ОСВОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Соловьянова С.О., социальный педагог школы № 85
Роль социального педагога в реализации прав и свобод ребенка в школе
В наше неспокойное время постперестроечного периода Россия находится в условиях глубокого экономического кризиса. Нестабильность, резкое расслоение общества на "бедных" и "богатых", смена системы ценностей, основных общественных ориентиров привела к нравственному кризису общества и, как прямое следствие, кризису всей системы образования. На современном этапе резко возросло число семей, которые не в состоянии справиться с проблемами (экономическими, проблемами отношений между членами семьи, воспитания детей и т.д.), вследствие чего в школе значительно увеличилось количество "проблемных" детей. На фоне этого весьма актуальной востребованной фигурой становится социальный педагог.
Известно, что социальный педагог, оказывая социальную помощь ребенку, реализует при этом следующие функции:
- воспитательная (обеспечение целенаправленного влияния всех социальных институтов на поведение и деятельность ребенка);
- организаторская (организация деятельности, влияние на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координация деятельности подростковых и молодежных объединений, связь с правоохранительными учреждениями);
- прогностическая (прогнозирование процесса социального развития микросоциума);
- профилактическая (приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний, оказание социотерапевтической помощи нуждающимся);
- организационно-коммуникативная (включение населения микрорайона в социальную работу, совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты);
- охранно-защитная (использовать весь арсенал правовых норм для защиты прав и интересов детей).
В соответствии со своим функционалом социальный педагог должен принимать активное участие в реализации положений Конвенции о правах ребенка совместно с педагогами, психологом, администрацией школы, правоохранительными органами, родителями и, конечно, детьми. Попытаемся выделить основные положения Конвенции и способы их реализации в школе с помощью социального педагога.
"Ребенок имеет право на образование" (ст. 23, 28, 29).
- Социальный педагог должен обеспечивать реализацию этого права, если ребенок по каким-либо причинам не посещает школу (привлечение к этому вопросу родителей и других родственников, органов опеки, правоохранительных органов, общественности);
- оказание помощи детям с низкой мотивацией к обучению, их профессиональной ориентации, выявление дальнейших перспектив для таких детей;
- консультации по вопросам обучения по индивидуальному плану на дому, в других учебных заведениях, помощь в профессиональной ориентации и трудоустройстве;
- особого внимания требуют дети с ограниченными умственными или физическими возможностями, они нуждаются в помощи по адаптации к школьной среде; оказание помощи родителям в воспитании и развитии таких детей.
"Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации" (ст. 18, 19, 20, 32, 33, 34, 35).
- Профилактическая и воспитательная работа с родителями о методах воздействия на ребенка;
- защита прав ребенка совместно с правоохранительными органами (вплоть до отстаивания интересов ребенка в суде);
- просветительская работа среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркотических веществ; оказание помощи детям, попавшим в наркотическую зависимость.
"Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения" (ст. 22, 25, 26).
- Помощь малоимущим семьям в получении официального статуса (малообеспеченные, многодетные и т.д.);
- помощь малоимущим семьям в оформлении документов на предоставление положенных льгот;
- организация бесплатного горячего питания детей из малоимущих семей;
- помощь в получении бесплатных путевок на лечение и отдых, новогодние елки, праздничные представления и т.д.;
- если семья является беженцами, оказывать помощь в получении статуса беженцев, получении пособий и льгот.
"Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства" (ст. 6, 7, 16, 23).
- Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом школы, родителями и детьми осуществляет работу по созданию в школе атмосферы доверия, уюта, защищенности;
- защищает права и здоровье ребенка в отношении режима работы учебного заведения;
- играет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения; способствует взаимопониманию между детьми и их окружением;
- играет роль адвоката, защитника интересов, законных прав ребенка, его семьи;
- помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между детьми и другими взрослыми.
"Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию" (ст. 13, 14, 15, 30).
- Привлечение детей к управлению школы;
- организация (совместно с психологом и классным руководителем) диспутов, семинаров, классных часов по самореализации личности детей;
- вовлечение детей в различные детские сообщества (скаутское движение), обсуждение с детьми жизненно важных для них вопросов.
"Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг" (ст.31).
- Привлечение детей из неблагополучных семей к занятиям в кружках, секциях, имеющихся в школе и вне школы;
- вовлечение детей во внеклассные мероприятия (концерты, конкурсы, викторины, литературные гостиные и т.д.);
- организация отдыха детей в летних лагерях;
- содействие в трудоустройстве детей по их желанию в летний период;
- организация турпоходов, поездок по родному городу, краю, стране; посещение выставок, концертов, музеев.
"Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь" (ст. 20, 21).
- Оказание моральной поддержки ребенку, потерявшему родителей;
- содействие в оформлении опекунства;
- контроль за соблюдением прав ребенка в новой семье, регулярное обследование таких семей.
"Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение" (ст. 40).
- Выявление скрытых причин совершенного проступка и их устранение;
- укрепление в сознании ребенка мысли о том, что, несмотря на содеянное, он как человек, достоин уважительного обращения;
- помощь ребенку в реабилитации и адаптации в обществе.
|