"Проблемы и перспективы развития
методической службы в условиях модернизации российского
образования" |
Программа
Совета |
|
Модератор:
Василевская Елена Владимировна - начальник
организационно-методического отдела Центра развития
образования г. Перми, соискатель Академии ПК и ПРО
vev2001@inbox.ru
|
Историко-педагогические аспекты становления и развития
системы методической работы в России
Изучение процесса становления и развития методической работы
от ее зарождения и до наших дней представляет большой научный
интерес, так как помогает использовать апробированные на практике
принципы построения ее содержания, организации и формы и на
этой основе проектировать ее дальнейшее развитие.
Историко-логический подход и теоретический анализ документальных,
научных источников и литературы позволил охарактеризовать
становление методической работы в России и на основе сравнительно-исторического
анализа выявить общие закономерности и тенденции в ее развитии.
Уникальная система методической работы с педагогическими
кадрами начала складываться в России более 170 лет тому назад.
Сегодня она включает школьные методические кабинеты, районные
(городские) методические центры (кабинеты), институты повышения
квалификации.
Изучение истории зарождения, становления и развития организационных
форм методической работы с педагогическими кадрами и ее содержания
убеждает, что они явились отражением реальной потребности
в совершенствовании профессионального мастерства учителя.
Вопросы, касающиеся проблемы становления методической работы,
находим в трудах П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского.
Многие позднее освещены в работах А.Н. Волковского, Г.И. Зинченко,
М.Н. Колмаковой, Ф.Г. Паначина, З.И. Равкина, В.Т. Рогожкина,
П.В. Худоминского, С.Т. Шацкого и других. Тенденции в развитии
и совершенствовании ее форм и содержания позволяют проследить
работы Э.М. Никитина, вопросам непрерывного образования педагогических
кадров посвящены работы Б.С. Гершунского, А.Н. Зевиной и других.
Можно выделить несколько периодов становления и развития
системы методической работы в России.
I период - зарождение форм и содержания методической работы,
способствующей совершенствованию профессионального уровня
учителя, в XIX - начале XX века.
II период - становление и развитие методической работы в
связи с изменениями в организации и содержании школьного образования
с 20-х до 90-х гг. XX века.
III период - модернизация системы методической службы в
90-е годы, начале XXI века.
Разрабатывая педагогику как науку в середине XIX века, К.Д.
Ушинский отмечает, что "самый существенный недостаток в деле
русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников,
специально подготовленных к исполнению своих обязанностей"
В статье "О пользе педагогической литературы" (1857 г.) К.Д.
Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя и формулирует
основные требования к нему, в частности, большое значение
он придавал специальной педагогической и методической подготовке,
считая, что специальные педагогические знания нужны учителю
для развития умственных способностей детей и привлечения их
внимания.
Так методическая работа последовательно начинает сопровождать
педагогическую практику. Делу совершенствования мастерства
педагогических кадров в XIX веке служили съезды, конференции,
совещания, семинары, на которых основными были вопросы повышения
уровня знаний учителей, методы и приемы преподавания и воспитания
учащихся.
Одной из ранних форм, способствующих росту профессионального
уровня учителей, становятся педагогические советы. Они создавались
при каждой гимназии Уставом 1828 года. Н.И. Пирогов как попечитель
учебного округа внес значительные улучшения в работу педагогических
советов гимназий: расширялось содержание обсуждаемых вопросов,
были введены в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим
вопросам, всячески поощрялись методические изыскания учителей,
рекомендовалось взаимное посещение уроков.
На Первом Всероссийском съезде работников образования (5-16
января 1914 года, н.с.) введено понятие наблюдательные уроки,
которые стали своеобразной педагогической лабораторией, где
учителя знакомились с опытом преподавания своих коллег и учились
анализировать уроки. В связи с этим в практике появилась необходимость
в так называемых "учителях-инструкторах", так определилась
должность методиста.
В 1924 году при губОНО созданы специальные отделы - методические
бюро, которые занимались организацией методической работы
и оказывали методическую помощь учителям. В декабре 1927 г.
коллегия Наркомпроса РСФСР утвердила Положение об организации
методической работы на местах. Значительным фактом в развитии
методической работы можно считать создание опорных школ, что
было закреплено "Положением об опорной школе" (1929 г.). Опорные
школы становились центрами методической работы близлежащих
школ, они способствовали формированию и распространению педагогического
опыта. Еще Л.Н. Толстой заметил, что "работа учителя над усовершенствованием
своего мастерства должна вести не только к систематическим
поискам новых методических средств, но и к общению с другими
учителями, к изучению опыта и мастерства лучших учителей и
использованию этого опыта в своей педагогической работе"
В 1930 г. для руководства методической работой при Наркомпросе
РСФСР был сформирован учебно-методический сектор, наставниками
учителей стали инспекторы-методисты.
