ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  


Центр развития образования им. С.О. Ветлугина
"Модернизация в городской системе образования"
Программа Совета 

Кучева Ольга Валерьевна - педагог-психолог отдела по защите прав детей Центра развития образования г.Перми

ОБРАЗОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

В соответствии с законом Пермской области "Об образовании" основной целью службы практической психологии является создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей условия для охраны здоровья и позитивного развития личности всех участников образовательного процесса.
Свободное развитие ребенка - это задача каждого образовательного учреждения.
Современные тенденции модернизации образования, проявляющие себя в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в совершенствовании службы практической психологии.
Служба является основой интеграции действий педагогов-психологов, педагогов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах обучения в образовательном учреждении. В деятельности Службы реализованы принципы восстановительного и компенсирующего обучения, индивидуальная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь ребенку, ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии, сотрудничество семьи и школы и др.
Экономическое и социальное положение в обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведет к целому ряду проблем, требующих решения. Особую тревогу вызывают увеличение количества безнадзорных и беспризорных детей, детей со школьной и социальной дезадаптацией, высокая преступность несовершеннолетних, семейное неблагополучие и охрана здоровья детей.
Важная роль в концепции модернизации отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психического здоровья . Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как " психически не болен, но психологически уже не здоров".
Психологическое здоровье - состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида.
"Психологическое здоровье" характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам), находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.
Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:

  • состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
  • адекватное социальное поведение;
  • умение понимать себя и других;
  • более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
  • умение делать выбор и нести за него ответственность
  • и пр.
Современная образовательная система и образовательные программы перегружены предметами, не привязанными к проблемам повседневной жизни, что осложняет понимание детей с особыми образовательными нуждами, не всегда адекватны их интеллектуальному развитию. Образование не имеет вариативности и гибкости, в результате чего это просто мешает не только нормальному учебному процессу, но и душит интерес учащихся, перенапрягает детей морально и физически. Учащиеся не в состоянии реализовать себя в разных видах деятельности. Следовательно, у детей теряется интерес к обучению, они вынуждены искать замену, альтернативу, которая уже, в свою очередь, может вырасти в разные варианты: от соматической слабости (перенапряжение, переутомление деятельностью, несоблюдение основных психолого-педагогических условий при обучении) до социальных проблем ( нежелание учиться, конфликты, уход из дома, бродяжничество и пр.). Эти проблемы усиливаются также не только школьной дезадаптацией, но и, в огромной степени, от стиля педагогического общения, состояния самих педагогов, их компетентности. Не всегда педагоги учитывают и возрастные особенности школьников, их статус в детском коллективе, работоспособность, способности и состояние здоровья. Следовательно, обучение не индивидуализировано и не дифференцированно, не является развивающим для учащихся, не несет в себе личностного смысла для них, а просто формально.
Все это приводит к аномалиям психологического здоровья, а именно к поведенческим нарушениям и эмоциональным расстройствам. В этом случае нужна уже специализированная помощь разных субъектов образования (родителей и педагогов) и специалистов смежных областей (врачей, психологов, дефектологов, валеологов, социальных работников).
Высокий уровень патологии школьников указывает на необходимость создания здоровьесберегающей среды в школе:
  • создание оптимальных внешнесредовых условий в школе (стиль общения педагогов с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание атмосферы заинтересованности и живого поиска знаний, атмосферы психологического расслабления и комфортности);
  • нейтрализация негативизмов и страха получения отрицательной оценки своей деятельности;
  • учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся (тип темперамента, тип утомления, тип нервной системы, ведущий тип восприятия информации и пр.);
  • допуск вариации уроков по видам деятельности: чередование игр и наблюдений, решение практических задач, психоэмоциональные паузы, свободный творческий труд;
  • рациональное использование педагогом слов, наглядности и действий на уроке;
  • поддержка взаимосвязи между учебными предметами. Подход к обучению должен быть учебно-игровой, трудовой. Обучение в начальной школе - это проведение интересных и развивающих занятий, в среднем звене - усиление практической деятельности и самостоятельности на уроках, с обязательным включением подростков в дополнительное образование, в старшем звене - организация профильного обучения. Между этими ступенями обучения должен быть постепенный переход от одной ступени к другой;
  • воспитание иммунитета к асоциальному поведению, рациональное использование поощрений и наказаний;
  • оптимальный двигательный режим, правильное и витаминизированное питание , соблюдение санитарно-гигиенических норм, формирование здорового образа жизни.
Все эти необходимые условия только способствуют развитию детей, удовлетворяют их эмоциональное благополучие, а, следовательно, удовлетворяют их уровень здоровья (укрепляют физическое и психическое здоровье, формируют желание учиться, развивают ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с самим собой).
Профессиональная забота психологической службы о здоровье детей предполагает создание единой системы развивающей и реабилитирующей сред, у каждой из которых своя специфика и свое назначение.

Развивающая среда

Реабилитирующая среда

Создание условий нормального развития. Восстановление параметров нормального детства.
Обеспечение комплекса базовых способностей растущей личности Реализация возрастно-нормативных моделей развития.
Ориентация на индивидуально- личностные нормы. Ориентация на социокультурные нормы.
Учет индивидуально-личностных особенностей ребенка (одаренность, способности, увлечения, достоинство). Создание человеческих условий культурно-образовательной среды (режим, нагрузки, психологический климат).
Педагогика и психология развития. Реабилитационная и коррекционная педагогика.
Здравостроительство. Здравоохранение и здравосохранение

Практический психолог образования выступает в качестве координатора обеспечения ответственными субъектами образования условий психологического здоровья ребенка. Сотрудничество со специалистами позволяет разрешить серьезные проблемы, в том числе и нарушения психологического здоровья детей.


Данная схема означает "профессиональное взаимодополнение" субъектов образования.

Таким образом, профессиональная забота взрослых и специально организованная здоровьесберегающая среда развивает природные возможности и сохраняет здоровье учащихся в младшем школьном возрасте, обеспечивает интенсивное физическое и социальное созревание у подростков, физическое и социально-нравственное самосовершенствование в старших классах. Это является важнейшим направлением гуманизации образования.
Проблемные вопросы:

  1. В чем, с Вашей точки зрения, заключается сущность оздоровительной работы в системе образования?
  2. Как в Вашем образовательном учреждении учитываются индивидуальные особенности учащихся и используется дифференцированный подход в обучении?
  3. Как Вы относитесь к валеологическому подходу в школьном образовании?
  4. Как Вы думаете, система образования должна быть построена с учетом базовых потребностей учащихся? Если да, то какие условия должны быть созданы для этого?
  5. Как Вы считаете, целесообразно ли введение курса "Педагогической валеологии" в образовательных учреждениях и должен ли он стать профилирующим в подготовке учителей?
  6. Проводятся ли в Вашем регионе экспериментальные апробации валеолого-педагогических подходов в обеспечении здоровья школьников?


написать модератору
библиотека совета
участники совета







  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ
Пермская гильдия добросовестных предприятий




Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 

 

SpyLOG

  РОССИЙСКИЕ   ФОРУМЫ

Министерство образования РФ
Обучение.ру - Образовательный портал
Фонд поддержки российского учительства
Архив педсоветов 2000-2001
Педсовет в Красноярске
Интернет форум в Омске
Тольятти приглашает на свой педсовет

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru