|
ТЕМЫ ФОРУМА |
Секция |
|
Центр развития образования им. С.О. Ветлугина "Модернизация в городской системе образования" |
Программа
Совета |
"Научно- педагогические и организационные основы разработки системы профессионального самоопределения учащихся в системе образования города."
Никитин И.Г., к.п.н., доцент, декан факультета повышения квалификации руководителей образования ПГПУ
Раздел 1. Общее представление о системе профессиональной ориентации.
Под профессиональной ориентацией понимается система мер содействия человеку (обучающемуся) в профессиональном самоопределении, выборе оптимального вида занятости и эффективного трудоустройства в соответствии с его потребностями и возможностями, а также социально-экономической и демографической ситуацией в стране.
(Положение о профориентации, принятое Министерством труда и социального развития РФ).
Данная дефиниция отражает иное, более адекватное по сравнению с периодом 15-25 летней давности, понимание существа профессиональной ориентации.
Оно отражает ряд новых факторов, определяющих ситуацию профессионального выбора. Укажем на ряд наиболее важных из них:
- Профессиональное самоопределение рассматривается не как единый акт выбора профессии, но как процесс развития личности.
- Профессиональное самоопределение предполагает внутреннюю активность человека в выборе стратегии движения к профессии и в формировании собственного индивидуального плана профессионального самоопределения, а в дальнейшем - в достижении успеха в выбранной профессиональной деятельности, т. е. предполагает наличие такой корневой характеристики личности, как ее субъектность.
- На фоне динамичного технологического обновления в любой производственной сфере актуальной становится подготовка человека не только к выбору профессии, достижению успеха в избранной профессиональной деятельности, но и формирование готовности (и приобретение соответствующих умений) к освоению другой профессии (к профессиональной переподготовке), т. е. формирование предпосылок для приобретения профессиональной мобильности.
- Содержание перечисленных выше пунктов включается в понятие компетентности в сфере профессионального самоопределения. Это ключевое понятие предполагает нетривиальный подход к построению системы профессиональной ориентации.
- Особенно акцентируется роль и значение общего образования, которое играет ключевую роль в развитии личности человека и формировании качеств определяющих его профессиональную траекторию, и в дальнейшем его профессиональную и социальную успешность и мобильность.
Признается, что общее образование не должно вырождаться в узкопрофессиональную (или допрофессиональную) подготовку, т.к. сама способность человека к профессиональному обучению и переобучению формируется и развивается в процессе получения им общего образования. Общее образование рассматривается в качестве базы профессионального самоопределения. Эффективность самоопределения во многом определяется качеством общего образования.
- Придается большое значение характеристикам образовательного пространства среды, в которой идет процесс профессионального самоопределения учащихся. Признается целесообразным преодоление искусственно созданного школоцентризма и монокультурного характера образовательного пространства. Эффективность профессионального самоопределения и, шире, профессиональной ориентации многократно повышается при наложении на культурное поле традиционной школы культурного поля предприятия (трудового коллектива), общественной организации и т.д.. В условиях культурного образовательного пространства обучаемый сталкивается с носителями иных ценностей, отношений, способов деятельности поведения, чем в образовательных учреждениях.
В конечном итоге он приходит к более адекватному уровню готовности к осознанному и мотивированному выбору профессии.
- Динамично меняется структура социально-производственной деятельности: сокращается объем занятости в одних сферах профессиональной деятельности, увеличивается в других, постоянно возникают новые профессии, исчезают или трансформируются традиционные. В этот процесс все более втягивается Россия, а также и Пермский регион. Страна живет в ситуации рынка. Система профориентации не может игнорировать этот капитальный факт. Очевидно, что необходимо учитывать социологические зависимости и прогнозы для профессионализации заказа в адрес образовательной системы и выстраивать профориентационную деятельность на основе этих данных. Отметим, что возникла и продолжает развиваться реальная потребность работодателя в квалифицированной рабочей силе.
- Изменилась система управления. Ее административно -командный характер претерпевает видимые изменения в направлении демократизации, повышения степени свободы и ответственности низового звена (учреждения, предприятия). Существенно усложнились способы межведомственной координации интересов, целей и деятельностей.
Выводы:
- Очевидно, что перед образованием города объективно стала задача построения реально и эффективно действующей системы профориентационной работы.