В 1931 г. состоялся I съезд инспекторов-методистов, где была
принята резолюция "Об организации и содержании методической
работы в районе", в которой подчеркивалось, что особое значение
приобретает проблема методического руководства на местах.
В связи с этим в сентябре 1938 года прошло Всероссийское совещание
по методической работе, на котором обсуждались и позже были
утверждены: "Положение о методической работе в школе", "Положение
о районном педагогическом кабинете районного отдела народного
образования", "Положение о кустовом методическом объединении
учителей".
Так постепенно начинает выстраиваться целостная система методической
работы с педагогическими кадрами, а к концу 30-х годов была
практически создана единая государственная система методической
работы с педагогическими кадрами.
В послевоенный период в стране было принято ряд чрезвычайных
мер, направленных на комплектование школ квалифицированными
кадрами, на организацию подготовки учителей. В Приказе Министерства
Просвещения РСФСР от 6 декабря 1947 года № 813 говорится,
что "существующая постановка методической работы не обеспечивает
системного повышения методической квалификации учительства.
Неукомплектованность кадрами многих районных педагогических
кабинетов; безучастное отношение к методической работе со
стороны ряда заведующих областных (краевых), городских, районных
отделов народного образования и институтов усовершенствования
учителей; шаблон в работе школьных и кустовых методических
объединений и предметных комиссий, - все это вместе взятое
привело к тому, что среди учителей понизился интерес к методической
работе и нет должной заботы о повышении своей методической
квалификации. Таким образом, встала задача изменить существующее
положение и повысить роль методической службы.
Важной формой, способствующей росту профессионального уровня
учителя, становятся Педагогические чтения, которые впервые
состоялись в 1946 году. Данная форма методической работы позволила
учителю обобщить свой опыт, используя для его обоснования
научную литературу. В результате этого в 50-е годы повсеместно
организовывались школы передового педагогического опыта.
С 1959 г. педагогические кабинеты были переименованы, исходя
из их функционала в методические кабинеты.
В эти же годы появляются первые диссертационные исследования,
посвященные вопросам методической работы: Анциз Г.А., Чернева
С.П., Золотарь К.И., Сорокина Н.А., Рогожкина В.Т.
В 70-е годы структура методической работы совершенствуется.
В "Типовом положении о районном (городском) методическом кабинете"
(1969 г.) были определены основные направления работы районных
(городских) методических кабинетов, а также уделялось особое
внимание подбору методистов, способных работать творчески,
хорошо знающих специфику своего района (города), обладающих
опытом организаторской деятельности.
Изменения в районировании союзных и автономных республик,
краев и областей к восьмидесятым годам способствовало увеличению
числа районных и городских методических кабинетов: в период
1968-1983 гг. было организовано 765 новых районных (городских)
методических кабинетов. К началу 1984 года их насчитывалось
4765, но работа методических кабинетов не всегда была эффективна.
В связи с этим в 1983 году Министерство Просвещения РСФСР
направляет инструктивно-методическое письмо "О мерах по дальнейшему
улучшению методической работы", в результате чего в 1985 году
сеть методических кабинетов была упорядочена: произведено
некоторое сокращение количества кабинетов в связи с их укрупнением.
В соответствии с реформой образования (1984 г.) изменения
в развитии общего образования в Российской Федерации потребовали
и реформирования структуры и содержания работы методической
службы всех уровней. Задача районных (городских) методических
кабинетов в организационном плане состояла в том, чтобы направить
усилия методических объединений на определение содержания
работы в зависимости от актуальности проблем, вытекающих из
новых направлений науки и техники, содержания новых школьных
программ и курсов; на изучение потребностей учителей, воспитателей,
классных руководителей. В связи с этим Министерство Просвещения
СССР 30 мая 1985 года № 99 утвердило "Типовое положение о
методическом кабинете районного, городского, окружного отдела
(управления) народного образования".
