ОСВОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Проблемы становления субъектности участников образовательного процесса в ходе реализации инновационной деятельности
Бородкина Э.Н., зам. директора школы № 33
В течение трех лет школа целенаправленно развивается в решении избранной проблемы: становление субъектности всех участников образовательного процесса.
Шаги, сделанные в направлении достижения целей школы, являются первым опытом, новацией для нашего школьного сообщества. По этой причине невозможно с однозначной уверенностью ожидать стопроцентного совпадения планируемого результата и реально полученного.
Сложность проявления и фиксации результата деятельности педагогического коллектива заключается также в том, что происходящие изменения, видимые внешне через содержание преподаваемого предмета, используемую технологию и иные проявления данного ряда, фактически являются следствием. Причина же лежит в сфере мировоззренческих установок, ценностных ориентаций. Их изменение - процесс длительный, трудоемкий, психологически затратный для всех субъектов в него включающихся.
Процесс рождения новшества всегда характеризуется наличием непростой системы отношения к нему. Перестройка ценностей порождает разнонаправленные процессы внутри коллектива и его дифференциацию по позициям:
- принятие и осмысление нового, быстрое продвижение вперед;
- формальное принятие нового, но фактическое отсутствие изменений в педагогической деятельности;
- нежелание воспринимать новые ценности, и как следствие, скрытое или явное сопротивление.
В соответствии со статистическими данными П.И. Третьякова члены коллектива школы по степени мотивации к инновации распределяются следующим образом (в %): лидеры - 1-3%, позитивисты - 50-60%, нейтралы - 30%, негативисты - 10-20%. Соотнесение данных исследований с практикой нашей школы показывает следующую представленность данных групп в нашем педколлективе (в %): лидеры - 2,7; позитивисты - 32; нейтралы - 50; негативисты - 15,2. Приведенные процентные показатели позволяют зафиксировать ситуацию как позитивную для дальнейшего инновационного развития, так как группы лидеров и негативистов не превышают пределов нормы. Преобладание же нейтралов над позитивистами в сторону первых формирует задачу для управления инновационным процессом: перевести людей из группы 3 в группу повышенной мотивации (вторую).
Первоначально важно определить исходный набор теоретических знаний и профессиональных умений учителя, осуществляющего инновацию, т.е. субъекта инновационной деятельности. Данная компетентность учителя может наполняться следующим содержанием:
- знание содержания предмета в пределах нововведения;
- владение технологией РО или способами проблематизации ТО;
- знание возрастной психологии и применение ее в условиях инноватики;
- мотивационная готовность работать в рамках нововведения;
- сформированность навыков исследовательской работы (умения работать с научной литературой, анализировать, проводить социометрические измерения эксперимента, диагностику учебных умений и др.);
- степень осознания целей и задач нововведения;
- умения оценивать конечные результаты инновации, проводить корректировку программы.
Задача управления - создать условия для становления учителя как субъекта инновационной деятельности и совершенствования его способностей к освоению инноватики.
Сделанные в 2001-02 учебном году шаги в направлении реализации инновационной деятельности в школе осуществлялись в нескольких плоскостях:
- в обновлении содержания образования через введение инновационных курсов (экспериментальный курс "Конструктивная биология" в VII-э, VI- а, б классах; МПИ и в VI-б классе; программы В.В. Репкина по русскому языку., Г.Н. Кудиной - З.Н. Новлянской по литературе в VII-э, курс риторики в I-VII, X-XI классах; курс права человека со II по VII классы);
- в освоении РО Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова;
- в реализации поточного обучения по предметам "русский язык" и "математика" в V-VII классах как подготовительного этапа к созданию классов гимназического типа и углубленного изучения предмета, которое предполагается на параллели восьмых классов. Поточное обучение, реализуемое по основным предметам, обеспечивает равные возможности для всех учащихся V, VI классов при подготовке к обучению в гимназическом или классах углубленного изучения предмета. Поточность создает условия поэтапности, постепенного углубления и развития способностей учащимися в течение 1,5-2-х лет, обеспечивает возможность для "вырастания" ученика в гимназиста. Фактически создается новая линия формирования классов: на основе равных возможностей, с учетом индивидуальной готовности и развитых предметных способностей учащихся.
Обобщим подходы к реализации инноваций на основе обеспечения основных функций управления.
- Развитие материально-технических условий (предоставление для использования возможностей медиацентра школы, электронной почты, множительной техники и др.).
- Обеспечение организационных ресурсов (подвижное расписание уроков и консультаций).
- Организация системного взаимодействия педагога-инноватора с родителями учащихся, классным руководителем, учителями-предметниками в следующих формах:
- родительские собрания по обсуждению целей курса, планируемых результатов, способов подведения промежуточных итогов работы,
- круглые столы по обсуждению видеоуроков,
- открытые уроки для родителей,
- консультации с учителем-инноватором,
- анкетирование учащихся и родителей.
Созданные организационные условия в значительной степени востребовали и создали условия для совершенствования профессионализма педагогов - инноваторов в следующих аспектах:
- знание содержания предмета в пределах нововведения;
- владение технологией РО или способами проблематизации ТО;
- знание возрастной психологии и применение её в условиях инноватики.