- Так же очевидно, что городская система профориентационной работы должна быть построена на новых (научных) основаниях как комплексная и отвечающая основным требованиям с упреждением не менее чем на 2-3 года, с опорой на богатый опыт профориентационной деятельности в городе, но отнюдь не должна быть реанимирована в ее прежнем (советском) варианте.
Раздел 2. Проблемы построения системы профориентационной деятельности.
Систему профориентационной работы города, возможно построить лишь разрешив следующие проблемы, которые представляются нам основными:
- Проблема создания комплекса условий для реального самоопределения учащихся в выборе профессии и построения профессионального плана.
проблема носит сложный, комплексный характер, она может быть разрешена только на основе интеграции всех элементов профориентационной системы в ее полном (развернутом) варианте. Сегодня существование проблемы подтверждается следующими фактами:
- только 16 % учащихся самостоятельно выбирают профиль обучения в старших классах;
- только 1, 2 % учеников видят помощь в профессиональном самоопределении со стороны МУК;
- каждый 5 ученик выбравший профессию ничего о ней не знает;
- у 17,5 % старшеклассников отсутствует интерес к профессиональной деятельности;
- генеральное большинство учеников имеет установку поступить в ВУЗ, но не закончить его и, тем более, успешно работать по выбранной профессии и т. д.
- Проблема адекватного предложения содержания профессиональной деятельности (в том числе и содержания допрофессиональной) обучающимся со стороны образовательной системы.
[Система образования (как общего, дополнительного, так и профессионального) перманентно находится в ситуации догоняющего развития в удовлетворении реального спроса на рынке труда. Так на 1278 подготовленных швей в городе есть только 21 рабочее место; на лицо огромный переизбыток экономистов, юристов, бухгалтеров и др. (причем удручающе низкой квалификации). В тоже время в образовательных учреждениях подготовка на популярные у учащихся и реально востребованные профессии (такие как официанты, менеджеры, бармены и др. из сферы обслуживания) не организована].
Образовательная система не только не упреждает спрос на профессиональную рабочую силу, но не успевает реагировать и на актуальный заказ.
- Проблема научно обоснованного прогноза на структуру спроса в области профессиональных знаний на рынке труда с упреждением на 5-10 лет.
[Очевидно, что без достаточно надежного прогноза не возможно формировать заказ в адрес образовательной системы и, следовательно, стратегически планировать систему профориентации].
- Проблема разработки научных основ системы профориентационной работы и проектирования ее модели.
Теоретическое состояние таких отраслей знания, как социальная психология, педагогика, психология, теория управления социальными системами, теория организации и др. дают основания для создания детально проработанной структурной модели системы профориентации в масштабе всего города, на перспективу 5-10 лет.
В рамках разработки концепции профессиональной ориентации при опоре на современные научные представления необходимо определить для работы общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования условия формирования ключевых компетенций в области профессионального самоопределения с учетом:
а) возрастных периодов развития учащихся;
б) типологии групп (полученных на основе объединения по различным основаниям - интересам, способностям, социальным характеристикам).
- Проблема управления системы профориентационной деятельности.
- Проблема многоаспектная и включает, как минимум, следующие более честные проблемы:
- Разработка и реализация структуры управления вариативными моделями на уровнях: институциональном, субмуниципальном, муниципальном;
- Проблема массовой подготовки специалистов в области профориентации и переподготовки педагогов и руководителей с целью ведения профориентационной деятельности на трех обозначенных выше уровнях;
- Ресурсное обеспечение деятельности системы профессиональной ориентации (научно-методическое, материальное, финансовое, организационное, административное, нормативно-правовое, информационное);
- Разработка учебно-диагностического инструментария для осуществления профессиональной многоуровневой диагностики;
- Создание сети высоко профессиональных консалтинговых центров;
- Создание реально работающей кооперации образования с работодателями из различных сфер деятельностей (диверсификация в системе образования).
Раздел 3. Система профессиональной ориентации города.
- Проектируемая система профессиональной ориентации (СПО) является подсистемой системы образования г. Перми. Следовательно, она органично связана с последней по системным законам, представляет с нею целостное образование и может быть вычленена, в известном смысле, лишь искусственно. Иными словами существовать самостоятельно, вне системы образования, СПО не может.