В 80-е годы происходят изменения в структуре и функциях
районных (городских) методических кабинетов: на базе традиционных
методических кабинетов создаются научно-методические, информационно-методические
(диагностические) кабинеты (центры), но уровень их работы
не в полной мере удовлетворяет потребности учительства. В
связи с этим в 1994 году в Москве проводится серия семинаров-совещаний
руководителей районных и городских методических служб по теме
"Роль методической службы в реформировании и развитии образования
в условиях социально-экономических реформ". Результатом данной
работы стало Письмо Министерства образования РФ № 90 от 16.08.94
г. "О формах организации и направлениях деятельности методической
службы в системе образования РФ". В Письме отмечалось "основное
назначение методической службы состоит в обеспечении федеральной
и региональной программ развития образования; в удовлетворении
образовательных потребностей педагогических работников; в
создании условий для формирования и реализации программ развития
образовательных учреждений; в выявлении, оформлении, предъявлении
и сопровождении освоения передового педагогического опыта";
"методическая служба на сегодняшний день может и должна выступить
в роли главного координатора по взаимодействию как по вертикали,
так и по горизонтали с образовательными учреждениями, психолого-медико-педагогическими
консилиумами." Вследствие этого в 1998 году Министерством
образования РФ было утверждено новое Примерное положение о
муниципальном методическом центре (кабинете) в системе дополнительного
педагогического образования (повышения квалификации), где
говорится о возможности получения методическим центром (кабинетом)
лицензии на образовательную деятельность. Таким образом, сфера
методической деятельности расширяется, отмечается функциональное
разнообразие в деятельности методиста и его отличие от специалистов-управленцев.
Методические центры (кабинеты) ведут систематическую работу
с учителями, воспитателями в межкурсовой период. К методической
работе привлекаются опытные учителя, научные работники, в
результате чего наблюдается усиление научной обоснованности
методического труда. Методологическим основанием методической
службы становится системный подход, теория непрерывного образования,
ориентация на личность (педагога и школьника), гуманистический
подход к построению содержания и организации образовательного
процесса.
Проблеме деятельности методической службы на муниципальном
уровне в последнее десятилетие посвящено небольшое количество
глубоких разработок. Это прежде всего исследования Ю.А. Долженко,
А.П. Стуканова, Н.А. Лукиной и др.
Как показывает практика, в конце XX - начале XXI века методической
службе отводится значительная роль в осмыслении инновационных
идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в
стимулировании активного новаторского поиска и совершенствования
педагогического мастерства. Процесс, связанный с педагогической
деятельностью сегодня, в условиях модернизации образования,
достаточно многогранен: это и эксперимент по ЕГЭ, и введение
профильного обучения, и эксперимент по совершенствованию структуры
и содержания общего среднего образования. Одним из ключевых
аспектов можно назвать и процесс психологизации профессиональной
деятельности педагога, а в результате этого можно говорить
о взаимодействии психологической и методической службы.
Анализ историко-педагогической литературы позволяет сделать
вывод, что система методической работы имеет глубокие корни.
Она всегда ставила и решала вопросы, исходя из потребностей
системы образования и, прежде всего, учителей. Современная
практика показывает, что вопросы, решаемые в рамках методической
работы, сегодня оказываются практически теми же самыми, только
чуть иначе поставленными: проблема совершенствования профессионального
уровня учителя была и остается важной социально-педагогической
проблемой конца XIX - начала XXI века; основная цель работы
методического кабинета - оказание практической помощи учителям
в профессиональной деятельности; основной задачей методической
работы и прошлых лет, и сегодня остается проведение в жизнь
новых программ, связанных с реформированием общего образования.
На основании этого мы можем утверждать, что содержание методической
работы и ее организационные формы не остаются стабильными,
а постоянно видоизменяются от складывающейся ситуации в системе
образования.
На сегодняшний день остается действующей структура методической
работы, сложившаяся еще в 70-е годы XX века, но жизнь показывает,
что необходима ее модернизация в соответствии с модернизацией
системы образования в целом. Отдельные изменения в работе
методической службы уже отмечаются в некоторых регионах. Методисты
понимают, что работать в одиночку сегодня нельзя, такая работа
не дает эффективных результатов, необходимо объединение методических
структур в единую сетевую организацию, где учитель сможет
получать интегрированную помощь в совершенствовании своего
профессионального уровня, и только тогда такая служба будет
востребована. И можно ли сегодня, зная историю и механизмы
становления и развития методической службы в России, говорить
об ее уничтожении вообще, заменяя ее инспекторской службой?
Думаю, что вопрос спорный.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам высказаться по данной проблеме.
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|