ОСВОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Проблемы правового воспитания подростков, обучающихся в вечерней школе.
Курбацкая Е.М., учитель истории ВСОШ №5
В последние годы, как никогда ранее, вечерняя школа стала важной составной частью нашей общей системы образования. Она занимает свою нишу, выполняет свои функции, значимые для общества. Из школы для взрослых "вечёрка" постепенно превратилась в школу для подростков, в основном "трудных", с "проблемами". Она, являясь, возможно, самой демократичной формой образования, служит гарантом подлинной демократичности и доступности образования для тех, кто в силу разных причин не смог учиться в обычной массовой школе, кто оказался отторженным ею. Обучая и воспитывая, вечерняя школа "вырывает" многих из группы "риска", нацеливает на добрые дела и поступки, помогает в освоении основ наук и первоначальной профессии, давая тем самым дополнительный шанс найти им свое место в жизни. Не зря в Приложении к Федеральному закону от 10.04.2000 г., утвердившему Программу развития образования на 2000-2005 годы, особо подчеркнута её ответственная миссия: "В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодёжи велика роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ".
Самым важным направлением своей деятельности учителя вечерней школы считают правовое воспитание подростков, в силу различных обстоятельств пришедших в неё из дневной школы. Задачу их социально-правовой реабилитации мы понимаем как приоритетную, поскольку многие наши ученики - это люди, права которых в рамках технократической системы образования не только не освоены, не соблюдены и не защищены, но и нарушены. Правовой нигилизм и правовой цинизм в обществе - вещи болезненные и опасные. Вдвойне опасен правовой нигилизм в системе государственного образования, где осваиваются права ребёнка и права человека. К сожалению, огромная армия учителей плохо знает права ребёнка, не стремится к их изучению, осмыслению, что часто приводит к их нарушению. Соблюдение прав детей заменяется субъективным произволом, когда учитель считает возможным по прихоти жаловать или наказывать учеников, забывая (или не зная) о том, что человек от рождения считается свободным, имеющим неотъемлемые права, что субъективные права (на жизнь, на безопасность, на свободное пользование своей речью, мыслью и т.д.) абсолютно принадлежат человеку, а не дарятся, а общество и правовое государство обязаны их защищать и гарантировать.
В итоге имеем то, что имеем - частое нарушение прав ребёнка в авторитарно-технократической системе образования (в которой не сформированы правовые отношения, в которой не свободны ни учитель, ни ученик, которая не рассчитана на развитие свободной личности), у которой есть право:
- знать свои законные права;
- на сохранение индивидуальности;
- свободно выражать своё мнение;
- на образование, обеспечивающее уважение прав человека, прав ребёнка и развитие личности ребёнка в наиболее полном объеме его способностей и т.д.
И ещё - упущенные время и возможности для воспитания у детей потребности в праве и правоспособности, понимание учениками "ненужности" их собственных прав, предпочтение правам естественного своеволия, которое формирует другой образ свободы: безответственности за сделанный выбор, с отрицанием всех общественных норм, правил, законов, нередко приводящий подростка к преступному поведению.
Таким образом, в силу объективных и субъективных причин (например, отсутствие норм так называемого ювенального права, которые бы позволили реализовать право ребёнка на гуманное обращение, уважение достоинства личности в случае совершения им правонарушения, преступления, лишения его свободы) в "вечёрку" приходят учащиеся, отторженные дневной школой. Перед всеми работниками вечерней школы встаёт серьёзнейшая проблема восстановления у этих детей понимания сущности правовой свободы (в отличие от своеволия), освоения ими поля правовой свободы, формирования умения жить в этом поле, ценить и защищать свои права. Иными словами, учителя вечерней школы должны решать задачу социально-правовой реабилитации своих учеников с учетом допущенных ошибок на предыдущем этапе развития личности. Задача сложна чрезвычайно, поскольку к нам в школу приходят, как правило, дети с достаточно высоким уровнем правового нигилизма: часть из них к 14-16 годам уже совершила правонарушения, получив условное уголовное наказание (5,6% учащихся); часть -
на учете в КДН (20% учащихся в возрасте 14-16 лет).
Мы понимаем, что решать эту задачу необходимо, если все мы действительно хотим воспитать в школе свободного гражданина, без этого подлинно демократического общества представить невозможно. Постепенно приходит понимание и того, что в рамках традиционной системы образования сделать это невозможно, что необходимо развитие иной, научно-гуманистической системы образования, которая ставит во главу угла всех преобразований проблему соблюдения и защиты прав человека (ребёнка). Права ребёнка - основа формирования школы как субъекта гражданского общества. Не будет прав у ребёнка, не будет он с детства знать и ценить их, не будет у него и чувства собственного достоинства, а значит - не будет никакой демократии в России. Бесправные дети - общество без будущего.
Именно поэтому коллектив ВСОШ №5 работает над созданием программы правового воспитания учащихся с учетом особенностей наших учеников, проблем и задач, обусловленных этими особенностями. Сложность деятельности в этом направлении заключается в том, что нам, учителям, самим необходимо освободиться от правовой несвободы, изжить стереотипы мышления и поведения, сформированные технократической системой образования. Только осознав свою миссию в деле воспитания свободного гражданина, имея необходимые знания, мы сможем:
- помочь детям перейти от произвольной свободы к правовой свободе, т.е. свободе ответственности;
- формировать юридическое правопонимание, а не легистское, господствовавшее в нашей стране многие десятилетия;
- воспитывать правосубъектность ребёнка, знающего свои правомочия;
- воспитывать дееспособного человека, имеющего определённый правовой статус;
- воспитывать правовые чувства как основу к развитию правовой культуры;
- развивать правовую культуру личности через реализацию её правовой социализации, правовой образованности, правовой обученности, правовой воспитанности, правовой развитости.
|