Центр развития образования им. С.О. Ветлугина "Модернизация в городской системе образования" |
Программа
Совета |
Кучева Ольга Валерьевна - педагог-психолог отдела по защите прав детей
Центра развития образования г.Перми
ОБРАЗОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
В соответствии с законом Пермской области "Об образовании" основной целью службы практической психологии является создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей условия для охраны здоровья и позитивного развития личности всех участников образовательного процесса.
Свободное развитие ребенка - это задача каждого образовательного учреждения.
Современные тенденции модернизации образования, проявляющие себя в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в совершенствовании службы практической психологии.
Служба является основой интеграции действий педагогов-психологов, педагогов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах обучения в образовательном учреждении. В деятельности Службы реализованы принципы восстановительного и компенсирующего обучения, индивидуальная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь ребенку, ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии, сотрудничество семьи и школы и др.
Экономическое и социальное положение в обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведет к целому ряду проблем, требующих решения. Особую тревогу вызывают увеличение количества безнадзорных и беспризорных детей, детей со школьной и социальной дезадаптацией, высокая преступность несовершеннолетних, семейное неблагополучие и охрана здоровья детей.
Важная роль в концепции модернизации отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психического здоровья . Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как " психически не болен, но психологически уже не здоров".
Психологическое здоровье - состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида.
"Психологическое здоровье" характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам), находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.
Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:
- состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
- адекватное социальное поведение;
- умение понимать себя и других;
- более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
- умение делать выбор и нести за него ответственность
- и пр.
Современная образовательная система и образовательные программы перегружены предметами, не привязанными к проблемам повседневной жизни, что осложняет понимание детей с особыми образовательными нуждами, не всегда адекватны их интеллектуальному развитию. Образование не имеет вариативности и гибкости, в результате чего это просто мешает не только нормальному учебному процессу, но и душит интерес учащихся, перенапрягает детей морально и физически. Учащиеся не в состоянии реализовать себя в разных видах деятельности. Следовательно, у детей теряется интерес к обучению, они вынуждены искать замену, альтернативу, которая уже, в свою очередь, может вырасти в разные варианты: от соматической слабости (перенапряжение, переутомление деятельностью, несоблюдение основных психолого-педагогических условий при обучении) до социальных проблем
( нежелание учиться, конфликты, уход из дома, бродяжничество и пр.). Эти проблемы усиливаются также не только школьной дезадаптацией, но и, в огромной степени, от стиля педагогического общения, состояния самих педагогов, их компетентности. Не всегда педагоги учитывают и возрастные особенности школьников, их статус в детском коллективе, работоспособность, способности и состояние здоровья. Следовательно, обучение не индивидуализировано и не дифференцированно, не является развивающим для учащихся, не несет в себе личностного смысла для них, а просто формально.
Все это приводит к аномалиям психологического здоровья, а именно к поведенческим нарушениям и эмоциональным расстройствам. В этом случае нужна уже специализированная помощь разных субъектов образования (родителей и педагогов) и специалистов смежных областей (врачей, психологов, дефектологов, валеологов, социальных работников).
Высокий уровень патологии школьников указывает на необходимость создания здоровьесберегающей среды в школе:
- создание оптимальных внешнесредовых условий в школе (стиль общения педагогов с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание атмосферы заинтересованности и живого поиска знаний, атмосферы психологического расслабления и комфортности);
- нейтрализация негативизмов и страха получения отрицательной оценки своей деятельности;
- учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся (тип темперамента, тип утомления, тип нервной системы, ведущий тип восприятия информации и пр.);
- допуск вариации уроков по видам деятельности: чередование игр и наблюдений, решение практических задач, психоэмоциональные паузы, свободный творческий труд;
- рациональное использование педагогом слов, наглядности и действий на уроке;
- поддержка взаимосвязи между учебными предметами. Подход к обучению должен быть учебно-игровой, трудовой. Обучение в начальной школе - это проведение интересных и развивающих занятий, в среднем звене - усиление практической деятельности и самостоятельности на уроках, с обязательным включением подростков в дополнительное образование, в старшем звене - организация профильного обучения. Между этими ступенями обучения должен быть постепенный переход от одной ступени к другой;
- воспитание иммунитета к асоциальному поведению, рациональное использование поощрений и наказаний;
- оптимальный двигательный режим, правильное и витаминизированное питание , соблюдение санитарно-гигиенических норм, формирование здорового образа жизни.
Все эти необходимые условия только способствуют развитию детей, удовлетворяют их эмоциональное благополучие, а, следовательно, удовлетворяют их уровень здоровья (укрепляют физическое и психическое здоровье, формируют желание учиться, развивают ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с самим собой).
Профессиональная забота психологической службы о здоровье детей предполагает создание единой системы развивающей и реабилитирующей сред, у каждой из которых своя специфика и свое назначение.
Развивающая среда |
Реабилитирующая среда |
Создание условий нормального развития. |
Восстановление параметров нормального детства. |
Обеспечение комплекса базовых способностей растущей личности |
Реализация возрастно-нормативных моделей развития. |
Ориентация на индивидуально- личностные нормы. |
Ориентация на социокультурные нормы. |
Учет индивидуально-личностных особенностей ребенка (одаренность, способности, увлечения, достоинство). |
Создание человеческих условий культурно-образовательной среды (режим, нагрузки, психологический климат). |
Педагогика и психология развития. |
Реабилитационная и коррекционная педагогика. |
Здравостроительство. |
Здравоохранение и здравосохранение |
Практический психолог образования выступает в качестве координатора обеспечения ответственными субъектами образования условий психологического здоровья ребенка. Сотрудничество со специалистами позволяет разрешить серьезные проблемы, в том числе и нарушения психологического здоровья детей.
Данная схема означает "профессиональное взаимодополнение" субъектов образования.
Таким образом, профессиональная забота взрослых и специально организованная здоровьесберегающая среда развивает природные возможности и сохраняет здоровье учащихся в младшем школьном возрасте, обеспечивает интенсивное физическое и социальное созревание у подростков, физическое и социально-нравственное самосовершенствование в старших классах. Это является важнейшим направлением гуманизации образования.
Проблемные вопросы:
- В чем, с Вашей точки зрения, заключается сущность оздоровительной работы в системе образования?
- Как в Вашем образовательном учреждении учитываются индивидуальные особенности учащихся и используется дифференцированный подход в обучении?
- Как Вы относитесь к валеологическому подходу в школьном образовании?
- Как Вы думаете, система образования должна быть построена с учетом базовых потребностей учащихся? Если да, то какие условия должны быть созданы для этого?
- Как Вы считаете, целесообразно ли введение курса "Педагогической валеологии" в образовательных учреждениях и должен ли он стать профилирующим в подготовке учителей?
- Проводятся ли в Вашем регионе экспериментальные апробации валеолого-педагогических подходов в обеспечении здоровья школьников?
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|