ОСВОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Школьное правовое пространство как условие правового воспитания
Лаговская Т.В., учитель истории школы №10
Человечество обязано давать ребенку все лучшее, что имеет. Так записано в Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году, в 1989 году была принята "Конвенция о правах ребенка".
Требования Конвенции имеют силу норм международного права, регулирующего взаимоотношения мира взрослых и мира детей, определяющего новую этику отношения к детству.
Главные цели Конвенции - максимальная защита интересов ребенка, признание приоритетности этих интересов в обществе и провозглашение равных прав ребенка со взрослыми.
Выделяем основополагающие принципы:
- ребенок является самостоятельным субъектом права;
- приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии;
- родитель и ребенок должны стать равноправными субъектами права;
- государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.
В свою очередь, РФ, основываясь на вышеупомянутых международных нормах и в обеспечение закрепленных в них положений, издала ряд законов и других нормативных актов, которые закрепляют права детей и их интересы.
Но российский институт прав человека, ребенка только формируется в сознании людей, идет процесс осмысления и усвоения его теоретических основ, утверждения и практической реализации.
Соблюдение прав детей имеет значение для развития, как системы образования, так и общества в целом. Значит, эффективно организовать правовое воспитание всех субъектов образования можно только в научно-гуманистической системе образования.
Выделяем основные цели правового воспитания:
- узнать и освоить права и свободы человека, ребёнка,
- уметь их защищать.
Из целей вытекают задачи:
- воспитывать у детей потребность в праве и правоспособности,
- воспитывать уважение к своим (в первую очередь) правам и свободам как ценности,
- включить формы деятельности, где эти права смогут реализоваться, проявиться,
- воспитание умения соблюдения и защиты прав и восстановления их в случаях нарушения,
- повышение уровня правовой культуры учителя и других участников образовательного процесса.
Основные направления развития правового образования учащихся заложены и в "Программе развития системы образования г. Перми до 2005 года". Основными тенденциями правового образования учащихся школ г. Перми на современном этапе являются:
- ориентация на практическую значимость правовых курсов, социализацию и социальную адаптацию обучаемых,
- стремление к интеграции правового обучения и воспитания,
- включение правового образования в систему общегуманитарного образования,
- создание профильных классов, спецкурсов, факультативов.
На основе анализа общих направлений воспитания выделяем как приоритетное - правовое воспитание. Какую систему действий предполагаем по решению данных задач в нашей школе?
В соответствии с ключевыми идеями развития "школы для ребёнка" и практическим внедрением программы развития школы, одним из важнейших блоков является правовое воспитание, которое включает:
- анализ ситуации (диагностика) по владению знаниями документов всеми участниками образовательного процесса, пониманию своих прав и обязанностей;
- теоретическое осмысление законов о правах, которое проводилось на методсоветах и совещаниях классных руководителей;
практикумы по работе с документами и работа со СМИ;
освоение курса "Гуманитаризация образования";
отражение прав ребёнка в локальных правовых актах, основными из которых являются "Устав школы", "Положение о приёме в I, Х класс", разрабатывается проект "Устава прав учащегося";
интеграцию общего и дополнительного образования;
оформление стенда с текстами правовых документов;
задачу создания необходимых педагогических условий для обеспечения права детей на полноценное образование, которая решается обновлением содержания образования, изменением управленческих отношений. Осуществляется инновационная деятельность по теме: "Создание организационных и кадровых условий освоения НГСО для обновления школы". Разрабатываются основные направления развития в содержании образования (развитие гуманитарного потенциала предметов; экономический профиль на III ступени); в технологии обучения (освоение систем "Школа-2100" и РО Л.В. Занкова; ведется поиск и адаптация современных технологий преподавания на личностно-ориентированной основе); в системе воспитания (развитие новых традиций и школьного самоуправления); в управлении и работе с кадрами (осмысление основ новой СО, мотивация педколлектива); совершенствование структуры школы: создание МСППС, "детский сад - школа";
курс по правам человека является факультативным курсом;
задачу строить воспитательную работу системно и на принципах РО: совместное планирование; совместная организация; совместная рефлексия, акцент ставится на развитии качеств личности (эмпатии, толерантности, коммуникативной культуры и т.д.);
привлечение родителей к осознанию проблемы прав ребёнка, принято решение о создании родительского лектория;
создание в школе родительского совета, развитие основы детского самоуправления, освоение основ самоуправления. Пока это удается в отдельных видах деятельности;
серию классных часов по правам ребёнка:
I ступень - правовая пропедевтика,
II ступень - Я и общество,
III ступень - общество и право;
проведение школьных олимпиад по правовым вопросам, участие в городских конкурсах;
систему социальных проектов;
встречи с юристами по разъяснению текущих правовых вопросов.
|