Вместе с тем, СПО не может содержаться полностью только внутри системы образования города. Иные субъекты социальной сферы (ведомства, предприятия, организации, учреждения, властные структуры и др.), кровно заинтересованные в эффективной профориентации подрастающего поколения как долгосрочной основе надежного развития предприятия, административной единицы города и города в целом предполагаются естественными и полноправными партнерами в создании, обеспечении эффективного функционирования и развития СПО.
Итак, СПО носит трансфертный характер.
2. Морфологически система профессиональной ориентации города представляет собой трех уровневую конструкцию, интегрирующую (снизу вверх):
- уровень образовательного учреждения;
- субмуниципальный уровень;
- муниципальный уровень.
Каждый из этих трех уровней отчетливо различается в функциональном аспекте, имея свои особенный цели, содержание деятельности, способы и средства осуществления деятельности (технологии), организационные формы.
Совершенно очевидно, что СПО иерархидирована.
СПО можно представить в виде пирамиды. Нижняя ее часть, символизирующая совокупность всех образовательных учреждений, несущих наибольшую нагрузку по профориентационной деятельности. Именно здесь выполняется основной объем работ и обеспечивается эффективность профориентационной деятельности всей СПО.
В неявном виде структура СПО, уже существует. Поэтому основная задача проектировщиков состоит в придании модели четкости и повышении степени детализации каждого уровня.
Обратимся к эскизным прорисовкам каждого уровня СПО. Начнем с нижнего, как наиболее представительного по количеству субъектов и степени нагруженности.
3. Институционный уровень СПО.
3.1. Общеобразовательная школа.
Совершенно очевидно, что профориентационная деятельность в школе должна носить системный характер. Остановимся на общем описании основных структурных элементах этой системы:
- В основе построения СПО в школе должна быть положена содержательная концептуальная модель профориентационной деятельности (ПОД). В явном виде такой модели сегодня пока не существует. Однако есть фрагменты, подходы и теории, на основании чего искомая модель может быть достаточно быстро разработана группой компетентных специалистов, работающих в режиме ВНИКа.
Рассмотрим основные идеи искомой модели.
а) Формирование у учащихся ориентации в мире профессиональной деятельности (по аналогии с формированием единой картины мира и при опоре на соответствующие теории и исследования). Идея заключается в том, что у ребенка с первого класса целостное, хотя и схематическое представление о мире профессиональной деятельности. Формируется информационная модель мира профессиональной деятельности, одновременно дополняемая личностными смыслами и отношениями. В дальнейшем модель не пересматривается, а лишь детализируется за счет накопления теоретических сведений, собственного опыта, воздействия окружающей среды и внутренней активной переработки поступающей информации мотивированным сознанием ученика.
б) Управление процессом поиска и построения профессионального плана (на основе психологических теорий выбора, принятия решений).
в) Косвенное управление профессиональным самоопределением (на основе теорий сложных систем).
- Профориентационная концепция образовательного процесса:
Взгляд на использование возможностей процесса обучения для профориетационной деятельности показывает, что наиболее целесообразно в этом контексте использование идей содержащихся в материалах "Стратегия модернизации содержания общего образования"(Стратегия содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001 г.).
Учитель должен переориентироваться с подготовки ученика в ВУЗ на формирование ключевой компетентности - компетентности в сфере профессионального самоопределения.
Осознание этого понятия может послужить системозадающим фактором для культурной перестройки учебного процесса (мелкомасштабной, но имеющей системный характер).
Одним из существенных элементов перестройки учебного процесса является внутренняя дифференциация (по всей вертикали) с ориентацией обучаемых на:
- высокоинтеллектуализированные виды профессиональной деятельности;
- на профессии, связанные с эксплуатацией и обслуживанием сложной техники;
- на профессии из сферы обслуживания.
В учебном процессе, преимущественно, и формируются личностные качества, необходимые для выбора профессии и достижения в дальнейшем профессионального и социального успеха.
Разработка искомой концепции совершенно реальна и возможна в близкой перспективе в режиме ВНИКа.
- Структурно - организационное построение ПОД.
а) Определяются цели, содержание, способы деятельности и планируемые результаты ПОД по двум параметрам:
- по возрастным периодам;
- по концентрически расширяющимся группам (класс, образовательная ступень (параллель), школа в целом).
Также определяются все характеристики (цель, содержание и т. д.) по основным видам деятельности (учебный предмет; образовательная область; внеурочная занятость по интересам). Т. о. структура ПОД может быть описана матрицей
Виды деятельности
Группа |
Учебный предмет |
Образовательная область |
Внеурочная деятельность |
Класс |
|
|
|
Образовательная ступень
(параллель) |
|
|
|
Школа
|
|
|
|
Т. о. определяется необходимость разработки девяти основных содержательно-структурных элементов ПОД в школе (т.е. определение цели, содержания, средств и т. д.).
Для этой части работы максимально может быть использован опыт, накопленный уже сегодня в образовательных учреждениях города, региона, страны.
б) Организационно-управленческие функции могут быть сосредоточены в рамках образования с условным наименованием "Центр профориентационной работы".
Вся деятельность такого центра может быть выстроена в полной аналогии с работой "Центров здоровья". (См. Никитин И. Г., Чарный Б. М. Здоровая школа: Сущностные и организационно-методические основы деятельности центра содействия укрепленного здоровья обучаемых в образовательном учреждении. - Пермь, 2001г.)
Другой вариант организационно-управленческой структуры - создание модуля профориентационной деятельности и организация его работы по матричному типу. (Успешный опыт организации матричного управления накоплен в школах № 25-90 и является одним из артефактов иновационно-эксперементальной работы.) Предполагается просчет динамики переливов потока учащихся с первого класса вплоть до выпуска по законам рохрематики.
- Структура образовательного процесса с точки зрения ПОД.
Как уже отмечалось выше целесообразно проектировать поликультурное образовательное пространство. Успешный опыт создания поликультурного образовательного пространства в контексте ПОД накоплен образовательной системой Мотовилихинского завода.
Образовательное пространство может иметь и более сложную конфигурацию. Так многие школы совмещают свое культурное поле с культурным полем профессиональных образовательных учреждений (начального, среднего и высшего профессионального образования).
Целесообразно выстраивание цепей:
а) Школа - ВУЗ - Профессиональная производственная деятельность - Карьера.
б) Школа - ПУ/ССУЗ - Профессионально производственная деятельность Профессиональный рост.
Представляется возможным быстрая разработка целого ряда вариативных моделей поликультурного образовательного пространства с учетом реально накопленного опыта и с широким привлечением практических работников.
- Управление ПОД на уровне образовательных учреждений.
Разработка системы управления не представляет особых трудностей при условии успешной реализации предложенных пунктов.
Действия будут включать:
а) изменения (перераспределение и дополнение) функциональных обязанностей:
- директора;
- замдиректора;
- классного руководителя;
- учителя - предметника;
- психолога, социального педагога и др. сотрудников.
б) Структура управления может быть организована по идее центра или по идее матричного типа управления, или по какой-то третьей идее.
в) Переподготовка основного состава педкадров. Подготовка и, возможно, введение в штат специально подготовленных для ведения ПОД специалистов.
г) Ресурсное обеспечение системы ПОД. Накопление научно-методических, информационных, дидактических материалов. Создание инфраструктуры ПОД: кабинета, специального оборудования. Включение специализированных учреждений и центров в районе и городе в систему ПОД образовательного учреждения.
д) Овладение стандартизированными диагностическими методиками. Разработка диагностической информационной системы включающей систему точек сбора информации, банки хранения информации, предоставление информации пользователям для принятия оперативных и стратегических решений.
е) планирование и перманентное проведение обеспечивающей информационно-идеологической компании ПОД.
3.2. Учреждения дополнительного образования (УДО).
Концепция работы учреждений ДО изоморфно таковой для общеобразовательной школы. Однако здесь более сильно должно быть проакцентирована индивидуализация, учет интересов обучающегося и возможно развития его способностей.
Данная концепция может быть разработана вслед за концепцией ПОД в общеобразовательной школе с максимальным использованием этой концепции. Последняя может быть разработана силами созданных ВНИКа.
3.3 ПОД в МУКе.
Модели работы МУКа по профессиональной ориентации обучающихся целесообразно разрабатывать, во-первых, параллельно с разработкой концепции ПОД в общеобразовательной школе и УДО и, во-вторых, с привлечением практических работников этих учреждений.
Наиболее целесообразно разработка нескольких моделей и постепенная их оптимизация в режиме опытной (экспериментальной) работы.
3.4. Субмуниципальный уровень профориентационной системы.
В первом приближении на этом уровне проектируется выполнение двух комплексов действий:
Первый - создание системы профориентационной деятельности в масштабе района;
Второй - обеспечение управления ПОД на уровне района.
Первый комплекс реализуется, преимущественно, силами самих образовательных учреждений. Субмуниципальный уровень обеспечивает организационную, административную, нормативно-правовую, информационную и финансовую поддержку этого процесса.
Однако исключительно к его компетенции относится создание законченной инфраструктуры ПОД на уровне района. В частности, это относится к созданию одного или нескольких хорошо оснащенных и укомплектованных квалифицированными кадрами профконсультационных центров (возможно и лучше всего, межведомственных).
Только на субмуниципальном уровне возможно эффективная координация усилий ОУ и предприятий по созданию поликультурной модели образовательного пространства (связь с заводами, другими работодателями, включение властных структур в ПОД).
Управление ПОД на субмуниципальном уровне будет включать, как минимум, следующие действия:
а) Некоторый пересмотр функционалов работников аппарата. Возможно, введение штатной единицы, занимающейся только вопросами управления ПОД в масштабе района.
б) Расширение функций методических служб. Возможно, создание методического кабинета профориентационной деятельности.
в) Планирование и координация ПОД в масштабе района.
Наиболее очевидное действие - разработка комплексной программы развертывания ПОД в районе.
г) Организация полномерного процесса переподготовки, подготовки и повышения квалификации руководителей образования и педагогических работников для системы ПОД.
д) Поддержка усилий образовательных учреждений по организации реального производственного труда, основанию производственно-сбытовых фирм, где учащиеся (под контролем взрослых) выполняют все производственные, управленческие, финансово-экономические и иные функции на принципе систематической ротации.
е) Финансирование проектов и инициатив снизу в контексте ПОД. Активизация инициатив через систему конкурсов, разыгрывание грантов и т. п.
ж) Интенсификация информационного обмена по вопросам ПОД внутри района. Включение в информационный обмен на уровне города и региона.
3.5. Муниципальный уровень профориентационной системы.
Основной функцией муниципального уровня системы ПОД представляется создание комплекса принципиальных условий для полномасштабного выстраивания (конституирования) данной системы, обеспечение ее функционирования в целях удовлетворения социального заказа и содействие развитию для вывода в режим опережающего реагирования.
Одним из ключевых условий является выстраивание политики (система отношений к ПОД в образовании социально-производственной сферы города).
Политику во многом реализует и ее транслирует городской межведомственный Координационный совет по профориентации (далее Совет). В целях обретения долговременной ориентационной основы деятельности Совета, представляется абсолютно целесообразной разработка комплексной программы развития системы профориентационной деятельности в г. Перми.
Совет выполняет представительские и координационные функции и решает принципиальные вопросы, создавая тем самым генеральные предпосылки успешного развертывания и эффективного функционирования ПОД на уровне города с учетом и региональных интересов.
ГКОН (наряду с органами управления других заинтересованных ведомств) выполняет стратегическое и оперативное управление ПОД, формируя политику и обеспечивая деятельность Совета.
ГКОН (наряду с органами управления других заинтересованных ведомств) формирует предложения относительно повестки дня заседаний Совета, осуществляет предварительную проработку выносимых на обсуждение вопросов. Представляется абсолютно своевременным подготовить и вынести на обсуждение Совета вопрос об организации, финансировании и проведении исследования, имеющего целью сформулировать обоснованный прогноз структуры профессиональной занятости трудоспособного населения в перспективе 3-5 лет (изучить спрос на профессии).
Формируя и регулируя финансовые, информационные и иные потоки ГКОН обеспечивает постепенное, но достаточно быстрое формирование инфраструктуры ПОД с максимальным использованием уже созданных служб, структур и учреждений на основе максимальной кооперации в т. ч. (и особенно!) межведомственной.
Вероятно, потребуется некоторое изменение функционала работников аппарата, однако создание дополнительной структуры в ближайшее время вряд ли потребуется.
Рабочий уровень управления ПОД может осуществлять рабочая группа, состоящая из работников органов управления различных заинтересованных ведомств.
Члены рабочей группы концентрируют в себе специфические компетентности, способы давать обоснованные, грамотные рекомендации по проблеме ПОД в адрес любого уровня управления.
Эта группа может готовить обоснования для создания ВНИКов, формировать коллективы компетентных специалистов, разрабатывать для них технические задания.
Т. о. может быть обеспечена плодотворная работа Совета на близкую перспективу и дан импульс развитию системы профессионально ориентационной деятельности в масштабе города. | | |