Анализ качества реализации ведущих функций управления при организации инновационной деятельности в школе позволяет отфиксировать значительность спектра созданных возможностей для становления как субъекта инновационной деятельности, обеспечения субъектной позиции родителей при осуществлении инноваций. Но при этом на сегодняшний день сохраняется ряд проблем в осуществлении инновационной деятельности, лежащих в сфере и управленческой, и педагогической деятельности.
Выделим некоторые проблемы педагогического характера.
В реализации инновационных курсов:
- у педагогов, приступивших к освоению инновационного курса, возникли затруднения при разработке показателей результативности реализуемого инновационного курса; имеет место смещение показателей результативности в направлении ЗУН учащихся в освоении непосредственно самого предмета, а не инновационной программы;
- обеспечен выход учителей-инноваторов в педагогический анализ продвижения класса в целом, при сохранении как слабо анализируемой учителем позиции индивидуального продвижения учащихся в освоении предмета.
Обозначенные трудности свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности у учителя навыков исследовательской деятельности в целом, аналитической способности, навыков диагностирования и интерпретации данных диагностики, в частности.
В реализации поточного обучения:
- низкий уровень владения педагогами способами формирования межклассного пространства по причине отсутствия навыков разработки и внедрения спецкурсов надпредметного содержания, недостаточной готовности педагогов к использованию интерактивных деятельностных форм работы с учащимися; следствием этого стала слабая востребованность учащимися спецкурсов, и, естественно, несформированность межклассного пространства при переходе на потоки, что привело в дальнейшем к дополнительным трудностям в адаптации отдельных школьников к новому классу и учителю.
Обратимся к проблемам управленческого характера.
Выделим недостаточный уровень деятельности внутришкольной службы мониторинга. Это проявляется в том, что выбор инновационной программы, курса, УМК происходит не в связи с необходимостью в решении возникшей в результатах УВП проблемы, а как интуитивный выбор учителя или администрации, объясняемый какими-либо частными обстоятельствами. Отсюда и проблема результата: он является не планируемым, а фиксируемым по ходу получения.
Возникли проблемы и в создании организационных условий при обеспечении поточного обучения:
- в обновлении содержания образования через введение инновационных курсов;
- в освоении РО Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова;
- в реализации поточного обучения по предметам "русский язык" и "математика" в V-VII классах как подготовительного этапа к созданию на восьмой параллели классов гимназического типа и углубленного изучения предмета.
При планировании инновационной деятельности ведущее место занимает гласность и доступность информации. Считаем, что на этом этапе важно отсутствие недоговоренностей, непониманий. Если каждый человек осознает свою миссию в общей работе, то обеспечивается возможность для самоопределения, самореализации, изменяется стереотип, происходит саморазвитие. Соблюдения данного условия на этапе введения инноваций достигали через совместное планирование при организации поточного обучения (оперативное совещание по итогам аттестации школы с рассмотрением рекомендации аттестационной комиссии об организации гимназии на базе школы №33, обсуждение проектов Положений об организации поточного обучения через заседания предметных МО).
При планировании педагогической деятельности по апробации инновационных курсов в качестве основной формы взаимодействия использовалось управленческое консультирование, причем, в силу того, что основные позиции в этом блоке инновационной деятельности педагогами уже разработаны. Положение об инновационной деятельности в школе действует третий год, в течение прошлого года апробированы формы экспертного контроля по этапам реализуемого исследования, соотнесены варианты отчетности. Данное обстоятельство определило доминирование консультационной работы в этом учебном году по разработке показателей результативности обучения учащихся по инновационным программам. Выработка данных показателей позволяет учителю целенаправленно и системно осуществить контроль процесса освоения инновационной программы и результатов обучения учащихся, которые она обеспечивает. Управленческое консультирование было актуальным при формировании и других направлений инновационной деятельности на данном этапе. Приоритетными выделили следующие:
- формирование банка педагогических диагностик по предметам;
- освоение педагогических способов совместной с учащимися разработки критериев оценки и дальнейшего использования их в уроках;
- разработка диагностических карт класса, отражающих оценку учителя и самооценку учащихся, как диагностического инструмента для родителей, самих учащихся, классного руководителя, администрации.
Разделение с педагогами одной из функций управления - планирования обеспечивает мотивационную готовность работать в рамках нововведения, высокий уровень осознания его целей и задач, закладывает основы для развития педагогического умения оценивать конечные результаты инновации, проводить корректировку инновационной программы.
Большое значение для осуществления инновационной работы имеет реализация еще одной функции руководства -
мотивирования. Она обеспечивалась через действие статей о материальном поощрении в нормативных документах школы: "Положение о материальном стимулировании", "Положение об инновационной деятельности", индивидуальное собеседование по заранее поставленным вопросам, предоставление возможности публикации материалов и иных форм транслирования инновационного опыта на уровне школы, района, города, публичного признания успехов в реализации инноваций, возможности повышения категорийности на основе обобщения инновационного опыта.
