность поставить человека под контроль техники - это “дамоклов меч”, который будет вечно висеть над головами жителей “информационного общества”.

Также высказывался по этому поводу и Р. Коэн, Ж. Эллюль и ряд других ученых.

В принципе, вопрос о проблемах затрагивался в каждой части разработки. Однако я счел уместным вынести его в отдельный параграф с тем, чтобы привлечь внимание к проблемам именно “информационного (постиндустриального) общества”. Я привлекаю к этому внимание потому, что многие авторы (и это доказывают приведенные мною цитаты) сливают воедино три вида проблем: трудности настоящего момента, трудности перехода к новому обществу и собственно проблемы нового общества. Рассмотрим эти группы несколько подробнее.

Проблемы современного мира широко известны: экология, локальные войны, экономическая пропасть между Западом и странами “третьего мира” и т.д. Иного рода проблемы поджидают нас при переходе к “информационному обществу” - такому, как его идеализированно понимают авторы концепции. Мы уже практически выяснили, что надо делать, но не всегда знаем, как - то есть остается открытым вопрос технологий. Кроме того, неясен вопрос о перестройке сознания людей для нового типа мышления.

Что же касается проблем “информационного общества”, то здесь несколько глобальных являются причиной более мелких. Первая из них - принципиальная неопределенность сущности информации, как материальной, так и с философской точки зрения. Другая - взаимодействие техники и природы -является ли первая продолжением второй или ее антиподом. Наконец, третья - взаимоотношения техники, информации и человека - должен ли человек приспосабливаться к бурно растущему шквалу информации и стремительно меняющейся технике или же следует, затормозит развитие, и поискать иной путь. В принципе, вопросы о бюрократически-информационной системе и тотальной контроле являются производными от этих трех.

Решение этих проблем я считаю пока невозможным, потому что, во – первых, как известно, некоторые философские вопросы остаются до селе без ответов, т. е. открытыми, а, во – вторых, проблемы информационного общества останутся не решенными пока человечество не осознает необходимость решения этих проблем.

Информационное письмо о проведении конференции "Интернет и общество"