ОСВОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Правовые основы экогуманистического воспитания в школе
Макарова С.Б., зам. директора школы № 61
Ключевой идеей НГСО является идея воспитания свободного гражданина как члена демократического общества. Это означает, что необходимо преобразовывать школьную среду, уходить от авторитарной педагогики, изменять сложившуюся систему образования, воспитывать правовую культуру субъектов образовательного процесса. Но собственно знания о правах -
это ещё не правовая культура. Правовые ценности должны быть освоены, а затем и присвоены личностью в специально организованной деятельности.
Как этого добиться? Одним из возможных решений может быть система экогуманистического воспитания в школе.
Экогуманистическое воспитание -
воспитание личности экогуманистического мировоззрения, человека культурного, способного обогащать собственную физическую, социальную и духовную жизнь, способного укреплять здоровье, стремиться к здоровому образу жизни, способного решать экологические проблемы.
Стратегически важным в решении экологического образования является, по мнению В. Ясвина, гуманитарное направление, которое предполагает смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания через:
- осмысление, освоение, сохранение культурно-исторического опыта;
- освоение опыта здорового образа жизни;
- признание ценностей, форм, способов взаимодействия цивилизаций, социальных общностей с природой;
- понимание и освоение ценностей Мира, Общества, Природы.
Эти гуманитарные ценности и лежат в основе экогуманистического мировоззрения.
Осмысление концептуальных подходов к экологическому образованию и их динамике в работах А. Захлебного, В. Ясвина, И. Суравегиной,
С. Алексеева, Н. Мамедова, Н. Кондратьевой и др. авторов позволяет выделить два направления:
1 - объединение усилий всех необходимых общественных институтов;
2 - уровень собственно школьного экологического образования.
Для школы значима разработка второго направления, т.е. необходим системный подход к экогуманистическому образованию, включающий:
- экологизацию учебных предметов;
- реализацию психолого-педагогических аспектов экологического образования с учётом возрастных особенностей детей;
- использование методик, формирующих субъективное отношение к природе, самоанализ детьми собственных потребностей;
- отработку механизмов гуманитаризации образовательного процесса;
- разработку и осуществление эффективных форм работы с семьёй по экологическому образованию;
- освоение внешкольной среды, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и культуры;
- признание прав и свобод личности, уважение ценностей человека;
- воспитание субъекта деятельности -
человека, который самостоятельно, осознанно, целенаправленно осуществляет свой выбор.
В первую очередь, необходимо проработать правовые аспекты экогуманистической системы воспитания, т.к. основа правового воспитания является основой всех других форм воспитания: экологического, физического, нравственного, трудового и т.д.
Развитие правового воспитания является одним из приоритетов обновления содержания в современной школе, становится актуальным в условиях пробуждения практического интереса к праву и правовым механизмам в обществе - это с одной стороны. С другой стороны, эти процессы не подкреплены правовой традицией и не являются безусловной ценностью, требуют серьёзной систематической работы по образованию и воспитанию школьников, комплексной проработки данного вопроса, организации разных форм гражданского воспитания.
Правовая основа содержится в программах учебных предметов, международных документах: Декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка (1989г.), Конституции Российской Федерации, Закона РФ "Об образовании" (ФЗ от 13.01.96)
В Законе РФ "Об образовании" сформулированы понятия и цели правового образования в школе:
- уважение к праву;
- формирование компетенций, достаточных для защиты прав, свобод, интересов личности;
- формирование способностей к мышлению, деятельности, самоанализу;
- развитие коммуникативных способностей;
- освоение конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.
При этом развитие правовых способностей, знаний, умений и навыков должно быть обеспечено на всех ступенях образовательного процесса с учётом возрастных особенностей, принципа непрерывности и преемственности.
Мы считаем, что эти принципы могут осуществляться в системе:
ЗУНы, получаемые на уроках граждановедческих курсов (право, обществознание);
актуализация правового знания и воспитания в предметах базового цикла (литература, МХК, естественнонаучные дисциплины и др.);
организация внеурочной деятельности и соуправления.
Приведем примерную схему организации правового воспитания в экогуманистической системе.
Цель: основы конфликтных компетенций.
- Начальная школа -
курс "Практические правила поведения и действия" (кружки "Право", "Этика").
Цель: развитие основных правовых компетенций.
2. V-VI классы -
пропедевтический курс "Человек и общество" в различные исторические эпохи, в различных культурах, современном мире, России.
VII класс -
вводный правовой курс "Защита прав человека" (мораль, право, справедливость, равенство, права несовершеннолетних граждан).
VIII-IX классы -
"Основы правовых знаний".
Цель: приобретение базовых навыков.
З. X-XI классы -
курс "Правоведение", "Обществознание", "Человек, общество, право".
Основы правового и экогуманистического воспитания заложены в программах базовых предметов. Необходимо только эти знания активизировать на уроках и использовать их воспитательный потенциал.
- Естественнонаучные дисциплины: освоение естественнонаучной картины мира; обоснование и выбор стратегии разумного отношения человека к природе; освоение единства природы и общества, их взаимоотношений на принципах гуманности и разумности.
- Гуманитарные дисциплины: духовно-нравственное развитие человека; воспитание высших чувств человека; воспитание культуры толерантности; освоение правовых норм взаимоотношений; освоение ценностей культур различных цивилизаций.
- Исторические дисциплины: воспитание субъекта истории; рассмотрение исторической динамики правовых вопросов, правовой культуры различных цивилизаций.
- Математические дисциплины: воспитание дисциплины, логики, ответственности, способности к самоанализу, рефлексии.
- Физическая культура: воспитание воли, культуры, здоровья, потребности в ЗОЖ.
- Технология: воспитание разумного отношения к потребительским запросам.
Также на каждом уровне необходимо использовать различные виды внеурочной работы.
Итак, правовое образование -
неотъемлемая часть общей культуры личности в экогуманистической системе ценностей наряду с экологическим, нравственным, трудовым, патриотическим и другими формами воспитания. Результатом правового образования в экогуманистической системе является процесс социализации личности, который выражается в образовании, воспитании и развитии субъектов образовательной деятельности. Результат правового воспитания может быть выражен в развитии правосубъектности личности, ее правовой обученности, образованности, воспитанности и развитости.
|