Возможностью опубликовать свои достижения в 2001-02 учебном году воспользовались 14 человек, повысили квалификационную категорию (из педагогов-инноваторов) 6 человек, что составляет 54,5 % от числа аттестованных за год.
Реализация организационной функции управления предполагает создание условий для осуществления инновационной деятельности.
Для более успешного перехода на поточное обучение в V-VI-VII классах по русскому языку и V, VII классах по математике на разных этапах были созданы определенные условия.
В ходе подготовительного этапа (I полугодие) провели заседания МО математиков и филологов с целью согласования позиций по вопросам:
- Согласование последовательности изучения тем и их часового распределения по учебникам Бабайцевой, Разумовской (по русскому языку), Алимова, Макарычева (по математике).
- Выравнивание изученных содержательных блоков программы к моменту перехода на потоки (январь 2002 года).
- Создание банка материалов по результатам предметной успешности учащихся с целью выявления детей, показывающих стабильное качество предметных знаний.
- Проведение психологического диагностирования.
- Проведение классных собраний с целью информирования родителей о целях, задачах, планируемых результатах поточного обучения; ознакомление со списочным составом учащихся по потокам.
- Разработка программно-методического обеспечения для потоков углубленного изучения предметов:
- по русскому языку с включением программы "Основ русской словесности" Горшкова и уроков "Компьютерного практикума" в VII классах, направленного на отработку предметных навыков;
- по математике с включением заданий повышенной сложности, заданий проблемного творческого характера, создание на их основе банка дидактических материалов.
- Разработка календарно-тематических планов.
- Разработка спецкурсов надпредметного содержания, имеющих целью сформировать межклассное пространство и подготовить учащихся к работе в классах нового состава.
- Создание расписания с учетом реализации поточного обучения.
Этап практической реализации (II полугодие):
- Реализация преподавания математики и русского языка в V-VII классах на основе потоков: прогимназического и общеобразовательного.
- Проведение предметных МО с целью согласования позиций на первом этапе реализации поточного обучения.
- Проведение промежуточной рефлексии педагогов и учащихся с целью выявления трудностей.
- Разработка контрольных работ с наличием компонента углубления по русскому языку и математике.
- Организация контроля знаний, умений учащихся по прогимназическим программам, интерпретация результатов.
- Обеспечение административного контроля за качеством выполнения учебных программ, обеспечения углубляемого содержательного компонента, реализации технологии РО или проблематизации ТО, ведения необходимой документации.
Для продолжения апробации инновационных курсов реализация организованной функции выразилась в следующих действиях:
- Обеспечение научного консультирования через соответствующие центры: ЗУУНЦ, ГЦРО.
- Развитие материально-технических условий (предоставление для использования возможностей медиацентра школы, электронной почты, множительной техники и др.).
- Обеспечение организационных ресурсов (подвижное расписание уроков и консультаций).
- Организация системного взаимодействия педагога-инноватора с родителями учащихся, классным руководителем, учителями-предметниками в следующих формах:
- родительские собрания по обсуждению целей курса, планируемых результатов, способов подведения промежуточных итогов работы;
- круглые столы по обсуждению видеоуроков;
- открытые уроки для родителей;
- консультации с учителем-инноватором;
- анкетирование учащихся и родителей.
Созданные организационные условия в значительной степени востребовали создание нового блока условий для совершенствования профессионализма педагогов-инноваторов в следующих аспектах:
- знание содержания предмета для успешного осуществления нововведения;
- владение технологией РО или способами проблематизации ТО;
- знание возрастной психологии и применение ее в условиях инноватики.
Анализ качества реализации ведущих функций управления при организации инновационной деятельности в школе позволяет зафиксировать значительность спектра созданных возможностей для становления педагога как субъекта инновационной деятельности, обеспечения субъектной позиции родителей при осуществлении инновационной деятельности, лежащих в сфере и управленческой и педагогической деятельности.
Внедрение инноваций потребовало изменений в организационной структуре управления. Появились новые органы управления, являющиеся механизмами существования уже имеющихся инноваций и внедрения новых:
Научно-практическая лаборатория школы. Цель: посредством исследовательской деятельности педагогов обеспечить инновационное продвижение педагогического коллектива в целом.
В структуре лаборатории выделились секции:
- освоение технологий РО по предметам "русский язык" и "математика" (в составе учителя начальной и средней школы);
- секция по разработке концептуальных основ предметности;
- секция информатизации образования;
- секция освоения прав и свобод учащихся в образовательном процессе.
Инновационное развитие педагогического коллектива потребовало создания органа, задача которого состоит во включении молодых специалистов, прибывших в нашу школу педагогов, в ту работу, которая уже состоялась в школе и происходит в данный момент, передача им ценностей и традиций, сложившихся и разделяемых педагогическим коллективом. Речь идет о Школе начинающего специалиста.
В ходе реализации инноваций сформировалась нормативно-правовая база, закрепляющая и обеспечивающая развитие в избранном школой направлении:
- "Положение о наборе в прогимназический класс";
- "Положение о подготовке учителя к работе в прогимназическом классе";
- "Положение о поточном обучении";
- "Положение о НПЛ школы";
- "Положение о школе начинающего специалиста".
|